Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДВУЗА

Шишкина К.И. 1 Фортыгина С.Н. 1 Киселев К.С. 1
1 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
В статье авторами рассматривается проблема психолого-педагогической готовности выпускников педагогического вуза к включению в будущую профессиональную деятельность, в частности, раскрыты особенности профессиональной готовности и направленности студентов ФГБОУ ВО Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»), а также представлены данные, полученные в результате анкетирования студентов выпускных курсов, прошедших педагогическую практику, с целью оценки своей работы в рамках педагогической практики и выяснения профессиональных намерений после окончания педагогического вуза. Работа с выпускниками данного вуза проводилась в течение года соответственно годовому плану работы ФГБОУ ВО ЮУрГГПУ и плана педагога-психолога отдела трудоустройства и профессиональной социализации этого вуза. Результатом работы стало количество студентов, определившихся со своей профессиональной направленностью.
выпускник
профессиональная готовность
психолого-педагогическая поддержка
профессиональная направленность
1. Павлова, Л.Н. Формы работы по профессиональному самоопределению студентов и выпускников педагогического вуза / Л.Н. Павлова, Е.В. Фролова // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: сб. науч. тр. – Красноярск: «Общество с ограниченной ответственностью «Научно-инновационный центр». – 2017. – С. 140-141.
2. Павлова, Л.Н. Педагогическое управление: анализ профессиональных затруднений при реализации управленческой компетенции педагога / Л.Н. Павлова // Научное мнение. – 2012. – № 3. – С.60-65.
3. Павлова, Л.Н. Формирование траектории профессиональной карьеры студентов педагогического вуза / Л.Н. Павлова // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: сб. науч. тр. – Красноярск: «Общество с ограниченной ответственностью «Научно-инновационный центр». – 2016. – С. 252-256
4. Рожкова, А.Ю. Качество трудовых ресурсов как показатель эффективной занятости. [Электронный ресурс]. URL: file:///C:/Users/Sveta/Downloads/kachestvo-trudovyh-resursov-kak-pokazatel-effektivnoy-zanyatosti.pdf (дата обращения: 19.11.2017).
5. Фортыгина, С.Н. Организация процесса подготовки выпускников педагогического вуза к трудоустройству и развитию профессиональной карьеры // Опыт вузов в организации практик, содействии трудоустройству студентов и выпускников: сб. науч. тр. – Тюмень: Изд-во «Тюменский государственный университет», 2015. – С.214-215.
6. Фортыгина, С.Н. Содействие трудоустройству и профессиональной социализации студентов педагогического вуза // Содействие трудоустройству и адаптации к рынку труда и выпускников учреждений профессионального образования Тульской области: сб. науч. тр. – Тула: «Тульский государственный университет», 2015. – С.73-74.

Под влиянием рыночных преобразований за последние 10-15 лет профессионально-квалификационная структура занятых существенно изменилась. Это обусловлено, во-первых, снижением доли инженерно-технических специалистов всех профилей и рабочих индустриальных профессий (металлообработчиков, текстильщиков, отдельных групп строителей) в результате спада производства, во-вторых, увеличением численности финансистов, управленцев, работников, имеющих новые профессии в сфере услуг и в отраслях рыночной инфраструктуры [4].

Актуальной на сегодняшний день остается проблема нехватки молодых специалистов в сфере образования. Это объясняется низкой заработной платой, отсутствием вакантной должности, малопривлекательностью профессии, понижением профессионального статуса учителя и др. [2]. Для решения перечисленных проблем необходимо создание программы поддержки молодых педагогов, в целях повышения престижности профессии учитель. С этой целью на базе образовательных учреждений создаются центры, оказывающие психолого-педагогическую поддержку студентам и выпускникам. Рассмотрим работу такого отдела на базе ФГБОУ ВО ЮУрГГПУ.

Психолого-педагогическая работа с выпускниками вуза проводилась в течение года соответственно годовому плану работы ФГБОУ ВО ЮУрГГПУ и плана педагога-психолога отдела трудоустройства и профессиональной социализации [1]. Целью работы было обеспечение психолого-педагогической поддержкой студентов в процессе обучения в вузе, содействию работе по его адаптации к условиям образовательного учреждения. Согласно плану работы отдела трудоустройства и профессиональной социализации, плана ЮУрГГПУ на 2016-2017 учебный год со студентами 4-го курса было проведено исследование «Профессиональная готовность», которое проводилось путем анкетирование студентов, прошедших педагогическую практику, с целью оценки своей работы в рамках педагогической практики и выяснения профессиональных намерений после окончания вуза [5]. В анкетировании участвовали студенты четвертого курса физико-математического, исторического, факультета подготовки учителей начальных классов, инклюзивного и коррекционного образования, дошкольного образования, психологии, а также филологического факультета.

