Бюджетная стратегия муниципального образования ориентирована на содействие социальному и экономическому развитию территории, обеспечение достойной жизни жителей города Братска. При этом социальная ориентация рынка услуг отдыха предусмотрена действующим законодательством, в полномочиях органов местного самоуправления [1, с. 368].
В этой связи исследовательский интерес представляет укрупненное представление расходов бюджета на расходы труда и отдыха. Анализ доходной части бюджета муниципального образования города Братска [4] показывает, что за 2014-2016 год произошло увеличение суммы доходов на 24% при среднегодовых темпах роста 11,5% (13% и 10%). В 2016 году сумма бюджетных доходов составила 5 542 770 тыс. руб.
В свою очередь расходы городского бюджета также обнаруживали тенденцию возрастания (табл. 1). Так общие бюджетные расходы возросли на 21% (с годовыми темпами роста 13% и 7%). При этом если в 2015 году темпы роста расходов практически соответствовали темпам роста доходов, то в 2016 году расходы росли более низкими темпами по сравнению с доходами.
Таблица 1- Структура и динамика расходов бюджета города Братска
Расходы бюджета |
Расходы тыс.руб. |
По отношению к плановому показателю,% |
Расходы тыс.руб. |
По отношению к плановому показателю,% |
Расходы тыс.руб. |
По отношению к плановому показателю,% |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
||||
Социальные расходы |
||||||
Образование |
2 820 921 |
99,99 |
3 022186 |
100 |
3 082213 |
100 |
культуры, кинематографии |
190 683 |
99,96 |
245 078 |
99,7 |
239 439 |
99,95 |
Здравоохранения |
15 549 |
99,71 |
6 268 |
100 |
8 707 |
99,8 |
социальной политики |
171 877 |
78,06 |
264 503 |
91,6 |
291 186 |
93,5 |
физической культуры и спорта |
83 517 |
98,51 |
61 308 |
100 |
50 201 |
99,8 |
Итого социальных расходов |
3 282 547 |
90,1 |
3 599343 |
94,2 |
3 671746 |
95,4 |
Другие отрасли |
||||||
общегосударственные вопросы |
337 328 |
99,7 |
409 691 |
99,2 |
367 935 |
99,6 |
национальная оборона |
138 000 |
100 |
247 000 |
100 |
90 546 |
100 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
14 027 |
99,9 |
13 495 |
98,4 |
14 532 |
99,6 |
Национальная экономика |
336 277 |
99,4 |
482 960 |
99,9 |
467 899 |
99,7 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
533 647 |
78,7 |
569 719 |
82,9 |
924 882 |
89,3 |
охрана окружающей среды |
11 765 |
100 |
8 900 |
98,1 |
7 500 |
98 |
Средства массовой информации |
5 805 |
100 |
5 299 |
100 |
6 498 |
100 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
48 856 |
99,9 |
55 756 |
97,9 |
57 241 |
98,1 |
Итого другие отрасли |
1 287 843 |
89,7 |
1546 067 |
90,2 |
1 856033 |
93,6 |
Итого расходы |
4 570 390 |
95,9 |
5 145410 |
97,1 |
5 527779 |
94,2 |
Финансовый анализ бюджета г. Братска показывает, что в 2014 году расходы бюджета исполнены в сумме 4 570 390 тыс. руб. (95,9% по отношению к плану), а доходы составили 4 468 847 тыс. руб. Таким образом, за 2014 год образовался дефицит бюджета в размере 101 543 тыс. руб. Поскольку расходные обязательства муниципального образования выполнены не в полном плановом объеме, можно предположить, что дефицит бюджета мог быть еще больше.
Доходы за 2015г составили 5 048 596, а расходы 5 145 410 тыс.руб. Таким образом, за 2015 год отмечался дефицит бюджета в размере 96 814 тыс. руб. Наиболее вероятными причинами образования бюджетного дефицита являются уменьшение налоговых поступлений в бюджет города Братска по сравнению с 2014 годом на 13,6%, а также увеличение расходов по основным статьям расходных обязательств на 12,6%. Вместе с тем в 2015 году имеет место уменьшение дефицита бюджета в связи с увеличением поступления в бюджет безвозмездных поступлений на 48,8%.
В 2016 году доходы стали составлять 5 542 770 тыс.руб., а расходы 5 527 779 тыс.руб. Таким образом, за 2016 год образовался профицит бюджета (превышение доходов бюджета над его расходами) в размере 14 991 тыс. руб. который вполне можно использовать при исполнении наиболее социально значимых расходных обязательств. При этом (по сравнению с предыдущим годом) отмечалось увеличение безвозмездных поступлений на 23,9%, которые и покрыли незначительное сокращение налоговых и неналоговых поступлений бюджета. Таким образом, в этом году безвозмездные поступления занимают 62,5% в структуре платежей поступивших в бюджет города.
