Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПРАЗДНИК КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Дмитриева Т.С. 1
1 Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого
Статья посвящена исследованию праздника, который рассматривается как один из способов формирования городской идентичности. Актуальность статьи обусловлена характерным для современной науки повышением интереса к городской идентичности как символическому ресурсу развития городской среды. Процесс формирования городской идентичности представлен автором в виде актуализации городских смыслов, которая укрепляют символическую связь между человеком и городом. Праздник воздействует на городские смыслы через воспроизводство значимых событий и тем самым делает их актуальными. Потенциал праздника заключается в его способности транслировать конкретные ценности горожан и делать значимыми городские смыслы (судьбы людей, локальные истории, мифы, достопримечательности и пр.) с помощью событийности, ритуальных практик и сакрального начала праздника. Праздник укрепляет чувство общности и сопричастности с теми, кто проживает в городе.
городская идентичность
праздник
формирование идентичности
культурная память
1. Ильина Т.В., Федотова Н.Г. Социокультурный проект как способ формирования территориальной идентичности // Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов «Дни науки». Великий Новгород: РАНХиГС, 2017. – 253 с. – С. 214-216.
2. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. – М.: Языки русской культуры, 1996.
3. Федотова Н.Г. Городская идентичность как конкурентное преимущество территории // Ярославский педагогический вестник. 2016. – № 5. – С. 372-377.
4. Федотова Н.Г. Территориальная идентичность как символический ресурс региона // Вестник НовГУ. Серия «Гуманитарные науки». – 2015. – № 90. – С. 105-109.
5. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс, – 1996.

Взаимодействие человека и окружающей его среды, в том числе и города, определяет уровень духовного, физического и социального благополучия. Это обстоятельство является одной из причин, заставляющих современных исследователей акцентировать внимание на проблеме города и городской идентичности, актуальность изучения которых особенно возрастает в условиях глобализации, стирающей различия сообществ. Кроме того, актуальность данной работы обусловлена научным поиском тех инструментов и факторов, которые способны воздействовать на структуру городской идентичности и ее устойчивость.

Теоретическое осмысление идентичности как таковой складывается в 60-х годах ХХ века. В научный оборот термин «идентичность» введен Э. Эриксоном, который рассматривал данный феномен как «субъективное вдохновенное ощущение тождества и целостности» [5, С. 28]. Сегодня термин «identity» буквально означает «узнавание» или «отождествление». Что касается территориальных форм идентичностей, то в данном случае отождествление происходит с той территорией, на которой проживает человек, а также с местным сообществом. Причем изучение территориальных идентичностей становится все более популярным у современных исследователей и одной из причин для этого является понимание территориальной идентичности как символического ресурса территорий, способного влиять на развитие «позитивного микроклимата территорий, выполняющего функцию объединения людей в сообщества» [4, С. 105].

Городская идентичность является одной из форм территориальной идентичности. Территориальная же идентичность, по мнению культуролога Федотовой Н.Г., представляет собой «совокупность территориальных смыслов, репрезентируемых в пространстве в виде образов, концептов, ассоциаций, вызывающих отождествление человека с конкретной территорией и людьми, проживающими на ней». [3, С. 374]. Городская идентичность функционирует через актуализацию и «переживание» городских смыслов, которые могут быть представлены в виде вербальных или визуальных объектов (мифы, география, архитектура и пр.). С их помощью человек осознает сопричастность с городом, горожанами, городскими практиками. Такие городские смыслы основаны на символической, условной связи между городом и человеком, которая способствует устойчивости городской идентичности, в том числе и вне территории конкретного города.

Символическая природа городской идентичности может быть раскрыта путем обращения к пониманию связи между символом и культурой. По мнению Ю. Лотмана, символы представляют собой связующие элементы разных пластов культуры. «Являясь важным механизмом памяти культуры, символы переносят тексты, сюжетные схемы и др. семиотические образования из одного ее пласта в другой. Пронизывающие диахронию культуры константные наборы символов в значительной мере берут на себя функцию механизмов единства: осуществляя память культуры о себе, они не дают ей распасться на изолированные хронологические пласты» [2, С. 149]. Подобный процесс характерен и для городских смыслов – памятников, городских легенд, известных личностей и пр., которые связывают городское сообщество и создают общее пространство, память и культуру благодаря своей символической природе.

Между тем, городская идентичность – это не застывший феномен, она динамична и формируется постепенно под влиянием различных факторов, которые воздействуют на символические связи между городом и человеком. Процесс формирования городской идентичности может быть рассмотрен «как генерация или актуализация территориальных смыслов, которые обеспечивают устойчивость символических связей человека с территорией и укрепление чувства общности, сопричастности с теми, кто проживает на данной территории» [1, С. 214].

