Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

NON-TEXTUAL FORMS OF INFORMATION REPRESENTATION AS A MEANS OF FORMING INFORMATION LITERACY IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

Dobranskaya L.S. 1 Alexeeva O.V. 1
1 Surgut state pedagogical University
Our time is characterized by a sharp increase in the volume and density of information flows, which leads to a change in the priorities of education. In this regard, it is necessary not only to know, but also to own information concepts, the latest technologies and methods of storing and transmitting information, Internet resources, and also to use modern methods and techniques in its activities. This change inevitably affects the activity of the teacher, the formation of the structure of his interaction with children in the conditions of an increasing flow of information. This problem is actual and in the CSF WITH BUT The planned results are unimaginable for the OOP, in which attention is paid to cognitive skills. The lesson occupies an important place in the educational process and is of paramount importance for the formation of the information culture of primary school students in particular. It is at the lesson that students ‘cognitive activity is organized, subject and key competencies are formed and developed, modern educational technologies are applied, a «success situation», psychological comfort is created, and the students’ health is maintained. Also, to form information literacy, the teacher can use other visual methods, such as graphical techniques. Graphic visualization makes it possible to preserve the visual memory of «on-and-off layers» of those who are in need. Using the graphic visualization, the teacher knows the children of primary school age not only with the limited amount of educational material, but also with the way of his ordering, about making and ordering.
information
information literacy
information culture
non-textual forms

В современном обществе приходится работать с огромным количеством информации и основной задачей школы является формирование у детей универсальных учебных действий. Люди перестали посещать библиотеки, искать информацию в книгах, не умеют работать с информацией в Интернете. В связи с этим необходимо не только знать, но и владеть информационными понятиями, новейшими технологиями и методами хранения и передачи информации, ресурсами Интернета, а также использовать в своей деятельности современные методы и приёмы. Все это позволит сформировать информационную культуру у ребенка. Но в наше время не все учителя сами являются информационно грамотными, а вследствие этого не применяют в своей деятельности новейшие технологии, методы и приемы для формирования информационной грамотности у детей младшего школьного возраста. Поэтому от того как учитель организует учебную деятельность на уроке ,зависит и формирование всех этих действий.

Данная проблема является актуальной и в ФГОС НОО определены планируемые результаты необходимые для освоения ООП, в которых уделяется особое внимание познавательным умениям [5, с. 9]:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий ( в справочных материалах учебника ,в детских энциклопедиях);

• ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;

• использовать знаково-символические средства , в том числе модели схемы для решения языковых задач;

• дополнять готовые информационные объекты (таблицы ,схемы);

• находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи;

• осуществлять синтез составления целого из частей (составление слов, предложений ,текстов);

• классифицировать, обобщать ,систематизировать изученный материал по плану, таблице.

Таким образом, в стандарте представлены умения, которыми должен обладать ребенок в младшем школьном возрасте.

Информация – это совокупность сведений, представленных в различных видах и формах. Если обучающийся научится не только её искать, понимать, но и представлять в различных информационных продуктах её, то смогут видеть причинно-следственные связи между всеми элементами информации, проанализировать её, обобщить [1, с.14].Умение – это способ выполнения действия, основанный на приобретенных знаниях.

У учащихся необходимо формировать четыре группы умений, обеспечивающих:

– поиск информации;

– обработку информации;

– хранение информации;

– рефлексивные умения в сфере работы с информацией.

Если обучающиеся научатся работать с информацией, то можно формировать информационную грамотность.

По мнению Громовой Ольги Константиновны [2], информационная грамотность – это умение определять возможные источники информации и стратегию ее поиска, получать ее; умение анализировать полученную информацию, используя различного рода схемы, таблицы для фиксации результатов; умение оценивать информацию с точки зрения ее достоверности, точности, достаточности для решения проблемы; умение создавать свои источники информации.

Исходя из определения информационной грамотности и сущности деятельностного подхода, предполагается, что эффективная организация учебного процесса должна:

– содержать постановку учебно-информационных задач;

– быть основана на потребностях обучающихся и учитывать их уровень;

– привлекать обучающихся к информационной деятельности на всех учебных предметах;

– быть основана на активных методах.

В настоящее время и в образовательных учреждениях встает проблема о формировании информационной грамотности. Обычно большую часть урока учитель объясняет, иллюстрирует, рассказывает, дает репродуктивные задания. Активной познавательной деятельности учащихся отводится очень мало времени, что ведет к недостаточному развитию мышления. Проблемные, практические и исследовательские методы, способствующие формированию мыслительных процессов, используются недостаточно. Отсюда слабое развитие самостоятельного мышления учеников, предпочтение ими стандартных решений, неумение выбирать эффективные приемы работы с учебником.

Мальцева Н.Г. [4] также рассматривала проблему формирования информационной грамотности. В своей статье она рассматривала понятие «информационная грамотность». Подчеркивала необходимость формирования её с помощью нетекстовых форм представления информации (таблиц, диаграмм, схем).

