Введение
Заболевания сердечно-сосудистой системы занимают ведущее место среди причин смертности во всем мире. По оценкам, от ССЗ умерло 17,5 миллиона человек, что составило 31% всех случаев смерти в мире. Из этого числа 7,4 миллиона человек умерли от ишемической болезни сердца и 6,7 миллиона человек в результате инсульта. Более 75% случаев смерти от ССЗ происходят в странах с низким и средним уровнем дохода [1].
Ишемическая болезнь сердца (ИБС) представляет собой острую или хроническую дисфункцию миокарда вследствие относительного или абсолютного уменьшения снабжения миокарда артериальной кровью, чаще всего связанную с патологическим процессом в системе коронарных артерий [6]. Для компенсации развившихся локальных и системных нарушений кровообращения включается целый ряд регуляторных механизмов, одним из которых является повышение частоты сердечных сокращений (ЧСС), что связано с клиническим состоянием и прогнозом пациентов с ИБС [4].
В странах Западной Европы и Северной Америки в последнее время происходит устойчивое снижение смертности от ИБС, что связано с внедрением современных подходов к фармакотерапии, широким использованием хирургического лечения патологии коронарных сосудов (в том числе на уровне неотложной помощи), а также с социальной активностью государства, направленной на прививание населению принципа трепетного отношения к собственному здоровью [7]. На территории РФ, по данным Росстата за 2016 год, смертность от ССЗ занимает ведущее место и составляет 481, 780 человек на 100 тысяч населения, что значительно превосходит аналогичный показатель в большинстве европейских стран [3].Частота ИБС резко увеличивается с возрастом: у женщин с 0,1—1% в возрасте 45-54 лет до 10-15%, в возрасте 65-74 лет, а у мужчин с 2-5% в возрасте 45-54 лет до 10-20% в возрасте 65-74 лет [7]. Приблизительно в 50% случаев первичным проявлением ИБС является стенокардия с характерным симптомокомплексом боли или дискомфорта загрудинной локализации, возникающих на фоне физической или психоэмоциональной нагрузок [8].
Для лечения ИБС используются различные группы препаратов, обладающих антиангинальной активностью, таких как: бета-адреноблокаторы, ингибиторы АПФ, ингибиторы If-каналов синусового узла. При наличии бронхиальной астмы имеется настороженность в отношении бета-адреноблокаторов, ингибиторов АПФ, аспирина - препаратов, необходимых для улучшения прогноза и клинического течения ишемической болезни сердца.
Появление новой группы препаратов - ингибиторов If-каналов синусового узла, открывает дополнительные перспективы для выбора адекватной антиангинальной терапии у больных с кардиореспираторной патологией. Ивабрадин изолированно угнетает только автоматическую активность синусового узла и в отличие от антагонистов кальция и бета-блокаторов не оказывает влияния на сократимость миокарда [5].
Ивабрадин, специфически связываясь с f-каналами клеток синусового узла и дозозависимо ингибируя их, обеспечивает снижение ЧСС как в покое, так и при максимальной физической нагрузке без изменения среднего артериального давления. Кораксан, наряду с благоприятным профилем переносимости, обладает значительной антиангинальной и антиишемической эффективностью, по крайней мере, такой же, как и у существующих в настоящий момент препаратов для лечения стенокардии: β-адреноблокаторов и антагонистов кальция. Это позволяет рассматривать препарат в качестве альтернативы существующим антиангинальным средствам при наличии к ним противопоказаний или развития побочных эффектов [2].
Цель исследования
Сравнительная оценка эффективности применения ингибитора If-каналов синусового узла и блокатора кальциевых каналов у больных ишемической болезнью сердца (ИБС), со стабильной стенокардией напряжения ФК II-III на фоне бронхиальной астмы.
Материалы и методы
Проведён ретроспективный анализ 30 истории болезни пациентов, находившихся в терапевтическом отделении больницы РМЭ "Волжская ЦГБ" с диагнозом ИБС: стабильная стенокардия напряжения ФК II-III на фоне контролируемой/частично контролируемой бронхиальной астмы среднетяжелого/тяжелого персистирующего течения за период с июня по август 2017 гг. В среднем пребывание на койке составило - 12 ± 2. Средний возраст пациентов составил 60,8 ± 2,4 года (от 44 до 78 лет). Мужчин было 18 (60%), женщин - 12 (40%).
Все больные получали базисную терапию ИБС и сопутствующего бронхообструктивного заболевания: нитраты короткого действия (для купирования приступов стенокардии), аспирин, статины, ингибиторы АПФ, инглаляционные глюкокортикостероиды, ингаляционные β2 - агонисты длительного действия.
