Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ДОУ

Елохина А.А. 1 Кудрякова Д.А. 1 Моругина В.В. 1
1 Шуйский филиал «Ивановского государственного университета»
В наше время, все более актуальным становится применение инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Существует понятие – инклюзия, которое подразумевает полное включение детей с ограниченными возможностями во все аспекты жизни образовательного учреждения, в которых участвуют дети без отклонений. В связи с этим, возникает вопрос о необходимости адаптации пространства учебного учреждения к тому, чтобы полноценно быть готовым ко всем нуждам и потребностям всех детей без исключения. В связи с этим, статья содержит результаты проведенного анкетирования среди педагогов дошкольного общеобразовательного учреждения, где есть группы, которые посещают несколько детей с ограниченными возможностями здоровья.
инклюзия
инклюзивное образование
дети с ограниченными возможностями здоровья
1. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с& детьми с& ОВЗ: Методическое пособие& – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2011.& – 167 с.
2. Инклюзивное образование в& ДОУ // Справочник руководителя дошкольного учреждения. 2011. № 10.
3. Назарова Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и& проблемы внедрения» // Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика».& – 2010. № 4 (40).

Основные подходы к организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья определены федеральным законом об образовании в редакции 2013 года.

Как организовано обучение данной категории детей в Ивановской области? В настоящее время в образовательных учреждениях Ивановской области обучается 6490 детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 2080 детей-инвалидов, что составляет 4,6 % от общего числа несовершеннолетних обучающихся в дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях. В Ивановской области ребенок с ограниченными возможностями здоровья может обучаться, как в специальной (коррекционной) школе, так и в массовой общеобразовательной школе в коррекционном или в обычном классе, при этом сочетать очно-заочную форму обучения, посещая школу и обучаясь на дому, а также обучаться с применением дистанционных технологий. В Ивановской области сохранена и развивается сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений. В 22 областных коррекционных учреждениях (20 из которых подведомственны Департаменту образования, 2 – Департаменту социальной защиты населения) обучается 2713 детей, имеющих нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата и интеллекта.

Следует отметить, что внедрение инклюзивной модели в образование представляет сoбoй oдин из шагoв к oбеспечению реализации прав детей на получение образования, что свидетельствует о предоставлении возможности любому ребенку удовлетворить свою потребность в образовании. Это указывает на равноправную возможность в получении образования, которое является доступным уровню развития каждого конкретного человека.

С целью исследования проблем реализации инклюзивного образования в педагогической практике, мы провели опрос среди педагогов. В качестве базы проводимого исследования выступило муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (МБДОУ) «Детский сад № 153» г. Иваново Ивановской области, где есть группы, которые посещают несколько детей с ограниченными возможностями здоровья.

Нами была разработана анкета, где мы попросили педагогов высказать свое личное мнение в отношении реализации инклюзивного образования в Ивановской области. Данная анкета состояла из 11 вопросов с ответами открытого и закрытого типа, среди которых респонденты могли выбрать один или несколько вариантов, а также, по желанию, высказать своё личное мнение.

Первый вопрос нашей анкеты был направлен на выяснение мнения педагогов о том, приспособлены ли Ивановские учреждения дошкольного образования к реализации инклюзивного образования. В результате мы получили следующие данные: 37,5 % ответили – приспособлены, 62,5 %- нет. Некоторые из последних пояснили свой вариант тем, что необходимо увеличить материально-техническое обеспечение, предоставить методические материалы, увеличить количество специалистов и совершенствовать подъездные пути.

Во втором вопросе мы решили спросить, знакомы ли сотрудники дошкольного учреждения с категориями детей с ограниченными возможностями здоровья. В итоге были получены следующие результаты: 40 % респондентов знакомы с категориями детей с нарушением слуха, зрения и аутического спектра; 33 % респондентов – с нарушениями речи и интеллекта и, 27 % респондентам знакома категория детей с двигательными нарушениями.

Третий вопрос заключался в том, какие принципы инклюзии реализуются в дошкольном образовательном учреждении, в котором работают опрашиваемые педагоги. В результате мы получили следующие данные: 38 % респондентов выделили принцип индивидуального подхода; 40 % респондентов указали принцип активного включения в образование участников; 26 % – принцип партнерского взаимодействия с семьей; 18 % респондентов – принцип поддержки самостоятельной активности ребёнка и принцип междисциплинарного подхода; 10 % респондентов – принцип вариативности в организации обучения и воспитания; 6 % респондентов остановились на принципе динамического развития образовательной модели детского сада.