В соответствии с теоретическими представлениями, обоснованными в работах [2, 3], совокупные расходы на отдых рассматриваются нами одной из двух базовых составляющих бюджета, в то время как другой его составляющей являются расходы на труд. В этих представлениях отдых выступает как бессознательно-рефлекторная и целенаправленно-осознанная деятельность людей, осуществляемая в пространстве и во времени, направленная на поддержание и совершенствование жизнедеятельности личности, группы, общества в целом, на восстановление и развитие способностей к труду для удовлетворения специфических утилитарных и творческих потребностей в целях выживания и развития человеческой цивилизации на Земле и в космосе [3, с. 49]. В этой связи бюджетное финансирование деятельности отдыха является общественно необходимыми расходами, так как отдых – конституционная норма Российской Федерации и всегда имеет место быть необходимым для ее граждан (Конст. РФ, ч.5 ст.38).
Согласно классификации представленной в работе [3, c. 34] содержание таких видов деятельности как образование, культура и кинематография, здравоохранение, социальная политика, физическая культура и спорт определяется соответствующими формациями социально специфической (целенаправленно-осознанной) формы отдыха. Последнее, во взаимодействии с физиологически необходимой (бессознательно-рефлекторной) формой и представляет собой экзистенцию явления «отдых» [2, с. 167]. Следовательно, в первом приближении, отдых можно себе представить как сумму указанных видов деятельности человека и общества.
В структуре расходов бюджета виды деятельности связанной с отдыхом занимают различное положение (рис. 1). При этом финансирование деятельности образования превышает половину всех расходов (55,8%), а на долю остальных составляющих совокупных расходов (см. табл. 2) приходится в сумме около 10% расходов бюджета.
Рисунок 1- Структура бюджета города Братска за 2016 г.
Финансовый анализ расходной части бюджета города Братска (табл. 2) за три анализируемых года показывает, что суммарные расходы на отдых (в сравнении с базовым периодом 2014 г.) возросли на 12% с ежегодными темпами роста в 10% и 2%. При этом удельный вес определенных нами совокупных расходов на отдых в общих расходах бюджета (см. табл. 1) составил 72% (2014), 70% (2015) и 66% (2016), т. е обнаруживает тенденцию снижения.
Таблица 2-Динамика расходов на отдых (тыс. руб.)
Отрасли |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Образование |
2 820 921 |
3 022 186 |
3 082 213 |
Культура и кинематография |
190 683 |
245 078 |
239 439 |
Здравоохранение |
15 549 |
6 268 |
8 707 |
Социальная политика |
171 877 |
264 503 |
291 186 |
Физическая культура и спорт |
83 517 |
61 308 |
50 201 |
Итого расходов на отдых |
3 282 547 |
3 599 343 |
3 671 746 |
Совокупный анализ расходов на отдых не исключает возможности исследования динамики отдельных их составляющих. В частности, образование занимает важное место в жизни каждого человека и общества в целом. Его содержание заключено в социально-целенаправленную форму отдыха и соответствует формации воспитания и обучения.
Рисунок 2- Расходы на образование
Из бюджета города Братска на финансирование выделяется самая большая доля средств, которые направлены на социальные нужды (рис. 2). Как видно в городе Братске расходы на образование имеют положительную динамику развития. Население города растет, количество детей увеличивается, поэтому требуются дополнительные расходы на развитие образовательных учреждений и другие образовательные нужды.
Также стоит отметить постоянное увеличение расходов на социальную политику (рис. 3), чего нельзя сказать о здравоохранении, физической культуры и спорте.
Рисунок 3- Расходы на отдых в городе Братске
При всем многообразии бюджетных расходов г. Братска они служат единой цели – обеспечению финансовыми ресурсами потребностей государственного и местного самоуправления. Вместе с тем, выполненный бюджетный анализ является оценкой конечных результатов состояния и исполнения бюджета и выявления недостатков деятельности, приводящей к неэффективному использованию бюджетных средств.
За последние три года была выявлена негативная тенденция снижения удельного веса расходов на отдых в общих расходах городского бюджета (с 72% до 66%) в условиях роста общих расходов (на 24%) и доходов (на 21%). Недофинансирование деятельности отдыха нарушает конституционные права граждан, затрудняет возможности решения задач и вопросов местного значения, связанных с развитием отдыха [5].