При возникновении трудностей в прохождении практики респонденты в основном обращались к учителю, методисту (64%); в деканат, к преподавателям обращались (9%). Как отмечают сами студенты, особых трудностей в прохождении педагогической практики студенты ЮУрГГПУ не испытывали. При подборе материала к занятиям респонденты следовали теме, но с учетом индивидуальных особенностей учащихся (54%); во время практики работали спокойно, творчески, не испытывая напряжения, так как работа увлекала (39%) студентов. Условия труда в образовательном учреждении (место прохождения педагогической практики) студенты оценили как хорошие (52%), возможность осуществления их жизненных планов в связи с работой в этом учебном заведении остается неопределенной (46%). Коммуникативных трудностей респонденты при прохождении педагогической практики не испытывали, общий язык с учениками находили быстро (58%); студенты отметили, что общение с учащимся образовательной организации их стимулирует (48%). После окончания университета на работу в то образовательное учреждение, где проходили практику, пригласили студентов ЮУрГГПУ (24%) от числа прошедших учебную практику в данной образовательной организации.

В целом, подготовку к профессиональной деятельности, которую респонденты получают в университете, они оценивают как хорошую (56%). Общая удовлетворенность получаемой профессией у 73% респондентов; 62% из числа опрошенных собираются работать в сфере образования; возможно будут работать по другой профессии (21%).

По итогам опроса можно сделать вывод, что свою профессиональную работу в рамках педагогической практики студенты оценили как интересную, творческую (60%) что большинство (67%) вполне удовлетворены своей педагогической практикой, им удалось реализовать свой потенциал. Подводя итог, можем говорить о том, что у студентов формируется устойчивое желание к реализации себя в профессиональной образовательной среде.

Далее представляем обобщённые результаты исследования профессиональной направленности студентов ЮУрГГПУ, на основе которого определен профессионально ориентированный тип личности студентов на основе изучения профессиональной направленности студентов ЮУрГГПУ выявлено:

  • 43% респондента ориентированы на руководство людьми и бизнесом;
  • 34% респондента направлены на взаимодействие с социальной средой;
  • 8% респондентов, участников опроса, ориентированы на творчество;
  • 7% ориентированы на умственный труд;
  • 7% направлены на чётко структурированную деятельность;
  • 2% ориентированы на создание материальных вещей, обслуживание технологических процессов и технических устройств.

По итогам исследования проводились индивидуальные и групповые консультации студентов. В частности, темы консультаций следующие: затруднения в поиске работы по специальности; определение типа профессиональной направленности; помощь в выборе места работы; адаптация в новом рабочем коллективе; боязнь трудностей в работе по специальности; собеседование с работодателем; снижение уровня тревожности в отношении к будущей педагогической деятельности и др. На основании этого сформированы были методические рекомендации для выпускников вуза.

В рамках проведения мастер – классов,  индивидуальных и групповых консультаций в течение года студенты старших курсов получали рекомендации по трудоустройству уже в период обучения, профессиональное консультирование в ходе прохождения педагогической  практики, уточняли направления дипломных исследований в соответствии с реальной практической деятельностью студента, а по сути уже молодого специалиста. 

Приобретенные знания и первоначальный практический опыт были продемонстрированы студентами выпускных групп на тренингах по взаимодействию с работодателями  «Мы выбираем, нас выбирают». В процессе  тренинга студенты получают знания о самопрезентации при устройстве на работу, о личностно – профессиональных  качествах, необходимых в профессии, о правилах эффективного поведения на работе, навыки для будущего успешного трудоустройства, умение работать в команде, сотрудничать. Проявляли навыки делового общения в ходе смоделированной ситуации трудоустройства (собеседование с работодателем). Наибольший интерес вызвала у студентов групповая работа по решению профессиональных ситуаций, инсценирование которых потребовало от студентов проявления профессиональных знаний, самостоятельности, творческого подхода в выборе способов решения поставленных задач.

Таким образом, результаты проведенных нами исследований и консультаций дают основания полагать, что профессиональный выбор сделан большинством студентов осознанно и в большинстве случаев определяет профессиональную направленность выпускников педагогического вуза. Однако имеются основания полагать, что число студентов, склонных к участию в процессах профессионального самоопределения, также достаточно велико [6]. Это подтверждается большим процентом респондентов, обладающих предпринимательским типом личности, наличием студентов, обладающих конвенциальным, или стандартным типом личности, который плохо «накладывается» на деятельность учителя. Процессы проблем в профессиональной самоидентификации и профессиональном самоопределении, порождающие дальнейшее развитие процессов профессионального самоопределения, связано зачастую с личностными особенностями человека и выбором профессии, не соответствующая ему.


Библиографическая ссылка

Шишкина К.И., Фортыгина С.Н., Киселев К.С. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДВУЗА // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17884 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674