В свете событий, произошедших Украине в 2014 г., особую актуальность имеют произведения, где дается объяснения историческому ходу событий и проводится скрупулезный анализ геополитических изменений. В этом ракурсе особую актуальность приобретают работы известного философа Василия Ивановича Холодного (1938 г. р.), такие как «Русская всемирная идея и украинский сепаратизм», «Тайна как бытие и путь» и др. Особое значение имеет то, что вышеназванный философ родился на Украине (Верхние Серогозы), долгое время жил и работал в Киеве и может анализировать все украинские политические процессы, так сказать, изнутри.
Целью данной статьи является анализ работ Василия Ивановича Холодного, выдающегося мыслителя нашего времени, чьи труды законно занимают место в одном ряду с произведениями А.С. Панарина, А.А. Зиновьева, А.И. Солженицына, А.А. Проханова, Е.С. Холмогорова и других философов начала ХХI века.
Научная новизна работы заключается в анализе произведений В. И. Холодного, посвященных исследованию истории и современности России с точки зрения аксиологии, никто не проводил анализа этих сторон творчества вышеназванного русского философа. Кроме того, необходимо отметить, что вышеназванный мыслитель прославился своими оригинальными исследованиями в области ценностной философии, изучении творческого наследия Аксакова, сущности соборности, русской идеи и еще целом ряде философских и политических проблем.
Подробная биография мыслителя Василия Ивановича Холодного его книги есть в интернете на сайтах vikiakademic.ru, ozon.ru и др. [11].
В.И. Холодный входит в философский клуб, где состоят и другие известные мыслители, которые признают неоспоримый вклад В.И. Холодного в российскую философскую науку, такие как Самсин А.И. [12, с. 60], Маслин М.А. [9, с. 40], Бессонов Б.Н. [2] и многие другие [8, с. 192; 3, с.53; 10, с.33].
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что изучение философских работ В. И. Холодного, его мнения о ходе российской истории, например, о причинах революционных потрясений 1917 г., о взаимоотношениях России и Украины, позволяют лучше понять их избежать повторения ошибок.
Практической значимостью работ В.И. Холодного является его способность выявлять и объяснять психологические, мировоззренческие, идеологические и политические проблемы через призму аксиологических интенций, представленных в историко-философском процессе. При анализе историко-философского материала В. И. Холодный акцентирует внимание на глубинном аксиологическом (ценностном) моменте [13].
В.И. Холодный считает, что русской ментальности присущи триединое ощущение Вечности, духовная солидарность и индивидуальная уникальность, иррационализм, неукротимый поиск Смысла жизни, совесть, страдание и сострадание, чувство вины и покаяния, самоосуществление личности и народов, согласно их призванию. И целый ряд вечных ценностей, главная их которых соборная (общинная) ментальность, которая противостояла западному индивидуализму [14, с. 87].
Роевое начало (тяга к коллективизму) является для России залогом стабильности, а попытки уничтожить тысячелетнюю русскую соборность путем искусственного насаждения западных ценностей на протяжении веков подтачивали русские устои.
Холодный В.И. видит соборное самопонимание в самых разнообразных сферах жизни человека: в этнических традициях, бытовой жизнедеятельности крестьянства и т.д. Соборность – вечная аксиология, меняющаяся по форме, но не по духовно-целостному смыслу. Русский философ зафиксировал основные этапы эволюции соборности: мифологическая предсоборность; авторитарная христианско-исламская соборность; рефлексивная мирская соборность. По его мнению, «соборность» «выражает идею собрания. В его понимании, «соборность – иррациональное, духовно-целостное самопонимание человека, интегрирующее в себе изначальные архетипы человеческого существования и многовековые традиции. Именно на этой основе соборность ориентирует людей на всечеловеческое духовное единение» [15].
Особое значение имело осмысление им революции 1917 г. С т. з. В.И. Холодного, именно из-за попыток разрушить соборность, роевое начало, присущее русскому духу, революционные события 1917 г. приобрели такой масштаб и имели мировое значение. Известный журналист Дж. Рид подчеркивал это, когда писал об Октябрьской революции: «10 дней, которые потрясли мир». Русские потрясения 1917 г. по масштабу превзошли английскую и французскую революции вместе взятые.
Такое философское переосмысление истории и политики позволяет видеть во внутреннем мире человека, традиционном образе жизни первоосновы духовного единения народов, стимулирует патриотические чувства. Соборность восходит к славянофильской философии, которую В. И. Холодный оценивает, как фундаментальную альтернативу прагматичной идеологии либеральной глобализации [7, с. 145].
Работы В. И. Холодного имеют особое значение для молодежи и студенчества [5, с. 39; 10], они побуждают к размышлению над философской, прежде всего аксиологической (ценностной) проблематикой, вырабатывают интеграционную культуру понимания [1, с. 37: 4, с. 14].
Необходимо особо подчеркнуть, что многие труды В.И. Холодного посвящены современности. Он проводит параллели между событиями 1917 г. и началом ХХI в. Мыслитель отмечает, что в современном мире «кушитские» верования находят больший отклик у людей и в обществе царит дух прагматизма, утилитаризма, нацеленность на конечный результат. Вместе с тем, следует отметить, что в любую эпоху сохранялся необходимый для возрождения духа соборности традиционный человек. В.И. Холодный предвидел проблемы, которые важны не только для русской философии, но, и для каждого человека, не обязательно мыслителя, философа, человека искусства, но хоть сколько-нибудь озабоченного судьбой своего народа, Родины и мирового сообщества как такового. Проблему «русской идеи», как философской идеологии возрождения соборных ценностей и единения на их основе всех людей Земли [6, с. 108].
Таким образом, проведенное исследование научных трудов философа В.И. Холодного позволяет сделать следующие выводы:
1. Философ В.И. Холодный является одним из самых оригинальных мыслителей современной России [10]. Его творчество актуально и востребовано. Его труды должен прочесть каждый.
2. Изучение творчества В.И. Холодного позволяет яснее понять ход русской истории в целом, причины событий на Украине и многие другие.
3. Не в экономике, не во внешней политике, а именно в русской ментальности видит философ В.И. Холодный причину революционных событий 1917 г. Именно попытки разрушить русскую соборность, русское самосознание было катализатором преобразований государственного строя в 1917 г.
4. С точки зрения автора, необходима популяризация работ самобытного оригинального русского философа В. И. Холодного среди студентов для осмысления хода русской истории [11].
5. Изучение истории России с т. з. философской аксиологии, как это делает В.И. Холодный, способствует более глубокому пониманию современности и помогает избежать повторения потрясений в будущем.
Библиографическая ссылка
Абдулов А.Б. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КНИГИ В.И. ХОЛОДНОГО «РУССКАЯ ВСЕМИРНАЯ ИДЕЯ И УКРАИНСКИЙ СЕПАРАТИЗМ» // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-6. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17594 (дата обращения: 21.11.2024).