Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

PSYCHO-PEDAGOGICAL ASPECTS OF FORMATION OF SOCIAL EXPERIENCE OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Fedorenko I.K. 1 Gradova G.N. 1
1 Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov
Actual problem of modern educational theory and practice is the formation of social experience of younger students that is meaningful and appropriate to the goals and objectives of the Federal State Educational Standard of Primary General Education. The article discusses the issue of socialization of primary schoolchildren in the educational process. The marked diversity of approaches to understanding the social experience, defined the main concepts. This paper presents the features and challenges of development of social experience of younger pupils. The role of educational process in the formation of the social experience. Distinguishing characteristics of the social experience of students enrolled in the basic educational program primary education. In accordance with the established parameters of social experience demands mastery of competencies in the early school years, education standards are divided into three groups: personal characteristics; social adaptation of the child; relationships with others.
socialization
social experience
younger schoolchildren

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования (НОО) одной из приоритетных задач образования рассматривает приобщение детей к жизни в современном, постиндустриальном обществе, т.е. их социализацию. Вхождение в социальную среду, систему социальных связей индивида обеспечивается социальным опытом [1; 2 и др.].

Проблемы социализации и социального опыта рассматриваются в работах зарубежных и отечественных исследователей в разных областях научного знания: культурологии, социологии, философии, психологии, педагогики и других наук.

В отечественной литературе социальный опыт представлен в трудах Н.Ф. Головановой, М.Р. Дауровой, П.А. Корнеева, А.В. Мудрика, И.А. Неясовой, В.П. Погудина, А. Шюц и др.

Изучение литературы показало, что нет единого подхода к его определению.

Анализируя различные подходы к пониманию социального опыта, мы установили, что в наиболее широком смысле под социальным опытом понимают «…результат познавательной и практической деятельности, который выражается в совокупности знаний о социальной действительности, а также усвоение способов деятельности, эмоциональных, социальных отношений, творческой деятельности» [6, С. 42]. Однако, большинство исследователей считают основным содержанием социального опыта продуктивное взаимодействие с окружающими и склоняются к определению социального опыта Н.Ф. Головановой, которая рассматривает его как «…результат активного взаимодействия, взаимоотношения с окружающей средой» [3, С.42]. Основанием социального опыта младших школьников является формирование личностно-значимых качеств ребенка, принятие и использование норм и правил конструктивного общения в практической деятельности.

Противоречия между устоявшимися традициями образовательной системы и изменившимися требованиями современности к личности осложняют процесс социализации современного школьника. Установлено, что обучающиеся испытывают трудности накопления социального опыта, усвоения приемов и навыков поведения в обществе. Это препятствует их эффективному ценностному самоопределению, формированию в процессе образования системы универсальных учебных действий, становлению способностей к конструктивным совместным действиям по достижению социально и личностно-значимых целей, развитию умений в быстро меняющемся мире жить и достигать успеха. В последнее время одним из целевых ориентиров на начальных этапах обучения в школе развитию социального опыта придают все большее значение.

В психолого-педагогической литературе установлено, что сенситивным периодом для освоения социального опыта и становления предпосылок дальнейшего социального развития детей является именно младший школьный возраст [4 и др.]. Сверстники, педагоги и родители для учеников младших классов являются самыми частыми субъектами взаимодействия, а предметом служит совместная, творческая и учебно-познавательная деятельность.

В организации социального опыта огромную роль играет образовательный процесс [6 и др.]. В результате анализа ФГОС НОО мы определили три группы требований к результатам овладения основной образовательной программой (ООП) НОО, предъявляемые младшим школьникам в контексте социализации.

1. Личностные результаты: младшие школьники должны знать о правилах взаимоотношений человека с окружающим социальным миром и самим собой; дети должны быть компетентны в вопросах о культуре поведения в общественных местах; уметь ориентироваться в социальных понятиях; проявлять заинтересованность к изучению явлений социальной жизни, культуре, истории родного края и страны; а также готовность к саморазвитию.