Разнообразие источников и потребителей информации привело к появлению различных форм ее представления: символьной, текстовой, графической и др. Условно все формы можно разделить на текстовые и нетекстовые. К последней группе форм представления информации будут относиться символьная и графическая. Опишем их.

Символьная форма основана на использовании символов – букв, цифр, знаков и т.д. Эта форма представления информации является наиболее простой, но она практически применяется только для передачи несложных сигналов о различных событиях.

Графические приёмы систематизации материала и этапы их построения

Название приема

Цель

Этапы (правила ) построения

«Дерево предсказаний»

формирование нестандартного мышления, умения отличать вероятные ситуации от тех, которые никогда не могут произойти

1 этап – преподаватель предлагает обучающимся высказать предположения по какой-либо теме (например, по материалу, который предполагается изучить на данном уроке).

2 этап – обучающиеся озвучивают идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные) преподаватель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями? Если появляются противоречивые мнения, на доске фиксируются и альтернативные идеи

3 этап – после изучения новой темы нужно вновь вернуться к «дереву предсказаний» и проверить, оправдались ли предположения обучающихся.

Кластер

развивает умение строить прогнозы и обосновывать их, учит умению проводить аналогии, устанавливать связи, развивает навык одновременного рассмотрения нескольких вариантов, столь необходимых при решении жизненных проблем. Способствует развитию системного мышления.

1 этап – по середине чистого листа (классной доски) пишется ключевое слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы.

2 этап – обучающиеся записывают все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг «разбрасываются» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

3 этап – осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт.

4 этап – по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

Бортовые журналы

развитие способности фиксировать информацию методом ключевых слов; развитие умения обобщать и систематизировать поток информации;

Учитель объясняет, каким образом необходимо работать с бортовым журналом.

В течение 10—15 мин учитель рассказывает на уроке «новое» для всего класса.

Обучающиеся в течение 5 мин заполняют свои бортовые журналы (ключевые слова, рисунки, связь с опытом и т. д.).

Обучающиеся в парах, а затем в группе обсуждают содержание своих журналов, отвечают на вопросы друг друга, а в некоторых случаях обращаются за консультациями (5—8 мин).

Преподаватель обсуждает бортовые журналы со всем классом, проясняет непонятные моменты, отвечает на общие вопросы, обсуждает с обучающимися.

Прием «Общее- уникальное»

способствует развитию важного метапредметного умения – способности выделять и кратко представлять общие и особенные черты при сравнении двух и более предметов

Проанализируйте представленную форму.

Проанализируйте с двух позиций.

Сделайте вывод.

Выпишите общее.

Можно оформить в виде таблицы.

Стратегия «Фишбоу»

Актуализация имеющихся у обучающихся знаний по изучаемой теме.

1. В нижнем прямоугольнике, после обсуждения с классом, учитель записывает формулировку проблемы.

2. Путем анализа источников, возможно, просмотра видеофильмов и т.д. – обучающиеся выделяют причины и аргументы, подтверждающие их предположения. Часто бывает, что причин больше, чем аргументов.

3. Путем анализа связки «причины-аргументы» обучающиеся объединяют все аргументы в вывод, который записывается в конечной части рисунка

 

Наиболее емкой и сложной является графическая форма представления информации. К этой форме относятся фотографии, схемы, чертежи, рисунки, играющие важную роль в деятельности человека.

Нетекстовые формы представления информации – модели, с помощью которых можно представить текст в знаково-символической форме. Графическая наглядность способствует сохранению зрительной памяти «опорных слов» у обучающихся. Используя графическую наглядность, учитель знакомит детей младшего школьного возраста не только с определенным объемом учебного материала, но и с путем его упорядочения, обобщения и систематизации. Отсюда следует,что выполненяя графические работы, учитель, и сам школьник могут оценивать организацию учебной деятельности. Графическая наглядность может быть представлена с помощью текстовых и нетекстовых форм. Существует многообразие нетекстовых форм представления информации: кластеры, таблица «Инсерт», прием «Общее–уникальное», стратегия «Фишбоу», «Бортовой журнал», «Дерево предсказаний» и др.

Опишем вышеперечисленные приемы в таблице.

Обобщая, мы видим, что данные приемы направлены на развитие умения выделять и графически представлять информаицю. Эти приемы выделили и описали С. Заир-Бек И. Муштавинская [3] в технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Анализ литературы по проблеме позволяет сделать вывод о том, что уже учебниках 5 класа по разным предметам школьникам предлагется составить, например, кластеры, а в начальной школе они даются обучающимся в готовом виде, что не не позволяет создать условия для формировани у них субъектной позиции, не формируя при этом у них умения составляющие информационную грамотность.

Поэтому необходимо так организовать работу с нетекстовыми формами представления информации для формирования информационной культуры у детей младшего школьного возраста на основе теории учебной деятельности В.В.Давыдова, который считал, что единственным каналом эффективного усваивания внешней информации является собственная учебная деятельность, и поэтому школьников надо обучать целенаправленно способам самостоятельного познания.