Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE FUNDING OF THE REST OF THE CITY'S MUNICIPAL BUDGET OF THE CITY OF BRATSK

Tonkikh Y.S. 1 Varlamova Z.A. 1 Kostyrina V.O. 1
1 Irkutsk National Research Technical University
The article analyzes the budget of the city of Bratsk in terms of financing recreational activities. The financial analysis of the expenses of the city of Bratsk for rest, in the aggregate of such activities as education, health, sports, culture and cinema, is of research interest. Based on these data, conclusions are drawn about the effectiveness of using budgetary funds. Analysis of the revenue side of the budget of the municipal entity of the city of Bratsk shows that for 2014-2016 there was an increase in revenue by 24%, with an average annual growth rate of 11.5% (13% and 10%). In 2016, the amount of budget revenues was 5 542 770 thousand rubles. In three years (2014-2016), a negative trend was observed in the reduction of the share of vacation expenses in the total expenditures of the city budget (from 72% to 66%) in the context of an increase in total expenses (by 24%) and income (by 21%) .
budget analysis
bratsk
spending on recreation.

Бюджетная стратегия муниципального образования ориентирована на содействие социальному и экономическому развитию территории, обеспечение достойной жизни жителей города Братска. При этом социальная ориентация рынка услуг отдыха предусмотрена действующим законодательством, в полномочиях органов местного самоуправления [1, с. 368].

В этой связи исследовательский интерес представляет укрупненное представление расходов бюджета на расходы труда и отдыха. Анализ доходной части бюджета муниципального образования города Братска [4] показывает, что за 2014-2016 год произошло увеличение суммы доходов на 24% при среднегодовых темпах роста 11,5% (13% и 10%). В 2016 году сумма бюджетных доходов составила 5 542 770 тыс. руб.

В свою очередь расходы городского бюджета также обнаруживали тенденцию возрастания (табл. 1). Так общие бюджетные расходы возросли на 21% (с годовыми темпами роста 13% и 7%). При этом если в 2015 году темпы роста расходов практически соответствовали темпам роста доходов, то в 2016 году расходы росли более низкими темпами по сравнению с доходами.

Таблица 1- Структура и динамика расходов бюджета города Братска

Расходы бюджета

Расходы тыс.руб.

По отношению к плановому показателю,%

Расходы тыс.руб.

По отношению к плановому показателю,%

Расходы тыс.руб.

По отношению к плановому показателю,%

 

2014 год

2015 год

2016 год

Социальные расходы

Образование

2 820 921

99,99

3 022186

100

3 082213

100

культуры, кинематографии

190 683

99,96

245 078

99,7

239 439

99,95

Здравоохранения

15 549

99,71

6 268

100

8 707

99,8

социальной политики

171 877

78,06

264 503

91,6

291 186

93,5

физической культуры и спорта

83 517

98,51

61 308

100

50 201

99,8

Итого социальных расходов

3 282 547

90,1

3 599343

94,2

3 671746

95,4

Другие отрасли

общегосударственные вопросы

337 328

99,7

409 691

99,2

367 935

99,6

национальная оборона

138 000

100

247 000

100

90 546

100

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

14 027

99,9

13 495

98,4

14 532

99,6

Национальная экономика

336 277

99,4

482 960

99,9

467 899

99,7

Жилищно-коммунальное хозяйство

533 647

78,7

569 719

82,9

924 882

89,3

охрана окружающей среды

11 765

100

8 900

98,1

7 500

98

Средства массовой информации

5 805

100

5 299

100

6 498

100

Обслуживание государственного и муниципального долга

48 856

99,9

55 756

97,9

57 241

98,1

Итого другие отрасли

1 287 843

89,7

1546 067

90,2

1 856033

93,6

Итого расходы

4 570 390

95,9

5 145410

97,1

5 527779

94,2

 

Финансовый анализ бюджета г. Братска показывает, что в 2014 году расходы бюджета исполнены в сумме 4 570 390 тыс. руб. (95,9% по отношению к плану), а доходы составили 4 468 847 тыс. руб. Таким образом, за 2014 год образовался дефицит бюджета в размере 101 543 тыс. руб. Поскольку расходные обязательства муниципального образования выполнены не в полном плановом объеме, можно предположить, что дефицит бюджета мог быть еще больше.

Доходы за 2015г составили 5 048 596, а расходы 5 145 410 тыс.руб. Таким образом, за 2015 год отмечался дефицит бюджета в размере 96 814 тыс. руб. Наиболее вероятными причинами образования бюджетного дефицита являются уменьшение налоговых поступлений в бюджет города Братска по сравнению с 2014 годом на 13,6%, а также увеличение расходов по основным статьям расходных обязательств на 12,6%. Вместе с тем в 2015 году имеет место уменьшение дефицита бюджета в связи с увеличением поступления в бюджет безвозмездных поступлений на 48,8%.

