Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Бусыгин С.Е. 1
1 Московский технологический университет (МИРЭА)
В современном мире особое значение приобретают задачи развития информатизации и модернизации российского образования, что обеспечит переход образовательного процесса на новый качественный уровень. В данном аспекте особого внимания заслуживает вопрос создания системы качественных и многообразных электронных образовательных ресурсов (ЭОР), что позволит увеличить эффективность осуществления учебного процесса, в том числе в рамках заочной и дистанционной форм образования. Последовательное и целенаправленное достижение данной задачи требует разрешения ряда противоречий, которые являются характерными для российского образования на данном этапе развития: - наличие широкого выбора имеющихся традиционных материалов, отвечающих классическим требованиям к методологии и дидактике, вступает в противоречие с недостаточным количеством реализованных ЭОР, в то время как именно электронные образовательные ресурсы способны соответствовать динамично развивающейся образовательной среде; - педагогов продолжают готовить к использованию в профессиональной деятельности статичного и стабильного инструментария, обеспечивающего поддержку образовательного процесса, в то время как подрастающее поколение школьников и студентов недвусмысленно заявляет о своих предпочтениях: интерактивность, динамичность, активное влияние на ход образовательного процесса, возможность манипулировать элементами образовательно-информационных материалов.
образовательные ресурсы
электронные ресурсы
1. Дерешко Б.Ю. Развитие дистанционного обучения на базе новых инфотехнологий / Дерешко Б.Ю., Лукьянов С.П. // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2014. - № 1. - С. 17-27.
2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 192 с.
3. Ибрагимов, И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /И.М. Играгимов; под ред. А.Н. Ковшова. – М.: Академия, 2015. – 336 с.
4. Музурова З.М. Сущность и классификация электронных образовательных ресурсов. // Мир науки, культуры и образования. – 2015. - № 2 (51). – С. 221-225.
5. . Шлыкова, Ольга Владимировна Образовательные Интернет Ресурсы России: Какие Они? / Шлыкова Ольга Владимировна. - Москва: ИЛ, 2002. - 613 c.

В современном мире особое значение приобретают задачи развития информатизации и модернизации российского образования, что обеспечит переход образовательного процесса на новый качественный уровень.

В данном аспекте особого внимания заслуживает вопрос создания системы качественных и многообразных электронных образовательных ресурсов (ЭОР), что позволит увеличить эффективность осуществления учебного процесса, в том числе в рамках заочной и дистанционной форм образования[1].

Последовательное и целенаправленное достижение данной задачи требует разрешения ряда противоречий, которые являются характерными для российского образования на данном этапе развития:

- наличие широкого выбора имеющихся традиционных материалов, отвечающих классическим требованиям к методологии и дидактике, вступает в противоречие с недостаточным количеством реализованных ЭОР, в то время как именно электронные образовательные ресурсы способны соответствовать динамично развивающейся образовательной среде;

- педагогов продолжают готовить к использованию в профессиональной деятельности статичного и стабильного инструментария, обеспечивающего поддержку образовательного процесса, в то время как подрастающее поколение школьников и студентов недвусмысленно заявляет о своих предпочтениях: интерактивность, динамичность, активное влияние на ход образовательного процесса, возможность манипулировать элементами образовательно-информационных материалов[2].

Таким образом, становится очевидной необходимость повышать уровень и качество знаний в области создания интересных и полнофункциональных электронных образовательных ресурсов.

На данный момент преподавателям и обучающимся доступен целый ряд электронных образовательных ресурсов, из которых пользователи могут выбрать нужный в соответствии с собственными запросами, потребностями и предпочтениями. Каждый изучаемый предмет учебной программы с большой долей вероятности имеет дополнительное обеспечение на одном из общедоступных образовательных порталов.

Рассмотрим основные и наиболее крупные из российских ЭОР, пользование которыми не связано с трудностями доступа. ЭОР позволяют значительно расширить возможности удаленного (дистанционного) освоения различных областей знаний, что может осуществляться обучаемым в самостоятельном порядке – начиная от изучения культурного наследия (например, посещение музея) и вплоть до лабораторных исследований, опытов, экспериментов.

