Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

INCLUSIVE EDUCATION IN THE CONDITIONS OF KINDERGARTEN

Elokhina A.A. 1 Kudryakova D.A. 1 Morugina V.V. 1
1 Shuya branch of Ivanovo State University
The application of innovative approaches to the teaching and upbringing of special needs children becomes more immediate nowdays. There is a concept – inclusion, which implies the full inclusion of special needs children in all aspects of the life of the educational institution, in which upstanding children also participate. In this regard, there is a question about the need to adapt the space of the educational institution to fully being ready for all the needs of all children without any exception. In this regard, the article contains the results of a questionnaire survey among teachers of a preschool general education institution, where there are groups that are visited by several special needs children.
inclusion
inclusive education
special needs children

Основные подходы к организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья определены федеральным законом об образовании в редакции 2013 года.

Как организовано обучение данной категории детей в Ивановской области? В настоящее время в образовательных учреждениях Ивановской области обучается 6490 детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 2080 детей-инвалидов, что составляет 4,6 % от общего числа несовершеннолетних обучающихся в дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях. В Ивановской области ребенок с ограниченными возможностями здоровья может обучаться, как в специальной (коррекционной) школе, так и в массовой общеобразовательной школе в коррекционном или в обычном классе, при этом сочетать очно-заочную форму обучения, посещая школу и обучаясь на дому, а также обучаться с применением дистанционных технологий. В Ивановской области сохранена и развивается сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений. В 22 областных коррекционных учреждениях (20 из которых подведомственны Департаменту образования, 2 – Департаменту социальной защиты населения) обучается 2713 детей, имеющих нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата и интеллекта.

Следует отметить, что внедрение инклюзивной модели в образование представляет сoбoй oдин из шагoв к oбеспечению реализации прав детей на получение образования, что свидетельствует о предоставлении возможности любому ребенку удовлетворить свою потребность в образовании. Это указывает на равноправную возможность в получении образования, которое является доступным уровню развития каждого конкретного человека.

С целью исследования проблем реализации инклюзивного образования в педагогической практике, мы провели опрос среди педагогов. В качестве базы проводимого исследования выступило муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (МБДОУ) «Детский сад № 153» г. Иваново Ивановской области, где есть группы, которые посещают несколько детей с ограниченными возможностями здоровья.

Нами была разработана анкета, где мы попросили педагогов высказать свое личное мнение в отношении реализации инклюзивного образования в Ивановской области. Данная анкета состояла из 11 вопросов с ответами открытого и закрытого типа, среди которых респонденты могли выбрать один или несколько вариантов, а также, по желанию, высказать своё личное мнение.

Первый вопрос нашей анкеты был направлен на выяснение мнения педагогов о том, приспособлены ли Ивановские учреждения дошкольного образования к реализации инклюзивного образования. В результате мы получили следующие данные: 37,5 % ответили – приспособлены, 62,5 %- нет. Некоторые из последних пояснили свой вариант тем, что необходимо увеличить материально-техническое обеспечение, предоставить методические материалы, увеличить количество специалистов и совершенствовать подъездные пути.

Во втором вопросе мы решили спросить, знакомы ли сотрудники дошкольного учреждения с категориями детей с ограниченными возможностями здоровья. В итоге были получены следующие результаты: 40 % респондентов знакомы с категориями детей с нарушением слуха, зрения и аутического спектра; 33 % респондентов – с нарушениями речи и интеллекта и, 27 % респондентам знакома категория детей с двигательными нарушениями.

Третий вопрос заключался в том, какие принципы инклюзии реализуются в дошкольном образовательном учреждении, в котором работают опрашиваемые педагоги. В результате мы получили следующие данные: 38 % респондентов выделили принцип индивидуального подхода; 40 % респондентов указали принцип активного включения в образование участников; 26 % – принцип партнерского взаимодействия с семьей; 18 % респондентов – принцип поддержки самостоятельной активности ребёнка и принцип междисциплинарного подхода; 10 % респондентов – принцип вариативности в организации обучения и воспитания; 6 % респондентов остановились на принципе динамического развития образовательной модели детского сада.