Пациенты были разделены на 2 группы, сопоставимые по возрасту, полу и клиническим проявлениям (ЧСС, приступы стенокардии, ФВД, бронхиальная обструкция). Группа 1 (n=15) получала ивабрадин (кораксан, Франция) в дозе 15 мг/сут, группа 2 (n=15) - верапамил (изоптин, Германия) – 240мг/сут.
Проводился анализ показателей: ЧСС покоя, уд/мин, количество приступов стенокардии в неделю, ФВД, число приступов бронхиальной обструкции в неделю. Статистическая обработка проводилась с помощью программы Microsoft Excel 2010. Для межгруппового сравнения количественных показателей использовали Т-критерий Уилкоксона.
Полученные результаты
В результате проведенного исследования были получены следующие данные:
Рис. 1. Динамика показателей ЧСС покоя в группах ивабрадина и верапамила при поступлении и при выписке из стационара. Примечание: (*) —р<0,01 (при сравнении внутри групп ивабрадина и верапамила).
Как видно из рис.1, на фоне терапии ивабрадином, ЧСС покоя достоверно снизилась (на 19, 2%; p<0,01). При приёме верапамила, наблюдалось более значимое снижение ЧСС (на 22%; p<0,01).
Таким образом, препараты показали свой отрицательный хронотропный эффект, который способствует снижению риска смертности от сердечно-сосудистых заболеваний.
Рис. 2. Динамика показателей приступов стенокардии в группах ивабрадина и верапамила при поступлении и при выписке из стационара. Примечание: (*) — р<0,05 (при сравнении внутри групп ивабрадина и верапамила).
На рис. 2 представлены клинические примеры снижения приступов стенокардии после приёма ивабрадина и верапамила. Применение ивабрадина сопровождалось достоверно более значимым по сравнению с группой верапамила снижением ангиозных приступов (на 76,3% приступов в группе ивабрадина, на 61,6% приступов в группе верапамила; p<0,05).
Рис. 3.: Динамика показателей ФВД в группах ивабрадина и верапамила при поступлении и при выписке из стационара. Примечание: (*) — р<0,01 (при сравнении внутри групп ивабрадина и верапамила).
По данным ФВД, у пациентов, получающих лечение ивабрадином, на фоне базисной терапии бронхиальной астмы, происходило достоверное увеличение показателей ФЖЕЛ - на 1,4% (р<0,01), ОФВ 1 - на 0,6% (р<0,01), у пациентов, получающих лечение верапамилом – на 1,7 % (р<0,01), на 2% (р<0,01) соответственно (Рис.3).
Рис. 4 .: Динамика показателей ФВД в группах ивабрадина и верапамила при поступлении и при выписке из стационара. Примечание: (*) — р<0,01 (при сравнении внутри групп ивабрадина и верапамила).
Как видно из рис.4, частота приступов удушья в группе ивабрадина уменьшилось на 3,72 (p<0,01), верапамила - на 5, 375 (p<0,01). Данные свидетельствуют о том, что терапия ивабрадином и верапамилом и не приводила к ухудшению бронхиальной проходимости у больных ИБС со стенокардией напряжения ФК II-III.
Выводы
На основании проведенного исследования по изучению эффективности ивабрадина (препарат кораксан) и верапамила (изоптин) у больных ИБС с сопутствующей бронхиальной астмой, можно сделать следующие выводы:
1. У всех пациентов за период проведения стационарного лечения наблюдалось достоверное уменьшение ЧСС, что способствует снижению риска смертности от сердечно-сосудистых заболеваний.
2. Применение ивабрадина сопровождалось достоверно более значимым по сравнению с группой верапамила снижением ангиозных приступов.
3. Терапия ивабрадином и верапамилом хорошо переносится пациентами и не приводит к ухудшению бронхиальной проходимости у больных ИБС со стенокардией напряжения ФК II-III.
Таким образом, у больных со стабильной стенокардией напряжения ФК II-III на фоне бронхиальной астмы среднетяжелого/тяжелого персистирующего течения, ивабрадин может быть использован как альтернатива верапамилу, для уменьшения ангиозных приступов.
Конфликта интересов нет.
Библиографическая ссылка
Гребнева А.Н., Иевлев Е.Н. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИВАБРАДИНА И ВЕРАПАМИЛА В ЛЕЧЕНИИ БОЛЬНЫХ ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ СЕРДЦА С СОПУТСТВУЮЩЕЙ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17964 (дата обращения: 21.11.2024).