Под влиянием рыночных преобразований за последние 10-15 лет профессионально-квалификационная структура занятых существенно изменилась. Это обусловлено, во-первых, снижением доли инженерно-технических специалистов всех профилей и рабочих индустриальных профессий (металлообработчиков, текстильщиков, отдельных групп строителей) в результате спада производства, во-вторых, увеличением численности финансистов, управленцев, работников, имеющих новые профессии в сфере услуг и в отраслях рыночной инфраструктуры [4].
Актуальной на сегодняшний день остается проблема нехватки молодых специалистов в сфере образования. Это объясняется низкой заработной платой, отсутствием вакантной должности, малопривлекательностью профессии, понижением профессионального статуса учителя и др. [2]. Для решения перечисленных проблем необходимо создание программы поддержки молодых педагогов, в целях повышения престижности профессии учитель. С этой целью на базе образовательных учреждений создаются центры, оказывающие психолого-педагогическую поддержку студентам и выпускникам. Рассмотрим работу такого отдела на базе ФГБОУ ВО ЮУрГГПУ.
Психолого-педагогическая работа с выпускниками вуза проводилась в течение года соответственно годовому плану работы ФГБОУ ВО ЮУрГГПУ и плана педагога-психолога отдела трудоустройства и профессиональной социализации [1]. Целью работы было обеспечение психолого-педагогической поддержкой студентов в процессе обучения в вузе, содействию работе по его адаптации к условиям образовательного учреждения. Согласно плану работы отдела трудоустройства и профессиональной социализации, плана ЮУрГГПУ на 2016-2017 учебный год со студентами 4-го курса было проведено исследование «Профессиональная готовность», которое проводилось путем анкетирование студентов, прошедших педагогическую практику, с целью оценки своей работы в рамках педагогической практики и выяснения профессиональных намерений после окончания вуза [5]. В анкетировании участвовали студенты четвертого курса физико-математического, исторического, факультета подготовки учителей начальных классов, инклюзивного и коррекционного образования, дошкольного образования, психологии, а также филологического факультета.
При возникновении трудностей в прохождении практики респонденты в основном обращались к учителю, методисту (64%); в деканат, к преподавателям обращались (9%). Как отмечают сами студенты, особых трудностей в прохождении педагогической практики студенты ЮУрГГПУ не испытывали. При подборе материала к занятиям респонденты следовали теме, но с учетом индивидуальных особенностей учащихся (54%); во время практики работали спокойно, творчески, не испытывая напряжения, так как работа увлекала (39%) студентов. Условия труда в образовательном учреждении (место прохождения педагогической практики) студенты оценили как хорошие (52%), возможность осуществления их жизненных планов в связи с работой в этом учебном заведении остается неопределенной (46%). Коммуникативных трудностей респонденты при прохождении педагогической практики не испытывали, общий язык с учениками находили быстро (58%); студенты отметили, что общение с учащимся образовательной организации их стимулирует (48%). После окончания университета на работу в то образовательное учреждение, где проходили практику, пригласили студентов ЮУрГГПУ (24%) от числа прошедших учебную практику в данной образовательной организации.
В целом, подготовку к профессиональной деятельности, которую респонденты получают в университете, они оценивают как хорошую (56%). Общая удовлетворенность получаемой профессией у 73% респондентов; 62% из числа опрошенных собираются работать в сфере образования; возможно будут работать по другой профессии (21%).
По итогам опроса можно сделать вывод, что свою профессиональную работу в рамках педагогической практики студенты оценили как интересную, творческую (60%) что большинство (67%) вполне удовлетворены своей педагогической практикой, им удалось реализовать свой потенциал. Подводя итог, можем говорить о том, что у студентов формируется устойчивое желание к реализации себя в профессиональной образовательной среде.
Далее представляем обобщённые результаты исследования профессиональной направленности студентов ЮУрГГПУ, на основе которого определен профессионально ориентированный тип личности студентов на основе изучения профессиональной направленности студентов ЮУрГГПУ выявлено:
- 43% респондента ориентированы на руководство людьми и бизнесом;
- 34% респондента направлены на взаимодействие с социальной средой;
- 8% респондентов, участников опроса, ориентированы на творчество;
- 7% ориентированы на умственный труд;
- 7% направлены на чётко структурированную деятельность;
- 2% ориентированы на создание материальных вещей, обслуживание технологических процессов и технических устройств.
По итогам исследования проводились индивидуальные и групповые консультации студентов. В частности, темы консультаций следующие: затруднения в поиске работы по специальности; определение типа профессиональной направленности; помощь в выборе места работы; адаптация в новом рабочем коллективе; боязнь трудностей в работе по специальности; собеседование с работодателем; снижение уровня тревожности в отношении к будущей педагогической деятельности и др. На основании этого сформированы были методические рекомендации для выпускников вуза.
В рамках проведения мастер – классов, индивидуальных и групповых консультаций в течение года студенты старших курсов получали рекомендации по трудоустройству уже в период обучения, профессиональное консультирование в ходе прохождения педагогической практики, уточняли направления дипломных исследований в соответствии с реальной практической деятельностью студента, а по сути уже молодого специалиста.
Приобретенные знания и первоначальный практический опыт были продемонстрированы студентами выпускных групп на тренингах по взаимодействию с работодателями «Мы выбираем, нас выбирают». В процессе тренинга студенты получают знания о самопрезентации при устройстве на работу, о личностно – профессиональных качествах, необходимых в профессии, о правилах эффективного поведения на работе, навыки для будущего успешного трудоустройства, умение работать в команде, сотрудничать. Проявляли навыки делового общения в ходе смоделированной ситуации трудоустройства (собеседование с работодателем). Наибольший интерес вызвала у студентов групповая работа по решению профессиональных ситуаций, инсценирование которых потребовало от студентов проявления профессиональных знаний, самостоятельности, творческого подхода в выборе способов решения поставленных задач.
Таким образом, результаты проведенных нами исследований и консультаций дают основания полагать, что профессиональный выбор сделан большинством студентов осознанно и в большинстве случаев определяет профессиональную направленность выпускников педагогического вуза. Однако имеются основания полагать, что число студентов, склонных к участию в процессах профессионального самоопределения, также достаточно велико [6]. Это подтверждается большим процентом респондентов, обладающих предпринимательским типом личности, наличием студентов, обладающих конвенциальным, или стандартным типом личности, который плохо «накладывается» на деятельность учителя. Процессы проблем в профессиональной самоидентификации и профессиональном самоопределении, порождающие дальнейшее развитие процессов профессионального самоопределения, связано зачастую с личностными особенностями человека и выбором профессии, не соответствующая ему.
Библиографическая ссылка
Шишкина К.И., Фортыгина С.Н., Киселев К.С. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДВУЗА // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17884 (дата обращения: 21.11.2024).