В современном обществе приходится работать с огромным количеством информации и основной задачей школы является формирование у детей универсальных учебных действий. Люди перестали посещать библиотеки, искать информацию в книгах, не умеют работать с информацией в Интернете. В связи с этим необходимо не только знать, но и владеть информационными понятиями, новейшими технологиями и методами хранения и передачи информации, ресурсами Интернета, а также использовать в своей деятельности современные методы и приёмы. Все это позволит сформировать информационную культуру у ребенка. Но в наше время не все учителя сами являются информационно грамотными, а вследствие этого не применяют в своей деятельности новейшие технологии, методы и приемы для формирования информационной грамотности у детей младшего школьного возраста. Поэтому от того как учитель организует учебную деятельность на уроке ,зависит и формирование всех этих действий.
Данная проблема является актуальной и в ФГОС НОО определены планируемые результаты необходимые для освоения ООП, в которых уделяется особое внимание познавательным умениям [5, с. 9]:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий ( в справочных материалах учебника ,в детских энциклопедиях);
• ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
• использовать знаково-символические средства , в том числе модели схемы для решения языковых задач;
• дополнять готовые информационные объекты (таблицы ,схемы);
• находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи;
• осуществлять синтез составления целого из частей (составление слов, предложений ,текстов);
• классифицировать, обобщать ,систематизировать изученный материал по плану, таблице.
Таким образом, в стандарте представлены умения, которыми должен обладать ребенок в младшем школьном возрасте.
Информация – это совокупность сведений, представленных в различных видах и формах. Если обучающийся научится не только её искать, понимать, но и представлять в различных информационных продуктах её, то смогут видеть причинно-следственные связи между всеми элементами информации, проанализировать её, обобщить [1, с.14].Умение – это способ выполнения действия, основанный на приобретенных знаниях.
У учащихся необходимо формировать четыре группы умений, обеспечивающих:
– поиск информации;
– обработку информации;
– хранение информации;
– рефлексивные умения в сфере работы с информацией.
Если обучающиеся научатся работать с информацией, то можно формировать информационную грамотность.
По мнению Громовой Ольги Константиновны [2], информационная грамотность – это умение определять возможные источники информации и стратегию ее поиска, получать ее; умение анализировать полученную информацию, используя различного рода схемы, таблицы для фиксации результатов; умение оценивать информацию с точки зрения ее достоверности, точности, достаточности для решения проблемы; умение создавать свои источники информации.
Исходя из определения информационной грамотности и сущности деятельностного подхода, предполагается, что эффективная организация учебного процесса должна:
– содержать постановку учебно-информационных задач;
– быть основана на потребностях обучающихся и учитывать их уровень;
– привлекать обучающихся к информационной деятельности на всех учебных предметах;
– быть основана на активных методах.
В настоящее время и в образовательных учреждениях встает проблема о формировании информационной грамотности. Обычно большую часть урока учитель объясняет, иллюстрирует, рассказывает, дает репродуктивные задания. Активной познавательной деятельности учащихся отводится очень мало времени, что ведет к недостаточному развитию мышления. Проблемные, практические и исследовательские методы, способствующие формированию мыслительных процессов, используются недостаточно. Отсюда слабое развитие самостоятельного мышления учеников, предпочтение ими стандартных решений, неумение выбирать эффективные приемы работы с учебником.
Мальцева Н.Г. [4] также рассматривала проблему формирования информационной грамотности. В своей статье она рассматривала понятие «информационная грамотность». Подчеркивала необходимость формирования её с помощью нетекстовых форм представления информации (таблиц, диаграмм, схем).
Разнообразие источников и потребителей информации привело к появлению различных форм ее представления: символьной, текстовой, графической и др. Условно все формы можно разделить на текстовые и нетекстовые. К последней группе форм представления информации будут относиться символьная и графическая. Опишем их.
Символьная форма основана на использовании символов – букв, цифр, знаков и т.д. Эта форма представления информации является наиболее простой, но она практически применяется только для передачи несложных сигналов о различных событиях.
