Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ФИНАНСИРОВАНИЕ ОТДЫХА В ГОРОДСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ ГОРОДА БРАТСКА

Тонких Ю.С. 1 Варламова З.А. 1 Костырина В.О. 1
1 Иркутский Национальный Исследовательский Технический Университет
В статье проанализирован бюджет города Братска в плане финансирования деятельности отдыха. Исследовательский интерес представляет финансовый анализ расходов города Братска на отдых, в совокупности таких видов деятельности как образование, здравоохранение, спорт, культура и кинематограф. На базе этих данных сформулированы выводы об эффективности использования бюджетных средств. Анализ доходной части бюджета муниципального образования города Братска показывает, что за 2014-2016 год произошло увеличение суммы доходов на 24% при среднегодовых темпах роста 11,5% (13% и 10%). В 2016 году сумма бюджетных доходов составила 5 542 770 тыс. руб. За три года (2014-2016гг.), была выявлена негативная тенденция снижения удельного веса расходов на отдых в общих расходах городского бюджета (с 72% до 66%) в условиях роста общих расходов (на 24%) и доходов (на 21%).
анализ бюджета
город братск
расходы на отдых.
1. Хромешкин В.М География отдыха: понятийный, ресурсный, планировочный и политичейский аспекты. - Иркутск: Изд-во ИРНИТУ, 2016. – 422 с.
2. Пожитной Н.М., Хромешкин В.М. Основы теории отдыха: монография. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2011. - 180 с.
3. Хромешкин В.М. Теория отдыха: курс лекций.- Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2015. – 120 с.
4. Официальный сайт города Братска [Электронный ресурс]. – http://www.bratsk-city.ru/
5. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 30.12.2015). «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) [Электронный ресурс]. –http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/

Бюджетная стратегия муниципального образования ориентирована на содействие социальному и экономическому развитию территории, обеспечение достойной жизни жителей города Братска. При этом социальная ориентация рынка услуг отдыха предусмотрена действующим законодательством, в полномочиях органов местного самоуправления [1, с. 368].

В этой связи исследовательский интерес представляет укрупненное представление расходов бюджета на расходы труда и отдыха. Анализ доходной части бюджета муниципального образования города Братска [4] показывает, что за 2014-2016 год произошло увеличение суммы доходов на 24% при среднегодовых темпах роста 11,5% (13% и 10%). В 2016 году сумма бюджетных доходов составила 5 542 770 тыс. руб.

В свою очередь расходы городского бюджета также обнаруживали тенденцию возрастания (табл. 1). Так общие бюджетные расходы возросли на 21% (с годовыми темпами роста 13% и 7%). При этом если в 2015 году темпы роста расходов практически соответствовали темпам роста доходов, то в 2016 году расходы росли более низкими темпами по сравнению с доходами.

Таблица 1- Структура и динамика расходов бюджета города Братска

Расходы бюджета

Расходы тыс.руб.

По отношению к плановому показателю,%

Расходы тыс.руб.

По отношению к плановому показателю,%

Расходы тыс.руб.

По отношению к плановому показателю,%

 

2014 год

2015 год

2016 год

Социальные расходы

Образование

2 820 921

99,99

3 022186

100

3 082213

100

культуры, кинематографии

190 683

99,96

245 078

99,7

239 439

99,95

Здравоохранения

15 549

99,71

6 268

100

8 707

99,8

социальной политики

171 877

78,06

264 503

91,6

291 186

93,5

физической культуры и спорта

83 517

98,51

61 308

100

50 201

99,8

Итого социальных расходов

3 282 547

90,1

3 599343

94,2

3 671746

95,4

Другие отрасли

общегосударственные вопросы

337 328

99,7

409 691

99,2

367 935

99,6

национальная оборона

138 000

100

247 000

100

90 546

100

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

14 027

99,9

13 495

98,4

14 532

99,6

Национальная экономика

336 277

99,4

482 960

99,9

467 899

99,7

Жилищно-коммунальное хозяйство

533 647

78,7

569 719

82,9

924 882

89,3

охрана окружающей среды

11 765

100

8 900

98,1

7 500

98

Средства массовой информации

5 805

100

5 299

100

6 498

100

Обслуживание государственного и муниципального долга

48 856

99,9

55 756

97,9

57 241

98,1

Итого другие отрасли

1 287 843

89,7

1546 067

90,2

1 856033

93,6

Итого расходы

4 570 390

95,9

5 145410

97,1

5 527779

94,2

 

Финансовый анализ бюджета г. Братска показывает, что в 2014 году расходы бюджета исполнены в сумме 4 570 390 тыс. руб. (95,9% по отношению к плану), а доходы составили 4 468 847 тыс. руб. Таким образом, за 2014 год образовался дефицит бюджета в размере 101 543 тыс. руб. Поскольку расходные обязательства муниципального образования выполнены не в полном плановом объеме, можно предположить, что дефицит бюджета мог быть еще больше.

Доходы за 2015г составили 5 048 596, а расходы 5 145 410 тыс.руб. Таким образом, за 2015 год отмечался дефицит бюджета в размере 96 814 тыс. руб. Наиболее вероятными причинами образования бюджетного дефицита являются уменьшение налоговых поступлений в бюджет города Братска по сравнению с 2014 годом на 13,6%, а также увеличение расходов по основным статьям расходных обязательств на 12,6%. Вместе с тем в 2015 году имеет место уменьшение дефицита бюджета в связи с увеличением поступления в бюджет безвозмездных поступлений на 48,8%.

