Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

FESTIVAL AS A AN METHOD OF FORMATION OF THE URBAN IDENTITY

Dmitrieva T.S. 1
1 Yaroslav-the-Wise Novgorod State University
The article is about analysis of festivity which is explored as an method of accumulation of formation of the urban identity. The relevance of the article is caused by the specific increase of the scientific interest for modern science to urban identity as a symbolic resource of the development of urban environment. The process of formation of urban identity is considered by the author in the form of mainstreaming of urban meanings, which strengthen the symbolic connection between man and city. The festivity affects the urban meaning through the reproduction of important events, and thus makes them relevant. The potential of festivity lies in its ability to broadcast certain values of citizens and to do meaningful the urban meanings (the fate of the people, local history, myths, attraction, etc.). The festivity strengthens the sense of community and belonging with those who live in the city.
Кeywords: urban identity
festivity
formation of identity
cultural memory

Взаимодействие человека и окружающей его среды, в том числе и города, определяет уровень духовного, физического и социального благополучия. Это обстоятельство является одной из причин, заставляющих современных исследователей акцентировать внимание на проблеме города и городской идентичности, актуальность изучения которых особенно возрастает в условиях глобализации, стирающей различия сообществ. Кроме того, актуальность данной работы обусловлена научным поиском тех инструментов и факторов, которые способны воздействовать на структуру городской идентичности и ее устойчивость.

Теоретическое осмысление идентичности как таковой складывается в 60-х годах ХХ века. В научный оборот термин «идентичность» введен Э. Эриксоном, который рассматривал данный феномен как «субъективное вдохновенное ощущение тождества и целостности» [5, С. 28]. Сегодня термин «identity» буквально означает «узнавание» или «отождествление». Что касается территориальных форм идентичностей, то в данном случае отождествление происходит с той территорией, на которой проживает человек, а также с местным сообществом. Причем изучение территориальных идентичностей становится все более популярным у современных исследователей и одной из причин для этого является понимание территориальной идентичности как символического ресурса территорий, способного влиять на развитие «позитивного микроклимата территорий, выполняющего функцию объединения людей в сообщества» [4, С. 105].

Городская идентичность является одной из форм территориальной идентичности. Территориальная же идентичность, по мнению культуролога Федотовой Н.Г., представляет собой «совокупность территориальных смыслов, репрезентируемых в пространстве в виде образов, концептов, ассоциаций, вызывающих отождествление человека с конкретной территорией и людьми, проживающими на ней». [3, С. 374]. Городская идентичность функционирует через актуализацию и «переживание» городских смыслов, которые могут быть представлены в виде вербальных или визуальных объектов (мифы, география, архитектура и пр.). С их помощью человек осознает сопричастность с городом, горожанами, городскими практиками. Такие городские смыслы основаны на символической, условной связи между городом и человеком, которая способствует устойчивости городской идентичности, в том числе и вне территории конкретного города.

Символическая природа городской идентичности может быть раскрыта путем обращения к пониманию связи между символом и культурой. По мнению Ю. Лотмана, символы представляют собой связующие элементы разных пластов культуры. «Являясь важным механизмом памяти культуры, символы переносят тексты, сюжетные схемы и др. семиотические образования из одного ее пласта в другой. Пронизывающие диахронию культуры константные наборы символов в значительной мере берут на себя функцию механизмов единства: осуществляя память культуры о себе, они не дают ей распасться на изолированные хронологические пласты» [2, С. 149]. Подобный процесс характерен и для городских смыслов – памятников, городских легенд, известных личностей и пр., которые связывают городское сообщество и создают общее пространство, память и культуру благодаря своей символической природе.

Между тем, городская идентичность – это не застывший феномен, она динамична и формируется постепенно под влиянием различных факторов, которые воздействуют на символические связи между городом и человеком. Процесс формирования городской идентичности может быть рассмотрен «как генерация или актуализация территориальных смыслов, которые обеспечивают устойчивость символических связей человека с территорией и укрепление чувства общности, сопричастности с теми, кто проживает на данной территории» [1, С. 214].