Графические приёмы систематизации материала и этапы их построения
Название приема |
Цель |
Этапы (правила ) построения |
«Дерево предсказаний» |
формирование нестандартного мышления, умения отличать вероятные ситуации от тех, которые никогда не могут произойти |
1 этап – преподаватель предлагает обучающимся высказать предположения по какой-либо теме (например, по материалу, который предполагается изучить на данном уроке). 2 этап – обучающиеся озвучивают идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные) преподаватель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями? Если появляются противоречивые мнения, на доске фиксируются и альтернативные идеи 3 этап – после изучения новой темы нужно вновь вернуться к «дереву предсказаний» и проверить, оправдались ли предположения обучающихся. |
Кластер |
развивает умение строить прогнозы и обосновывать их, учит умению проводить аналогии, устанавливать связи, развивает навык одновременного рассмотрения нескольких вариантов, столь необходимых при решении жизненных проблем. Способствует развитию системного мышления. |
1 этап – по середине чистого листа (классной доски) пишется ключевое слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы. 2 этап – обучающиеся записывают все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг «разбрасываются» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. 3 этап – осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт. |
4 этап – по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. |
||
Бортовые журналы |
развитие способности фиксировать информацию методом ключевых слов; развитие умения обобщать и систематизировать поток информации; |
Учитель объясняет, каким образом необходимо работать с бортовым журналом. В течение 10—15 мин учитель рассказывает на уроке «новое» для всего класса. Обучающиеся в течение 5 мин заполняют свои бортовые журналы (ключевые слова, рисунки, связь с опытом и т. д.). Обучающиеся в парах, а затем в группе обсуждают содержание своих журналов, отвечают на вопросы друг друга, а в некоторых случаях обращаются за консультациями (5—8 мин). Преподаватель обсуждает бортовые журналы со всем классом, проясняет непонятные моменты, отвечает на общие вопросы, обсуждает с обучающимися. |
Прием «Общее- уникальное» |
способствует развитию важного метапредметного умения – способности выделять и кратко представлять общие и особенные черты при сравнении двух и более предметов |
Проанализируйте представленную форму. Проанализируйте с двух позиций. Сделайте вывод. Выпишите общее. Можно оформить в виде таблицы. |
Стратегия «Фишбоу» |
Актуализация имеющихся у обучающихся знаний по изучаемой теме. |
1. В нижнем прямоугольнике, после обсуждения с классом, учитель записывает формулировку проблемы. 2. Путем анализа источников, возможно, просмотра видеофильмов и т.д. – обучающиеся выделяют причины и аргументы, подтверждающие их предположения. Часто бывает, что причин больше, чем аргументов. 3. Путем анализа связки «причины-аргументы» обучающиеся объединяют все аргументы в вывод, который записывается в конечной части рисунка |
Наиболее емкой и сложной является графическая форма представления информации. К этой форме относятся фотографии, схемы, чертежи, рисунки, играющие важную роль в деятельности человека.
Нетекстовые формы представления информации – модели, с помощью которых можно представить текст в знаково-символической форме. Графическая наглядность способствует сохранению зрительной памяти «опорных слов» у обучающихся. Используя графическую наглядность, учитель знакомит детей младшего школьного возраста не только с определенным объемом учебного материала, но и с путем его упорядочения, обобщения и систематизации. Отсюда следует,что выполненяя графические работы, учитель, и сам школьник могут оценивать организацию учебной деятельности. Графическая наглядность может быть представлена с помощью текстовых и нетекстовых форм. Существует многообразие нетекстовых форм представления информации: кластеры, таблица «Инсерт», прием «Общее–уникальное», стратегия «Фишбоу», «Бортовой журнал», «Дерево предсказаний» и др.
Опишем вышеперечисленные приемы в таблице.
Обобщая, мы видим, что данные приемы направлены на развитие умения выделять и графически представлять информаицю. Эти приемы выделили и описали С. Заир-Бек И. Муштавинская [3] в технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Анализ литературы по проблеме позволяет сделать вывод о том, что уже учебниках 5 класа по разным предметам школьникам предлагется составить, например, кластеры, а в начальной школе они даются обучающимся в готовом виде, что не не позволяет создать условия для формировани у них субъектной позиции, не формируя при этом у них умения составляющие информационную грамотность.
Поэтому необходимо так организовать работу с нетекстовыми формами представления информации для формирования информационной культуры у детей младшего школьного возраста на основе теории учебной деятельности В.В.Давыдова, который считал, что единственным каналом эффективного усваивания внешней информации является собственная учебная деятельность, и поэтому школьников надо обучать целенаправленно способам самостоятельного познания.
Библиографическая ссылка
Добранская Л.С., Алексеева О.В. НЕТЕКСТОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3-5. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18454 (дата обращения: 21.11.2024).