В 2016 году доходы стали составлять 5 542 770 тыс.руб., а расходы 5 527 779 тыс.руб. Таким образом, за 2016 год образовался профицит бюджета (превышение доходов бюджета над его расходами) в размере 14 991 тыс. руб. который вполне можно использовать при исполнении наиболее социально значимых расходных обязательств. При этом (по сравнению с предыдущим годом) отмечалось увеличение безвозмездных поступлений на 23,9%, которые и покрыли незначительное сокращение налоговых и неналоговых поступлений бюджета. Таким образом, в этом году безвозмездные поступления занимают 62,5% в структуре платежей поступивших в бюджет города.

В соответствии с теоретическими представлениями, обоснованными в работах [2, 3], совокупные расходы на отдых рассматриваются нами одной из двух базовых составляющих бюджета, в то время как другой его составляющей являются расходы на труд. В этих представлениях отдых выступает как бессознательно-рефлекторная и целенаправленно-осознанная деятельность людей, осуществляемая в пространстве и во времени, направленная на поддержание и совершенствование жизнедеятельности личности, группы, общества в целом, на восстановление и развитие способностей к труду для удовлетворения специфических утилитарных и творческих потребностей в целях выживания и развития человеческой цивилизации на Земле и в космосе [3, с. 49]. В этой связи бюджетное финансирование деятельности отдыха является общественно необходимыми расходами, так как отдых – конституционная норма Российской Федерации и всегда имеет место быть необходимым для ее граждан (Конст. РФ, ч.5 ст.38).

Согласно классификации представленной в работе [3, c. 34] содержание таких видов деятельности как образование, культура и кинематография, здравоохранение, социальная политика, физическая культура и спорт определяется соответствующими формациями социально специфической (целенаправленно-осознанной) формы отдыха. Последнее, во взаимодействии с физиологически необходимой (бессознательно-рефлекторной) формой и представляет собой экзистенцию явления «отдых» [2, с. 167]. Следовательно, в первом приближении, отдых можно себе представить как сумму указанных видов деятельности человека и общества.

В структуре расходов бюджета виды деятельности связанной с отдыхом занимают различное положение (рис. 1). При этом финансирование деятельности образования превышает половину всех расходов (55,8%), а на долю остальных составляющих совокупных расходов (см. табл. 2) приходится в сумме около 10% расходов бюджета.

Рисунок 1- Структура бюджета города Братска за 2016 г.

Финансовый анализ расходной части бюджета города Братска (табл. 2) за три анализируемых года показывает, что суммарные расходы на отдых (в сравнении с базовым периодом 2014 г.) возросли на 12% с ежегодными темпами роста в 10% и 2%. При этом удельный вес определенных нами совокупных расходов на отдых в общих расходах бюджета (см. табл. 1) составил 72% (2014), 70% (2015) и 66% (2016), т. е обнаруживает тенденцию снижения.

Таблица 2-Динамика расходов на отдых (тыс. руб.)

Отрасли

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Образование

2 820 921

3 022 186

3 082 213

Культура и кинематография

190 683

245 078

239 439

Здравоохранение

15 549

6 268

8 707

Социальная политика

171 877

264 503

291 186

Физическая культура и спорт

83 517

61 308

50 201

Итого расходов на отдых

3 282 547

3 599 343

3 671 746

 

Совокупный анализ расходов на отдых не исключает возможности исследования динамики отдельных их составляющих. В частности, образование занимает важное место в жизни каждого человека и общества в целом. Его содержание заключено в социально-целенаправленную форму отдыха и соответствует формации воспитания и обучения.

Рисунок 2- Расходы на образование

Из бюджета города Братска на финансирование выделяется самая большая доля средств, которые направлены на социальные нужды (рис. 2). Как видно в городе Братске расходы на образование имеют положительную динамику развития. Население города растет, количество детей увеличивается, поэтому требуются дополнительные расходы на развитие образовательных учреждений и другие образовательные нужды.

Также стоит отметить постоянное увеличение расходов на социальную политику (рис. 3), чего нельзя сказать о здравоохранении, физической культуры и спорте.

Рисунок 3- Расходы на отдых в городе Братске

При всем многообразии бюджетных расходов г. Братска они служат единой цели – обеспечению финансовыми ресурсами потребностей государственного и местного самоуправления. Вместе с тем, выполненный бюджетный анализ является оценкой конечных результатов состояния и исполнения бюджета и выявления недостатков деятельности, приводящей к неэффективному использованию бюджетных средств.

За последние три года была выявлена негативная тенденция снижения удельного веса расходов на отдых в общих расходах городского бюджета (с 72% до 66%) в условиях роста общих расходов (на 24%) и доходов (на 21%). Недофинансирование деятельности отдыха нарушает конституционные права граждан, затрудняет возможности решения задач и вопросов местного значения, связанных с развитием отдыха [5].


Библиографическая ссылка

Тонких Ю.С., Варламова З.А., Костырина В.О. ФИНАНСИРОВАНИЕ ОТДЫХА В ГОРОДСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ ГОРОДА БРАТСКА // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17885 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674