Пожалуй, наиболее известным электронным образовательным ресурсом можно считать ФЦИОР (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов). Во всемирной сети он имеет адреса: http://fcior.edu.ru и  http://eor.edu.ru (следует отметить такую особенность, что в электронном адресе ФЦИОР отсутствует www). Базовой концепцией, которая была взята за основу данного федерального ресурса, стало «единое окно», обеспечивающее доступ к разнообразным обучающим информационным ресурсам российской образовательной системы[4].

Через этот портал возможно осуществление доступа к ФЦИОР по шести разным типам ЭОР:

- электронные модули открытых мультимедийных систем, иначе называемых ОМС;

- виртуальные коллективные среды, представленные в виде учебных модулей;

- электронные образовательные ресурсы на материальных носителях;

- сетевые ЭОР, содержащие тексты и графику;

- базирующиеся на flash-технологиях ЭОР;

- базирующиесят на java-технологиях ЭОР.

Электронные образовательные ресурсы описаны посредством модели стандарта LOM. Организация доступа к ЭОР реализована через центральный каталог и поисковые системы.

К плюсам ФЦИОР можно отнести тот факт, что только на этом ресурсе цифровые материалы доступны инвалидам (зрение), образовательные модули выдержаны в одном формате, поисковик рассчитан на отбор материала по разделам, предметам, возрасту пользователя. Минусы данного ЭОР состоят в том, что для работы с ним на свой ПК необходимо установить специальное ПО; а также то, что поисковик не дает возможность искать информацию по темам – то есть приходится отбирать нужные данные из огромного объема ненужных в данном случае материалов[3].

Вторым крупным разделом является Единое окно доступа к образовательным ресурсам (Электронная библиотека). Среди ключевых разделов данного ЭОР: каталог имеющихся Интернет-ресурсов; библиотека образовательных материалов (в том числе методических). Адрес данного ЭОР в Интернете: http://window.edu.ru.

К плюсам данного ресурса следует отнести богатый выбор доступного и размещенного непосредственно на сайте материала, удобно подразделенного по тематическому признаку и обособленного от ссылок на интернет-ресурсы; хорошо организованный поисковик; имеющиеся карточки ресурса. Можно также выделить ряд минусов: недостаточное количество графического материала (иллюстраций) и презентаций; не реализована возможность разделения и поиска материалов в соответствии с возрастом обучаемых.

Популярностью пользуется Федеральный портал «Российское образование», размещенный на http://edu.ru. Разделы данного сайта структурированы следующим образом:

- каталог имеющихся ресурсов в сети Интернет;

- учебные карты (официальная статистика, политическая и физическая карты мира, контурные и др.);

- информация для поступающих в вузы: единый госэкзамен, рейтинги вузов, профориентационные материалы;

- законодательные акты и регламенты в сфере образования;

- организуемые в ближайшее время научно-образовательные конференции и семинары; и др.

Данный ЭОР ценен значительной базой справочно-информационных ресурсов; расширенными возможностями для выпускников школ, связанных со сдачей Единого госэкзамена и выбором вузов; возможность работы с законодательной базой. Существуют и минусы ЭОР – например, отсутствует разделение по отдельным предметам (материалы объединены только по виду ресурса)[5].

Еще один полезный и востребованный электронный образовательный ресурс находится по адресу http://school-collection.edu.ru и носит название Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов [14, с. 12].

Преимуществами данного ресурса является комфортабельная и хорошо организованная навигация, поиск по нескольким параметрам; к каждому из предметов учебного курса есть свои наборы источников в цифровой форме. При этом есть существенный минус – качество имеющихся ресурсов неоднородно, причем различия в качестве могут проявляться даже в рамках одного набора.

Таким образом, к настоящему времени реализовано уже достаточно много общедоступных электронных образовательных ресурсов федерального уровня, не говоря уж о том, что крупные учебные заведения страны стремятся разрабатывать собственные ЭОР согласно своим представлениям об оптимальном формате и наполнении.


Библиографическая ссылка

Бусыгин С.Е. ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17830 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674