Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

PROFESSIONAL READINESS OF GRADUATES OF A TEACHER TRAINING UNIVERSITY

Shishkina K.I. 1 Fortygina S.N. 1 Kiselev K.S. 1
1 The South Ural State University of Humanities and Education
In the article the authors consider the problem of psychological and pedagogical readiness of graduates of a pedagogical university to be included in the future professional activity, in particular, the peculiarities of the professional readiness and orientation of students of the State Educational Establishment of the South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, data obtained as a result of the questioning of graduate students who have passed pedagogical practice in order to evaluate their work within the framework of the teacher and the clarification of professional intentions after graduating from a pedagogical university. Work with graduates of this university was carried out during the year according to the annual work plan of the State Social Insurance Fund of the South Ural State Pedagogical University and the plan of the psychology teacher of the employment and professional socialization department of this university. The result of the work was the number of students who decided on their professional orientation.
graduate
professional readiness
psychological and pedagogical support
professional orientation

Под влиянием рыночных преобразований за последние 10-15 лет профессионально-квалификационная структура занятых существенно изменилась. Это обусловлено, во-первых, снижением доли инженерно-технических специалистов всех профилей и рабочих индустриальных профессий (металлообработчиков, текстильщиков, отдельных групп строителей) в результате спада производства, во-вторых, увеличением численности финансистов, управленцев, работников, имеющих новые профессии в сфере услуг и в отраслях рыночной инфраструктуры [4].

Актуальной на сегодняшний день остается проблема нехватки молодых специалистов в сфере образования. Это объясняется низкой заработной платой, отсутствием вакантной должности, малопривлекательностью профессии, понижением профессионального статуса учителя и др. [2]. Для решения перечисленных проблем необходимо создание программы поддержки молодых педагогов, в целях повышения престижности профессии учитель. С этой целью на базе образовательных учреждений создаются центры, оказывающие психолого-педагогическую поддержку студентам и выпускникам. Рассмотрим работу такого отдела на базе ФГБОУ ВО ЮУрГГПУ.

Психолого-педагогическая работа с выпускниками вуза проводилась в течение года соответственно годовому плану работы ФГБОУ ВО ЮУрГГПУ и плана педагога-психолога отдела трудоустройства и профессиональной социализации [1]. Целью работы было обеспечение психолого-педагогической поддержкой студентов в процессе обучения в вузе, содействию работе по его адаптации к условиям образовательного учреждения. Согласно плану работы отдела трудоустройства и профессиональной социализации, плана ЮУрГГПУ на 2016-2017 учебный год со студентами 4-го курса было проведено исследование «Профессиональная готовность», которое проводилось путем анкетирование студентов, прошедших педагогическую практику, с целью оценки своей работы в рамках педагогической практики и выяснения профессиональных намерений после окончания вуза [5]. В анкетировании участвовали студенты четвертого курса физико-математического, исторического, факультета подготовки учителей начальных классов, инклюзивного и коррекционного образования, дошкольного образования, психологии, а также филологического факультета.

При возникновении трудностей в прохождении практики респонденты в основном обращались к учителю, методисту (64%); в деканат, к преподавателям обращались (9%). Как отмечают сами студенты, особых трудностей в прохождении педагогической практики студенты ЮУрГГПУ не испытывали. При подборе материала к занятиям респонденты следовали теме, но с учетом индивидуальных особенностей учащихся (54%); во время практики работали спокойно, творчески, не испытывая напряжения, так как работа увлекала (39%) студентов. Условия труда в образовательном учреждении (место прохождения педагогической практики) студенты оценили как хорошие (52%), возможность осуществления их жизненных планов в связи с работой в этом учебном заведении остается неопределенной (46%). Коммуникативных трудностей респонденты при прохождении педагогической практики не испытывали, общий язык с учениками находили быстро (58%); студенты отметили, что общение с учащимся образовательной организации их стимулирует (48%). После окончания университета на работу в то образовательное учреждение, где проходили практику, пригласили студентов ЮУрГГПУ (24%) от числа прошедших учебную практику в данной образовательной организации.

В целом, подготовку к профессиональной деятельности, которую респонденты получают в университете, они оценивают как хорошую (56%). Общая удовлетворенность получаемой профессией у 73% респондентов; 62% из числа опрошенных собираются работать в сфере образования; возможно будут работать по другой профессии (21%).

По итогам опроса можно сделать вывод, что свою профессиональную работу в рамках педагогической практики студенты оценили как интересную, творческую (60%) что большинство (67%) вполне удовлетворены своей педагогической практикой, им удалось реализовать свой потенциал. Подводя итог, можем говорить о том, что у студентов формируется устойчивое желание к реализации себя в профессиональной образовательной среде.

Далее представляем обобщённые результаты исследования профессиональной направленности студентов ЮУрГГПУ, на основе которого определен профессионально ориентированный тип личности студентов на основе изучения профессиональной направленности студентов ЮУрГГПУ выявлено:

  • 43% респондента ориентированы на руководство людьми и бизнесом;
  • 34% респондента направлены на взаимодействие с социальной средой;
  • 8% респондентов, участников опроса, ориентированы на творчество;
  • 7% ориентированы на умственный труд;
  • 7% направлены на чётко структурированную деятельность;
  • 2% ориентированы на создание материальных вещей, обслуживание технологических процессов и технических устройств.

По итогам исследования проводились индивидуальные и групповые консультации студентов. В частности, темы консультаций следующие: затруднения в поиске работы по специальности; определение типа профессиональной направленности; помощь в выборе места работы; адаптация в новом рабочем коллективе; боязнь трудностей в работе по специальности; собеседование с работодателем; снижение уровня тревожности в отношении к будущей педагогической деятельности и др. На основании этого сформированы были методические рекомендации для выпускников вуза.

В рамках проведения мастер – классов,  индивидуальных и групповых консультаций в течение года студенты старших курсов получали рекомендации по трудоустройству уже в период обучения, профессиональное консультирование в ходе прохождения педагогической  практики, уточняли направления дипломных исследований в соответствии с реальной практической деятельностью студента, а по сути уже молодого специалиста. 

Приобретенные знания и первоначальный практический опыт были продемонстрированы студентами выпускных групп на тренингах по взаимодействию с работодателями  «Мы выбираем, нас выбирают». В процессе  тренинга студенты получают знания о самопрезентации при устройстве на работу, о личностно – профессиональных  качествах, необходимых в профессии, о правилах эффективного поведения на работе, навыки для будущего успешного трудоустройства, умение работать в команде, сотрудничать. Проявляли навыки делового общения в ходе смоделированной ситуации трудоустройства (собеседование с работодателем). Наибольший интерес вызвала у студентов групповая работа по решению профессиональных ситуаций, инсценирование которых потребовало от студентов проявления профессиональных знаний, самостоятельности, творческого подхода в выборе способов решения поставленных задач.

Таким образом, результаты проведенных нами исследований и консультаций дают основания полагать, что профессиональный выбор сделан большинством студентов осознанно и в большинстве случаев определяет профессиональную направленность выпускников педагогического вуза. Однако имеются основания полагать, что число студентов, склонных к участию в процессах профессионального самоопределения, также достаточно велико [6]. Это подтверждается большим процентом респондентов, обладающих предпринимательским типом личности, наличием студентов, обладающих конвенциальным, или стандартным типом личности, который плохо «накладывается» на деятельность учителя. Процессы проблем в профессиональной самоидентификации и профессиональном самоопределении, порождающие дальнейшее развитие процессов профессионального самоопределения, связано зачастую с личностными особенностями человека и выбором профессии, не соответствующая ему.