Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

SOCIAL PROBLEMS OF THE BOOK OF V.I. COLD «RUSSIAN ALLPEACE IDEAS AND UKRAINIAN SEPARATISM»

Abdulov A.B. 1
1 Russian Economic University n. a. G.V. Plekhanov
In this scientific research examined problems are social in a book V.I. Kholodniythe «Russian world idea and Ukrainian separatism». Study of history of Russia with т. of з. to the philosophical axiology, as it does V.I. Kholodniy, assists the deeper understanding of contemporaneity and helps to avoid the reiteration of shocks in the future. From the point of view of author of the article, popularization of works of the original original Russian philosopher V.I. Kholodniy is needed among students for a comprehension motion of Russian history.
social problems
V.I. Kholodniy
Russian idea
collegiality
Ukrainian separatism

В свете событий, произошедших Украине в 2014 г., особую актуальность имеют произведения, где дается объяснения историческому ходу событий и проводится скрупулезный анализ геополитических изменений. В этом ракурсе особую актуальность приобретают работы известного философа Василия Ивановича Холодного (1938 г. р.), такие как «Русская всемирная идея и украинский сепаратизм», «Тайна как бытие и путь» и др. Особое значение имеет то, что вышеназванный философ родился на Украине (Верхние Серогозы), долгое время жил и работал в Киеве и может анализировать все украинские политические процессы, так сказать, изнутри.

Целью данной статьи является анализ работ Василия Ивановича Холодного, выдающегося мыслителя нашего времени, чьи труды законно занимают место в одном ряду с произведениями А.С. Панарина, А.А. Зиновьева, А.И. Солженицына, А.А. Проханова, Е.С. Холмогорова и других философов начала ХХI века.

Научная новизна работы заключается в анализе произведений В. И. Холодного, посвященных исследованию истории и современности России с точки зрения аксиологии, никто не проводил анализа этих сторон творчества вышеназванного русского философа. Кроме того, необходимо отметить, что вышеназванный мыслитель прославился своими оригинальными исследованиями в области ценностной философии, изучении творческого наследия Аксакова, сущности соборности, русской идеи и еще целом ряде философских и политических проблем.

Подробная биография мыслителя Василия Ивановича Холодного его книги есть в интернете на сайтах vikiakademic.ru, ozon.ru и др. [11].

В.И. Холодный входит в философский клуб, где состоят и другие известные мыслители, которые признают неоспоримый вклад В.И. Холодного в российскую философскую науку, такие как Самсин А.И. [12, с. 60], Маслин М.А. [9, с. 40], Бессонов Б.Н. [2] и многие другие [8, с. 192; 3, с.53; 10, с.33].

Практическая значимость данного исследования состоит в том, что изучение философских работ В. И. Холодного, его мнения о ходе российской истории, например, о причинах революционных потрясений 1917 г., о взаимоотношениях России и Украины, позволяют лучше понять их избежать повторения ошибок.

Практической значимостью работ В.И. Холодного является его способность выявлять и объяснять психологические, мировоззренческие, идеологические и политические проблемы через призму аксиологических интенций, представленных в историко-философском процессе. При анализе историко-философского материала В. И. Холодный акцентирует внимание на глубинном аксиологическом (ценностном) моменте [13].

В.И. Холодный считает, что русской ментальности присущи триединое ощущение Вечности, духовная солидарность и индивидуальная уникальность, иррационализм, неукротимый поиск Смысла жизни, совесть, страдание и сострадание, чувство вины и покаяния, самоосуществление личности и народов, согласно их призванию. И целый ряд вечных ценностей, главная их которых соборная (общинная) ментальность, которая противостояла западному индивидуализму [14, с. 87].

Роевое начало (тяга к коллективизму) является для России залогом стабильности, а попытки уничтожить тысячелетнюю русскую соборность путем искусственного насаждения западных ценностей на протяжении веков подтачивали русские устои.

Холодный В.И. видит соборное самопонимание в самых разнообразных сферах жизни человека: в этнических традициях, бытовой жизнедеятельности крестьянства и т.д. Соборность – вечная аксиология, меняющаяся по форме, но не по духовно-целостному смыслу. Русский философ зафиксировал основные этапы эволюции соборности: мифологическая предсоборность; авторитарная христианско-исламская соборность; рефлексивная мирская соборность. По его мнению, «соборность» «выражает идею собрания. В его понимании, «соборность – иррациональное, духовно-целостное самопонимание человека, интегрирующее в себе изначальные архетипы человеческого существования и многовековые традиции. Именно на этой основе соборность ориентирует людей на всечеловеческое духовное единение» [15].

Особое значение имело осмысление им революции 1917 г. С т. з. В.И. Холодного, именно из-за попыток разрушить соборность, роевое начало, присущее русскому духу, революционные события 1917 г. приобрели такой масштаб и имели мировое значение. Известный журналист Дж. Рид подчеркивал это, когда писал об Октябрьской революции: «10 дней, которые потрясли мир». Русские потрясения 1917 г. по масштабу превзошли английскую и французскую революции вместе взятые.

Такое философское переосмысление истории и политики позволяет видеть во внутреннем мире человека, традиционном образе жизни первоосновы духовного единения народов, стимулирует патриотические чувства. Соборность восходит к славянофильской философии, которую В. И. Холодный оценивает, как фундаментальную альтернативу прагматичной идеологии либеральной глобализации [7, с. 145].

Работы В. И. Холодного имеют особое значение для молодежи и студенчества [5, с. 39; 10], они побуждают к размышлению над философской, прежде всего аксиологической (ценностной) проблематикой, вырабатывают интеграционную культуру понимания [1, с. 37: 4, с. 14].

Необходимо особо подчеркнуть, что многие труды В.И. Холодного посвящены современности. Он проводит параллели между событиями 1917 г. и началом ХХI в. Мыслитель отмечает, что в современном мире «кушитские» верования находят больший отклик у людей и в обществе царит дух прагматизма, утилитаризма, нацеленность на конечный результат. Вместе с тем, следует отметить, что в любую эпоху сохранялся необходимый для возрождения духа соборности традиционный человек. В.И. Холодный предвидел проблемы, которые важны не только для русской философии, но, и для каждого человека, не обязательно мыслителя, философа, человека искусства, но хоть сколько-нибудь озабоченного судьбой своего народа, Родины и мирового сообщества как такового. Проблему «русской идеи», как философской идеологии возрождения соборных ценностей и единения на их основе всех людей Земли [6, с. 108].

Таким образом, проведенное исследование научных трудов философа В.И. Холодного позволяет сделать следующие выводы:

1. Философ В.И. Холодный является одним из самых оригинальных мыслителей современной России [10]. Его творчество актуально и востребовано. Его труды должен прочесть каждый.

2. Изучение творчества В.И. Холодного позволяет яснее понять ход русской истории в целом, причины событий на Украине и многие другие.

3. Не в экономике, не во внешней политике, а именно в русской ментальности видит философ В.И. Холодный причину революционных событий 1917 г. Именно попытки разрушить русскую соборность, русское самосознание было катализатором преобразований государственного строя в 1917 г.

4. С точки зрения автора, необходима популяризация работ самобытного оригинального русского философа В. И. Холодного среди студентов для осмысления хода русской истории [11].

5. Изучение истории России с т. з. философской аксиологии, как это делает В.И. Холодный, способствует более глубокому пониманию современности и помогает избежать повторения потрясений в будущем.