Среди факторов, влияющих на формирование городской идентичности, следует выделить политические, экономические, демографические, социальные, культурные и пр. Факторы могут быть стабильные (например, природный ландшафт) или меняющиеся (например, экономическое развитие города). На идентификационные связи с территорией, в частности, влияет культурная политика, актуализирующая те или иные городские смыслы, или символическая политика, позволяющая управлять символами, которые отражают и транслируют самобытную культуру города.

Способами же формирования городской идентичности будут непосредственные инструменты, которые запускают механизм конструирования городской идентичности.

Нередко в качестве способов преобразования реальности рассматриваются разнообразные события, генерирующие смыслы и превращающие их в актуальные. В рамках формирования городской идентичности особую роль будут приобретать такие события, которые влияют на актуализацию городских смыслов. Сюда следует отнести, например, разработку проектов, которые меняют образ города и его восприятие в глазах различных сообществ (разработка городского бренда или формирование определенного имиджа города). Но помимо таких способов преобразования городской реальности, все же особую роль в формировании городской идентичности приобретают такие события, которые имеют социокультурную основу и тем самым непосредственно участвуют в символизации городских смыслов.

Одним из таких событий следует назвать городской праздник, который является мощным символическим инструментом воздействия на городские смыслы. В рамках празднования того или иного городского события, осуществляются практики, которые позволяют воспроизводить символы, мифы, история и культуру города и его жителей. Например, праздник 9 мая напоминает не только о героизме нашей страны во время ВОВ, но и позволяет актуализировать городские истории военных лет, биографии обычных горожан, которые воевали за родную землю, что в целом формирует дополнительные аспекты в восприятии своего города, при отождествлении с ним. Городской праздник с помощью шествий, митингов, конкурсов, просмотра творческих достижений, трансляций, форумов, фотографий и много другого способен поддерживать или давать новый импульс для осмысления памятных событий, значимых имен или фактов, которые приобретают для города символическое значение. Праздник в этом случае становится детерминантом «переживания» городских смыслов и их памятования.

Праздник в целом выполняет целый ряд функций, которые непосредственно связаны с феноменом идентичности: интеграционная, коммуникативная, социализирующая, коммеморативная функции. Праздник – это сложное социокультурный феномен, который обладает и определенными характерными признаками, ряд из которых непосредственно участвуют в процессе идентификации города. За счет событийности, демонстративности и сакральной сущности праздник способен формировать, актуализировать и делать для сообщества важными и значимыми городские смыслы – судьбы людей, локальные истории, природные объекты, достопримечательности и пр. Вместе с тем, праздник поддерживает культурную память через символизацию событий. Наконец, праздник может выполнять и функцию притяжения туристических ресурсов, если обладает аутентичной атмосферой и содержит в себе уникальные практики празднования (карнавалы, фестивали и пр.) и тем самым формировать определенное представление о городе, позволяющее идентифицировать город в глазах внешних аудиторий.

Массовые праздники, как правило, проводятся в значимых для горожан местах и в определенных формах, с ритуалами, отражающими культурно-исторический опыт общества. Атрибуты праздника на уровне городских смыслов обеспечивают укоренение ценностного основания бытия. Они являются идеальной формой закрепления, хранения и передачи культурной памяти, в также осознания уникальности города и его отличий от других городов. Праздничные атрибуты и символы, выполняя роль символической связи с праздничным событием и обеспечивая культурную преемственность, являются универсальным способом хранения городской образности. При этом образ города можно рассматривать как ядро городской идентичности, поскольку он представляет собой совокупность тех воображаемых элементов, с которыми отождествляется, ассоциируется город.

Таким образом, праздник способен транслировать определенные ценности, культурную и историческую преемственность через символы города, исторические факты, локальные мифы, городские традиции, а тем самым и выступать в качестве одного из инструментов формирования городской идентичности. При этом важность поддержки и формирования городской идентичности обусловлена не только экономическими выгодами (например, создание эффективного городского бренда и привлечения туристических потоков), но и тем, что городская идентичность может быть основой развития внутренней среды города и благоприятных условий для жизни в нём. Последнее сказывается на желании горожан жить, учиться, работать и создавать семью в своем городе.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Новгородской области в рамках научного проекта № 16-13-53002 «Территориальная идентичность как символический ресурс региона».


Библиографическая ссылка

Дмитриева Т.С. ПРАЗДНИК КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-5. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17463 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674