Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования (НОО) одной из приоритетных задач образования рассматривает приобщение детей к жизни в современном, постиндустриальном обществе, т.е. их социализацию. Вхождение в социальную среду, систему социальных связей индивида обеспечивается социальным опытом [1; 2 и др.].
Проблемы социализации и социального опыта рассматриваются в работах зарубежных и отечественных исследователей в разных областях научного знания: культурологии, социологии, философии, психологии, педагогики и других наук.
В отечественной литературе социальный опыт представлен в трудах Н.Ф. Головановой, М.Р. Дауровой, П.А. Корнеева, А.В. Мудрика, И.А. Неясовой, В.П. Погудина, А. Шюц и др.
Изучение литературы показало, что нет единого подхода к его определению.
Анализируя различные подходы к пониманию социального опыта, мы установили, что в наиболее широком смысле под социальным опытом понимают «…результат познавательной и практической деятельности, который выражается в совокупности знаний о социальной действительности, а также усвоение способов деятельности, эмоциональных, социальных отношений, творческой деятельности» [6, С. 42]. Однако, большинство исследователей считают основным содержанием социального опыта продуктивное взаимодействие с окружающими и склоняются к определению социального опыта Н.Ф. Головановой, которая рассматривает его как «…результат активного взаимодействия, взаимоотношения с окружающей средой» [3, С.42]. Основанием социального опыта младших школьников является формирование личностно-значимых качеств ребенка, принятие и использование норм и правил конструктивного общения в практической деятельности.
Противоречия между устоявшимися традициями образовательной системы и изменившимися требованиями современности к личности осложняют процесс социализации современного школьника. Установлено, что обучающиеся испытывают трудности накопления социального опыта, усвоения приемов и навыков поведения в обществе. Это препятствует их эффективному ценностному самоопределению, формированию в процессе образования системы универсальных учебных действий, становлению способностей к конструктивным совместным действиям по достижению социально и личностно-значимых целей, развитию умений в быстро меняющемся мире жить и достигать успеха. В последнее время одним из целевых ориентиров на начальных этапах обучения в школе развитию социального опыта придают все большее значение.
В психолого-педагогической литературе установлено, что сенситивным периодом для освоения социального опыта и становления предпосылок дальнейшего социального развития детей является именно младший школьный возраст [4 и др.]. Сверстники, педагоги и родители для учеников младших классов являются самыми частыми субъектами взаимодействия, а предметом служит совместная, творческая и учебно-познавательная деятельность.
В организации социального опыта огромную роль играет образовательный процесс [6 и др.]. В результате анализа ФГОС НОО мы определили три группы требований к результатам овладения основной образовательной программой (ООП) НОО, предъявляемые младшим школьникам в контексте социализации.
1. Личностные результаты: младшие школьники должны знать о правилах взаимоотношений человека с окружающим социальным миром и самим собой; дети должны быть компетентны в вопросах о культуре поведения в общественных местах; уметь ориентироваться в социальных понятиях; проявлять заинтересованность к изучению явлений социальной жизни, культуре, истории родного края и страны; а также готовность к саморазвитию.
2. Метапредметные результаты: школьники должны знать и соблюдать правила образовательного учреждения, культурного поведения, должны следовать правилам поведения в местах отдыха и труда; уметь оценивать своё и чужое поведение, проявлять инициативу при оказании помощи окружающим, разрешать конфликты, решать элементарные проблемные социальные задачи, а также употреблять слова только речевого этикета; важно, чтобы младшие школьники умели задавать вопросы, приемлемым способом дискутировать, умели планировать и прогнозировать свою деятельность, анализировать и сравнивать действия себя и других, выделять главное и делать выводы; творческий подход предполагает проявление у детей самостоятельности, ориентации на содержание творческого задания, а также адаптироваться к изменяющимся условиям среды и творчески подходить к выполнению заданий.
3. Предметные результаты: соответствуют задачам Программы духовно–нравственного развития и подразделяются на 2 области:
а) развития социальной культуры, к которой относятся доброжелательность и отзывчивость ребенка, понимание и сопереживание окружающим, умение сотрудничать с учителем, родителями, сверстниками;
б) развития семейной культуры: демонстрировать уважительные отношения к родителям, заботу о близких, проявлять внимание к желаниям других и стремление к согласованным действиям, развитие представлений о семейных ролях, ценностях и т.д. [7].
В возрасте 6–8 лет идёт глобальное усвоение новых научных понятий, формируется единая система представлений, знаний, умений, навыков и опыта общения. Эти тенденции отмечались в работах многих известных авторов. К ним относятся исследования Л.И. Божович, Н.Ф. Головановой, И.В. Дубровиной, Я.Л. Коломинского, А.А. Люблинской, М.В. Матюхиной, Д.Б. Эльконина и других исследователей [2, 3, 4 и др.].
Опираясь на исследуемые данные И.А. Неясовой и ФГОС НОО, выделим отличительные характеристики освоения социального опыта младшими школьниками, обучающимися по ООП НОО. К ним относятся:
1) развитие сферы социальных отношений личности младшего школьника. При этом, основное обогащение социального опыта происходит за счет появления новых представлений о социальном мире и освоения элементарных социально-нравственных понятий;
2) стремление к социально-нравственному саморазвитию и совершению социально значимых и одобряемых поступков;
3) расширение круга социальных отношений ребенка с окружением;
4) обогащение творческого потенциала разрешения социальных ситуаций, хотя стремление к творчеству не всегда реализуется полноценно [5; 7].
Подводя итог вышесказанному, отметим основные тенденции формирования социального опыта младших школьников. Рассматривая социальный опыт как результат активного взаимодействия с окружающей средой, можно выделить его следующие параметры: личностные характеристики; состояние социальной приспособленности ребенка; взаимоотношения с окружающими. Анализируя требования к овладению компетенциями в младшем школьном возрасте, согласно ФГОС НОО, результатами освоения социального опыта являются следующие:
1) личностные характеристики ребенка: активность, доброжелательность, толерантность, самостоятельность, ответственность и др.;
2) состояние социальной приспособленности: практическое применение правил и норм поведения в разных социальных ситуациях; компетентность в социальных понятиях и вопросах о культуре поведения в обществе; умение планировать и прогнозировать свои поступки и поступки других людей; гуманистические и демократические ценностные ориентации; интерес к изучению явлений социальной жизни, культуре; готовность к саморазвитию; адаптация к изменяющимся условиям среды;
3) взаимоотношения с окружающими детьми: навыки сотрудничества с окружающим социальным миром (взрослые, сверстники) в различных социальных ситуациях; умение понимать выражение чувств окружающих в мимике, пантомимике, действиях, речи, различных эмоциональных состояниях, а также умение оречевлять эти чувства; проявление инициативы; разрешение приемлемым способом различных дискуссий, конфликтов.
Библиографическая ссылка
Федоренко И.К., Градова Г.Н. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3-5. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18462 (дата обращения: 21.11.2024).