В современном мире особое значение приобретают задачи развития информатизации и модернизации российского образования, что обеспечит переход образовательного процесса на новый качественный уровень.
В данном аспекте особого внимания заслуживает вопрос создания системы качественных и многообразных электронных образовательных ресурсов (ЭОР), что позволит увеличить эффективность осуществления учебного процесса, в том числе в рамках заочной и дистанционной форм образования[1].
Последовательное и целенаправленное достижение данной задачи требует разрешения ряда противоречий, которые являются характерными для российского образования на данном этапе развития:
- наличие широкого выбора имеющихся традиционных материалов, отвечающих классическим требованиям к методологии и дидактике, вступает в противоречие с недостаточным количеством реализованных ЭОР, в то время как именно электронные образовательные ресурсы способны соответствовать динамично развивающейся образовательной среде;
- педагогов продолжают готовить к использованию в профессиональной деятельности статичного и стабильного инструментария, обеспечивающего поддержку образовательного процесса, в то время как подрастающее поколение школьников и студентов недвусмысленно заявляет о своих предпочтениях: интерактивность, динамичность, активное влияние на ход образовательного процесса, возможность манипулировать элементами образовательно-информационных материалов[2].
Таким образом, становится очевидной необходимость повышать уровень и качество знаний в области создания интересных и полнофункциональных электронных образовательных ресурсов.
На данный момент преподавателям и обучающимся доступен целый ряд электронных образовательных ресурсов, из которых пользователи могут выбрать нужный в соответствии с собственными запросами, потребностями и предпочтениями. Каждый изучаемый предмет учебной программы с большой долей вероятности имеет дополнительное обеспечение на одном из общедоступных образовательных порталов.
Рассмотрим основные и наиболее крупные из российских ЭОР, пользование которыми не связано с трудностями доступа. ЭОР позволяют значительно расширить возможности удаленного (дистанционного) освоения различных областей знаний, что может осуществляться обучаемым в самостоятельном порядке – начиная от изучения культурного наследия (например, посещение музея) и вплоть до лабораторных исследований, опытов, экспериментов.
Пожалуй, наиболее известным электронным образовательным ресурсом можно считать ФЦИОР (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов). Во всемирной сети он имеет адреса: http://fcior.edu.ru и http://eor.edu.ru (следует отметить такую особенность, что в электронном адресе ФЦИОР отсутствует www). Базовой концепцией, которая была взята за основу данного федерального ресурса, стало «единое окно», обеспечивающее доступ к разнообразным обучающим информационным ресурсам российской образовательной системы[4].
Через этот портал возможно осуществление доступа к ФЦИОР по шести разным типам ЭОР:
- электронные модули открытых мультимедийных систем, иначе называемых ОМС;
- виртуальные коллективные среды, представленные в виде учебных модулей;
- электронные образовательные ресурсы на материальных носителях;
- сетевые ЭОР, содержащие тексты и графику;
- базирующиеся на flash-технологиях ЭОР;
- базирующиесят на java-технологиях ЭОР.
Электронные образовательные ресурсы описаны посредством модели стандарта LOM. Организация доступа к ЭОР реализована через центральный каталог и поисковые системы.
К плюсам ФЦИОР можно отнести тот факт, что только на этом ресурсе цифровые материалы доступны инвалидам (зрение), образовательные модули выдержаны в одном формате, поисковик рассчитан на отбор материала по разделам, предметам, возрасту пользователя. Минусы данного ЭОР состоят в том, что для работы с ним на свой ПК необходимо установить специальное ПО; а также то, что поисковик не дает возможность искать информацию по темам – то есть приходится отбирать нужные данные из огромного объема ненужных в данном случае материалов[3].
Вторым крупным разделом является Единое окно доступа к образовательным ресурсам (Электронная библиотека). Среди ключевых разделов данного ЭОР: каталог имеющихся Интернет-ресурсов; библиотека образовательных материалов (в том числе методических). Адрес данного ЭОР в Интернете: http://window.edu.ru.
К плюсам данного ресурса следует отнести богатый выбор доступного и размещенного непосредственно на сайте материала, удобно подразделенного по тематическому признаку и обособленного от ссылок на интернет-ресурсы; хорошо организованный поисковик; имеющиеся карточки ресурса. Можно также выделить ряд минусов: недостаточное количество графического материала (иллюстраций) и презентаций; не реализована возможность разделения и поиска материалов в соответствии с возрастом обучаемых.
Популярностью пользуется Федеральный портал «Российское образование», размещенный на http://edu.ru. Разделы данного сайта структурированы следующим образом:
- каталог имеющихся ресурсов в сети Интернет;
- учебные карты (официальная статистика, политическая и физическая карты мира, контурные и др.);
- информация для поступающих в вузы: единый госэкзамен, рейтинги вузов, профориентационные материалы;
- законодательные акты и регламенты в сфере образования;
- организуемые в ближайшее время научно-образовательные конференции и семинары; и др.
Данный ЭОР ценен значительной базой справочно-информационных ресурсов; расширенными возможностями для выпускников школ, связанных со сдачей Единого госэкзамена и выбором вузов; возможность работы с законодательной базой. Существуют и минусы ЭОР – например, отсутствует разделение по отдельным предметам (материалы объединены только по виду ресурса)[5].
Еще один полезный и востребованный электронный образовательный ресурс находится по адресу http://school-collection.edu.ru и носит название Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов [14, с. 12].
Преимуществами данного ресурса является комфортабельная и хорошо организованная навигация, поиск по нескольким параметрам; к каждому из предметов учебного курса есть свои наборы источников в цифровой форме. При этом есть существенный минус – качество имеющихся ресурсов неоднородно, причем различия в качестве могут проявляться даже в рамках одного набора.
Таким образом, к настоящему времени реализовано уже достаточно много общедоступных электронных образовательных ресурсов федерального уровня, не говоря уж о том, что крупные учебные заведения страны стремятся разрабатывать собственные ЭОР согласно своим представлениям об оптимальном формате и наполнении.