В следующем вопросе мы стремились узнать мнение педагогов о том, какие требования должны знать сотрудники группы, которую посещают дети с ограниченными возможностями здоровья. Были получены следующие результаты: 21 % отметили использование различных видов деятельности, дружелюбное отношение к детям, в том числе обращение по именам; 15 % респондентов указали, что специалисты должны быть знакомы с особенностями развития детей, владеть методами обучения и воспитания и часто общаться с родителями, давая им советы; 13 % респондентов остановились на внимательном наблюдении и отношении за развитием личности ребёнка. Остальные требования указало меньшее число респондентов.

В пятом вопросе мы попросили сотрудников указать, каких специалистов должен включать педагогический коллектив инклюзивной группы дошкольного учреждения. В итоге были получены данные: 38 % респондентов назвали – учитель-логопед и учитель-дефектолог; 32 % респондентов указали социального педагога; 18 % респондентов – воспитатель и, 4 % -педагог дополнительного образования. Важно отметить, что еще 8 % респондентов указали в графе «другое» педагога-психолога.

В шестом вопросе нашей анкеты спрашивалось, какие условия реализации инклюзии должны учитываться. Нами были получены такие результаты: 19 % респондентов указали необходимым условием финансовое обеспечение; 16 % – профессиональная квалификация специалистов и психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья; 14 % респондентов отметили организацию предметно-развивающей среды. Остальные условия указало меньшее число респондентов.

Следующий вопрос заключался в том, какие формы инклюзивного образования педагоги считают более эффективными. В итоге мы выяснили: 75 % респондентов считают, что индивидуальные занятия и 25 % остановились на специально организованной среде и детско-родительских группах.

В восьмом вопросе, мы предложили педагогам высказать своем личное мнение, какая модель инклюзивного образования более приемлема в учреждении дошкольного образования. Были получены следующие результаты: 45 % респондентов указали, что в ДОУ должна действовать отдельная специальная группа для детей с ограниченными возможностями здоровья, но они могут регулярно взаимодействовать с обычными детьми; 22 % респондентов остановились на центре детского пребывания, где дети с ограниченными возможностями здоровья могут получить помощь специалистов. Остальные варианты модели инклюзии в дошкольном учреждении выбрало меньшее число респондентов.

В следующем вопросе сотрудники детских садов указали, что должна включать в себя работа с родителями, которые имеют детей с ограниченными возможностями здоровья. В итоге мы выяснили: 44 % респондентов остановились на специально организованных совместных мероприятиях детей и родителей; 31 % респондентов указали родительские беседы и 25 % – консультирование родителей.

В десятом вопросе спрашивалось, что должна включать в себя работа с персоналом в детском саду. 26 % респондентов ответили, что это должно быть повышение квалификации и семинары; 21 % – тренинги; 16 % респондентов – научные конференции и 11 % – форумы.

В последнем вопросе, мы спросили мнение педагогов, из чего должна состоять работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья. 44 % респондентов указали индивидуальные коррекционные занятия; 25 % – создание развивающей среды и работа в группах; 6 % – помощь семье.

Таким образом, полученные данные проведенного анкетирования позволили нам выяснить мнение педагогов о проблеме реализации инклюзивного образования в Ивановской области. Важно отметить, что некоторые педагоги считают, что Ивановские учреждения дошкольного образования не в полном объеме приспособлены к реализации инклюзии. Некоторые думают, что необходимо увеличить материально-техническую базу, предоставить методические материалы, увеличить количество специалистов и развить подъездные пути.

Опрашиваемые указали, что педагогический коллектив в основном должен включать в себя: учителя-логопеда и учителя-дефектолога, социального педагога и воспитателя. Необходимо отметить, что некоторые респонденты указали в графе другое: педагога-психолога, что не менее важно, для воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Если брать во внимание условия реализации инклюзии, то наибольшее число респондентов сошлись на финансовом обеспечении, что, очень важно, для приобретения методических материалов, оборудования и всего, что необходимо для работы.

По формам инклюзивного образования большинство считают, что это должны быть индивидуальные занятия. Но также респонденты указали специально организованную среду и детско-родительские группы. Данным детям необходимо общение и с обычными детьми, и с родителями. Это дает большой плюс и их родителям, поскольку они узнают методы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. В качестве модели инклюзии, 45 % педагогов выбрали отдельную специальную группу, где дети регулярно взаимодействуют с детьми из общеразвивающих групп.

В целом, опрашиваемые педагоги положительно настроены на реализацию инклюзии в Ивановской области.


Библиографическая ссылка

Елохина А.А., Кудрякова Д.А., Моругина В.В. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ДОУ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17565 (дата обращения: 12.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674