В 2016 году доходы стали составлять 5 542 770 тыс.руб., а расходы 5 527 779 тыс.руб. Таким образом, за 2016 год образовался профицит бюджета (превышение доходов бюджета над его расходами) в размере 14 991 тыс. руб. который вполне можно использовать при исполнении наиболее социально значимых расходных обязательств. При этом (по сравнению с предыдущим годом) отмечалось увеличение безвозмездных поступлений на 23,9%, которые и покрыли незначительное сокращение налоговых и неналоговых поступлений бюджета. Таким образом, в этом году безвозмездные поступления занимают 62,5% в структуре платежей поступивших в бюджет города.

В соответствии с теоретическими представлениями, обоснованными в работах [2, 3], совокупные расходы на отдых рассматриваются нами одной из двух базовых составляющих бюджета, в то время как другой его составляющей являются расходы на труд. В этих представлениях отдых выступает как бессознательно-рефлекторная и целенаправленно-осознанная деятельность людей, осуществляемая в пространстве и во времени, направленная на поддержание и совершенствование жизнедеятельности личности, группы, общества в целом, на восстановление и развитие способностей к труду для удовлетворения специфических утилитарных и творческих потребностей в целях выживания и развития человеческой цивилизации на Земле и в космосе [3, с. 49]. В этой связи бюджетное финансирование деятельности отдыха является общественно необходимыми расходами, так как отдых – конституционная норма Российской Федерации и всегда имеет место быть необходимым для ее граждан (Конст. РФ, ч.5 ст.38).

Согласно классификации представленной в работе [3, c. 34] содержание таких видов деятельности как образование, культура и кинематография, здравоохранение, социальная политика, физическая культура и спорт определяется соответствующими формациями социально специфической (целенаправленно-осознанной) формы отдыха. Последнее, во взаимодействии с физиологически необходимой (бессознательно-рефлекторной) формой и представляет собой экзистенцию явления «отдых» [2, с. 167]. Следовательно, в первом приближении, отдых можно себе представить как сумму указанных видов деятельности человека и общества.

В структуре расходов бюджета виды деятельности связанной с отдыхом занимают различное положение (рис. 1). При этом финансирование деятельности образования превышает половину всех расходов (55,8%), а на долю остальных составляющих совокупных расходов (см. табл. 2) приходится в сумме около 10% расходов бюджета.

Рисунок 1- Структура бюджета города Братска за 2016 г.

Финансовый анализ расходной части бюджета города Братска (табл. 2) за три анализируемых года показывает, что суммарные расходы на отдых (в сравнении с базовым периодом 2014 г.) возросли на 12% с ежегодными темпами роста в 10% и 2%. При этом удельный вес определенных нами совокупных расходов на отдых в общих расходах бюджета (см. табл. 1) составил 72% (2014), 70% (2015) и 66% (2016), т. е обнаруживает тенденцию снижения.

Таблица 2-Динамика расходов на отдых (тыс. руб.)

Отрасли

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Образование

2 820 921

3 022 186

3 082 213

Культура и кинематография

190 683

245 078

239 439

Здравоохранение

15 549

6 268

8 707

Социальная политика

171 877

264 503

291 186

Физическая культура и спорт

83 517

61 308

50 201

Итого расходов на отдых

3 282 547

3 599 343

3 671 746

 

Совокупный анализ расходов на отдых не исключает возможности исследования динамики отдельных их составляющих. В частности, образование занимает важное место в жизни каждого человека и общества в целом. Его содержание заключено в социально-целенаправленную форму отдыха и соответствует формации воспитания и обучения.

Рисунок 2- Расходы на образование

Из бюджета города Братска на финансирование выделяется самая большая доля средств, которые направлены на социальные нужды (рис. 2). Как видно в городе Братске расходы на образование имеют положительную динамику развития. Население города растет, количество детей увеличивается, поэтому требуются дополнительные расходы на развитие образовательных учреждений и другие образовательные нужды.

Также стоит отметить постоянное увеличение расходов на социальную политику (рис. 3), чего нельзя сказать о здравоохранении, физической культуры и спорте.

Рисунок 3- Расходы на отдых в городе Братске

При всем многообразии бюджетных расходов г. Братска они служат единой цели – обеспечению финансовыми ресурсами потребностей государственного и местного самоуправления. Вместе с тем, выполненный бюджетный анализ является оценкой конечных результатов состояния и исполнения бюджета и выявления недостатков деятельности, приводящей к неэффективному использованию бюджетных средств.

За последние три года была выявлена негативная тенденция снижения удельного веса расходов на отдых в общих расходах городского бюджета (с 72% до 66%) в условиях роста общих расходов (на 24%) и доходов (на 21%). Недофинансирование деятельности отдыха нарушает конституционные права граждан, затрудняет возможности решения задач и вопросов местного значения, связанных с развитием отдыха [5].