2. Метапредметные результаты: школьники должны знать и соблюдать правила образовательного учреждения, культурного поведения, должны следовать правилам поведения в местах отдыха и труда; уметь оценивать своё и чужое поведение, проявлять инициативу при оказании помощи окружающим, разрешать конфликты, решать элементарные проблемные социальные задачи, а также употреблять слова только речевого этикета; важно, чтобы младшие школьники умели задавать вопросы, приемлемым способом дискутировать, умели планировать и прогнозировать свою деятельность, анализировать и сравнивать действия себя и других, выделять главное и делать выводы; творческий подход предполагает проявление у детей самостоятельности, ориентации на содержание творческого задания, а также адаптироваться к изменяющимся условиям среды и творчески подходить к выполнению заданий.

3. Предметные результаты: соответствуют задачам Программы духовно–нравственного развития и подразделяются на 2 области:

а) развития социальной культуры, к которой относятся доброжелательность и отзывчивость ребенка, понимание и сопереживание окружающим, умение сотрудничать с учителем, родителями, сверстниками;

б) развития семейной культуры: демонстрировать уважительные отношения к родителям, заботу о близких, проявлять внимание к желаниям других и стремление к согласованным действиям, развитие представлений о семейных ролях, ценностях и т.д. [7].

В возрасте 6–8 лет идёт глобальное усвоение новых научных понятий, формируется единая система представлений, знаний, умений, навыков и опыта общения. Эти тенденции отмечались в работах многих известных авторов. К ним относятся исследования Л.И. Божович, Н.Ф. Головановой, И.В. Дубровиной, Я.Л. Коломинского, А.А. Люблинской, М.В. Матюхиной, Д.Б. Эльконина и других исследователей [2, 3, 4 и др.].

Опираясь на исследуемые данные И.А. Неясовой и ФГОС НОО, выделим отличительные характеристики освоения социального опыта младшими школьниками, обучающимися по ООП НОО. К ним относятся:

1) развитие сферы социальных отношений личности младшего школьника. При этом, основное обогащение социального опыта происходит за счет появления новых представлений о социальном мире и освоения элементарных социально-нравственных понятий;

2) стремление к социально-нравственному саморазвитию и совершению социально значимых и одобряемых поступков;

3) расширение круга социальных отношений ребенка с окружением;

4) обогащение творческого потенциала разрешения социальных ситуаций, хотя стремление к творчеству не всегда реализуется полноценно [5; 7].

Подводя итог вышесказанному, отметим основные тенденции формирования социального опыта младших школьников. Рассматривая социальный опыт как результат активного взаимодействия с окружающей средой, можно выделить его следующие параметры: личностные характеристики; состояние социальной приспособленности ребенка; взаимоотношения с окружающими. Анализируя требования к овладению компетенциями в младшем школьном возрасте, согласно ФГОС НОО, результатами освоения социального опыта являются следующие:

1) личностные характеристики ребенка: активность, доброжелательность, толерантность, самостоятельность, ответственность и др.;

2) состояние социальной приспособленности: практическое применение правил и норм поведения в разных социальных ситуациях; компетентность в социальных понятиях и вопросах о культуре поведения в обществе; умение планировать и прогнозировать свои поступки и поступки других людей; гуманистические и демократические ценностные ориентации; интерес к изучению явлений социальной жизни, культуре; готовность к саморазвитию; адаптация к изменяющимся условиям среды;

3) взаимоотношения с окружающими детьми: навыки сотрудничества с окружающим социальным миром (взрослые, сверстники) в различных социальных ситуациях; умение понимать выражение чувств окружающих в мимике, пантомимике, действиях, речи, различных эмоциональных состояниях, а также умение оречевлять эти чувства; проявление инициативы; разрешение приемлемым способом различных дискуссий, конфликтов.