В следующем вопросе мы стремились узнать мнение педагогов о том, какие требования должны знать сотрудники группы, которую посещают дети с ограниченными возможностями здоровья. Были получены следующие результаты: 21 % отметили использование различных видов деятельности, дружелюбное отношение к детям, в том числе обращение по именам; 15 % респондентов указали, что специалисты должны быть знакомы с особенностями развития детей, владеть методами обучения и воспитания и часто общаться с родителями, давая им советы; 13 % респондентов остановились на внимательном наблюдении и отношении за развитием личности ребёнка. Остальные требования указало меньшее число респондентов.

В пятом вопросе мы попросили сотрудников указать, каких специалистов должен включать педагогический коллектив инклюзивной группы дошкольного учреждения. В итоге были получены данные: 38 % респондентов назвали – учитель-логопед и учитель-дефектолог; 32 % респондентов указали социального педагога; 18 % респондентов – воспитатель и, 4 % -педагог дополнительного образования. Важно отметить, что еще 8 % респондентов указали в графе «другое» педагога-психолога.

В шестом вопросе нашей анкеты спрашивалось, какие условия реализации инклюзии должны учитываться. Нами были получены такие результаты: 19 % респондентов указали необходимым условием финансовое обеспечение; 16 % – профессиональная квалификация специалистов и психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья; 14 % респондентов отметили организацию предметно-развивающей среды. Остальные условия указало меньшее число респондентов.

Следующий вопрос заключался в том, какие формы инклюзивного образования педагоги считают более эффективными. В итоге мы выяснили: 75 % респондентов считают, что индивидуальные занятия и 25 % остановились на специально организованной среде и детско-родительских группах.

В восьмом вопросе, мы предложили педагогам высказать своем личное мнение, какая модель инклюзивного образования более приемлема в учреждении дошкольного образования. Были получены следующие результаты: 45 % респондентов указали, что в ДОУ должна действовать отдельная специальная группа для детей с ограниченными возможностями здоровья, но они могут регулярно взаимодействовать с обычными детьми; 22 % респондентов остановились на центре детского пребывания, где дети с ограниченными возможностями здоровья могут получить помощь специалистов. Остальные варианты модели инклюзии в дошкольном учреждении выбрало меньшее число респондентов.

В следующем вопросе сотрудники детских садов указали, что должна включать в себя работа с родителями, которые имеют детей с ограниченными возможностями здоровья. В итоге мы выяснили: 44 % респондентов остановились на специально организованных совместных мероприятиях детей и родителей; 31 % респондентов указали родительские беседы и 25 % – консультирование родителей.

В десятом вопросе спрашивалось, что должна включать в себя работа с персоналом в детском саду. 26 % респондентов ответили, что это должно быть повышение квалификации и семинары; 21 % – тренинги; 16 % респондентов – научные конференции и 11 % – форумы.

В последнем вопросе, мы спросили мнение педагогов, из чего должна состоять работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья. 44 % респондентов указали индивидуальные коррекционные занятия; 25 % – создание развивающей среды и работа в группах; 6 % – помощь семье.

Таким образом, полученные данные проведенного анкетирования позволили нам выяснить мнение педагогов о проблеме реализации инклюзивного образования в Ивановской области. Важно отметить, что некоторые педагоги считают, что Ивановские учреждения дошкольного образования не в полном объеме приспособлены к реализации инклюзии. Некоторые думают, что необходимо увеличить материально-техническую базу, предоставить методические материалы, увеличить количество специалистов и развить подъездные пути.

Опрашиваемые указали, что педагогический коллектив в основном должен включать в себя: учителя-логопеда и учителя-дефектолога, социального педагога и воспитателя. Необходимо отметить, что некоторые респонденты указали в графе другое: педагога-психолога, что не менее важно, для воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Если брать во внимание условия реализации инклюзии, то наибольшее число респондентов сошлись на финансовом обеспечении, что, очень важно, для приобретения методических материалов, оборудования и всего, что необходимо для работы.

По формам инклюзивного образования большинство считают, что это должны быть индивидуальные занятия. Но также респонденты указали специально организованную среду и детско-родительские группы. Данным детям необходимо общение и с обычными детьми, и с родителями. Это дает большой плюс и их родителям, поскольку они узнают методы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. В качестве модели инклюзии, 45 % педагогов выбрали отдельную специальную группу, где дети регулярно взаимодействуют с детьми из общеразвивающих групп.

В целом, опрашиваемые педагоги положительно настроены на реализацию инклюзии в Ивановской области.