Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL ESCORT OF THE YOUNGER SCHOOL STUDENTS HAVING LIMITED OPPORTUNITIES OF HEALTH

Tyurina N.N. 1 Barkunova O.V. 1
1 Shuysky branch of Ivanovskoye of the state university
In article features of work of the educational psychologist in the conditions of inclusive education on the example of school are considered. Search of active forms, methods and methods of training of children with limited opportunities of health is one of the relevant directions of modern educational practice. The author has described experience of psychology and pedagogical escort of the younger school students having limited opportunities of health, tasks, conditions and the directions of their maintenance at the level of elementary school are considered. Also in a research problems in mental development of children with limited opportunities of health are revealed and presented, categories of children in work with which there are difficulties at teachers are described. The offered approaches to the organization of occupations within psychology and pedagogical maintenance with this category of students aimed at the informative development and adaptation are of value.
psychology and pedagogical maintenance
children with limited opportunities of health

В настоящее время сложилась неблагоприятная ситуация в состоянии здоровья детей школьного возраста, уже с младшего школьного возраста у детей отмечаются те или иные отклонения в состоянии здоровья. Приоритетом государственной политики России стало создание условий для предоставления детям с ограниченными возможностями здоровья равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных учреждениях с учетом особенностей их психофизического развития это гарантирует Федеральный закон «Об образовании в РФ» [4]. Задачей психолого-педагогического сопровождения младших школьников, имеющих ограниченные возможности здоровья является коррекция недостатков в психическом развитии детей и помощь им в освоении образовательной программы.

Школа МОУ СОШ № 7 г. Шуя является участником государственной программы «Доступная среда». Обучение в школе – направлено на формирование полной социализированной личности ребенка с нарушением физического развития через коррекционно – развивающее обучение и воспитание, направленное на личностное развитие, способствующее овладению необходимых жизненно важных знаний, умений и навыков, успешной социальной адаптации. На основании этого строит свою работу педагогический состав в данном учреждении. В нашей школе для реализации идеи совместного образования детей с отклонениями в развитии созданы ряд условий: доступная среда (оборудован пандус, сенсорные коврики); занятия педагога-психолога проходят в сенсорной комнате, в которой есть возможность снятия тревожности, агрессивности детей с ОВЗ, их можно расположить к общению и взаимодействию как с психологом так и со сверстниками.

Младшие школьники с ОВЗ, ограничены в удовлетворении потребности в двигательной активности, в связи с периодом адаптации к новым (учебным) нагрузкам и, возможно, эти нагрузки избыточны. Задача педагогов – психологов помочь детям с ОВЗ социализироваться в обществе и адаптироваться в общеобразовательной школе.

Учитывая разнонаправленность заболеваний у детей, посещающих школу, педагогами был задан вопрос – «Какие категории детей с ОВЗ, вызывают у вас наибольшие трудности при совместном обучении?». По степени сложности в работе распределили детей с ОВЗ на восемь групп. На первом месте оказались дети с нарушением зрения, на втором – с нарушением слуха, третью позицию занимают дети с нарушением речи. Школьники с задержкой психического развития отнесены на четвертое место вызывающих у них затруднения в работе. На пятом месте – дети с нарушением опорно – двигательного аппарата, на шестом – нарушением интеллекте, на седьмом – с нарушением общения и поведения (гиперактивные), на восьмом – дети, развитые выше нормы (одаренные).

На основании проведенных исследований были предложены следующие подходы к организации занятий с педагогом – психологом детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы: начиная с младшего школьного возраста, в занятия необходимо включать упражнения направленные на развитие внимания, координации тела, упражнения для развития мелкой моторики; снижение тревожности; развитие коммуникативных умений, мимики и пантомимики; развитие пространственных восприятий и ощущений, воображения; стимуляция зрительных и тактильных ощущений, снятие нервно – психического и эмоционального напряжения;

К условиям психолого-педагогического сопровождения младших школьников, имеющих ограниченные возможности здоровья отнесем: занятия должны строиться с учетом индивидуальных возможностей ребенка, с опорой на сохранные функции; для закрепления эффекта занятий должны соблюдаться принципы комплексности и непрерывности сопровождения.

Ключевыми направлениями психолого-педагогического сопровождения младших школьников с ОВЗ является: диагностика, коррекционная и развивающая работа, профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей данной категории [1]. Перечисленные направление взаимосвязаны и подчиняются принципам: соблюдение интересов ребенка, системность и доступность, непрерывность, вариативность, принцип создания ситуации успеха, принцип психологической комфортности, гуманность и реалистичность.

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе педагога – психолога.

Регулярные занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья являются жизненно необходимыми. При выполнении комплекса коррекционных упражнений используется музыкальное сопровождение. В процессе выполнения рекомендуется использовать наглядный метод, показывать каждое упражнения, хвалить детей за правильное выполнение упражнения.

Эффективными формами работы в ходе реализации коррекционных и развивающих программ являются: создание игровых ситуаций; дидактические игры; игровые и коммуникативные тренинги; психогимнастика и упражнения на релаксацию, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, а также способствующие успешной работе с агрессией и тревожностью.

В ходе занятий мы стараемся скорректировать нежелательные особенности психического развития ребенка. Эти занятия направлены на развитие познавательных процессов, на решение проблем в эмоционально – волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки учащихся. Занятия включают в себя разнообразные упражнения: развивающие, игровые, рисуночные и другие задания – в зависимости от поставленных целей и возраста школьника. Все перечисленные занятия проводятся в групповой форме, кроме коррекционных, которые проводятся индивидуально.

Хочется еще раз отметить, что доминирующим видом деятельности педагога – психолога в учреждении, является коррекционно – развивающая работа.

В квалифицированной помощи нуждаются не только дети с ОВЗ, но и родители. Очень часто можно столкнуться с тем, что родители не знают, куда обратиться за помощью, что важно для их ребёнка в тот или иной момент его развития. Одну группу родителей составляют те, у кого уже детям оформлена инвалидность. Другую, более сложную группу, составляют родители, дети которых имеют отклонения в развитии, но они не замечают отклонения, считают это нормой, списывают на субъективное отношение педагогов к ребенку или еще не готовы к сотрудничеству со специалистами.

Таким образом, наряду с задачами коррекции недостатков в психическом развитии младших школьников и помощи им в освоении образовательной программы, психолого-педагогическое сопровождение на этапе начальной школы способствует сохранению и укреплению психического здоровья школьников, а также направлено на разработку рекомендаций по психолого – педагогической помощи семьям с ребенком ОВЗ и педагогам.