Среди факторов, влияющих на формирование городской идентичности, следует выделить политические, экономические, демографические, социальные, культурные и пр. Факторы могут быть стабильные (например, природный ландшафт) или меняющиеся (например, экономическое развитие города). На идентификационные связи с территорией, в частности, влияет культурная политика, актуализирующая те или иные городские смыслы, или символическая политика, позволяющая управлять символами, которые отражают и транслируют самобытную культуру города.

Способами же формирования городской идентичности будут непосредственные инструменты, которые запускают механизм конструирования городской идентичности.

Нередко в качестве способов преобразования реальности рассматриваются разнообразные события, генерирующие смыслы и превращающие их в актуальные. В рамках формирования городской идентичности особую роль будут приобретать такие события, которые влияют на актуализацию городских смыслов. Сюда следует отнести, например, разработку проектов, которые меняют образ города и его восприятие в глазах различных сообществ (разработка городского бренда или формирование определенного имиджа города). Но помимо таких способов преобразования городской реальности, все же особую роль в формировании городской идентичности приобретают такие события, которые имеют социокультурную основу и тем самым непосредственно участвуют в символизации городских смыслов.

Одним из таких событий следует назвать городской праздник, который является мощным символическим инструментом воздействия на городские смыслы. В рамках празднования того или иного городского события, осуществляются практики, которые позволяют воспроизводить символы, мифы, история и культуру города и его жителей. Например, праздник 9 мая напоминает не только о героизме нашей страны во время ВОВ, но и позволяет актуализировать городские истории военных лет, биографии обычных горожан, которые воевали за родную землю, что в целом формирует дополнительные аспекты в восприятии своего города, при отождествлении с ним. Городской праздник с помощью шествий, митингов, конкурсов, просмотра творческих достижений, трансляций, форумов, фотографий и много другого способен поддерживать или давать новый импульс для осмысления памятных событий, значимых имен или фактов, которые приобретают для города символическое значение. Праздник в этом случае становится детерминантом «переживания» городских смыслов и их памятования.

Праздник в целом выполняет целый ряд функций, которые непосредственно связаны с феноменом идентичности: интеграционная, коммуникативная, социализирующая, коммеморативная функции. Праздник – это сложное социокультурный феномен, который обладает и определенными характерными признаками, ряд из которых непосредственно участвуют в процессе идентификации города. За счет событийности, демонстративности и сакральной сущности праздник способен формировать, актуализировать и делать для сообщества важными и значимыми городские смыслы – судьбы людей, локальные истории, природные объекты, достопримечательности и пр. Вместе с тем, праздник поддерживает культурную память через символизацию событий. Наконец, праздник может выполнять и функцию притяжения туристических ресурсов, если обладает аутентичной атмосферой и содержит в себе уникальные практики празднования (карнавалы, фестивали и пр.) и тем самым формировать определенное представление о городе, позволяющее идентифицировать город в глазах внешних аудиторий.

Массовые праздники, как правило, проводятся в значимых для горожан местах и в определенных формах, с ритуалами, отражающими культурно-исторический опыт общества. Атрибуты праздника на уровне городских смыслов обеспечивают укоренение ценностного основания бытия. Они являются идеальной формой закрепления, хранения и передачи культурной памяти, в также осознания уникальности города и его отличий от других городов. Праздничные атрибуты и символы, выполняя роль символической связи с праздничным событием и обеспечивая культурную преемственность, являются универсальным способом хранения городской образности. При этом образ города можно рассматривать как ядро городской идентичности, поскольку он представляет собой совокупность тех воображаемых элементов, с которыми отождествляется, ассоциируется город.

Таким образом, праздник способен транслировать определенные ценности, культурную и историческую преемственность через символы города, исторические факты, локальные мифы, городские традиции, а тем самым и выступать в качестве одного из инструментов формирования городской идентичности. При этом важность поддержки и формирования городской идентичности обусловлена не только экономическими выгодами (например, создание эффективного городского бренда и привлечения туристических потоков), но и тем, что городская идентичность может быть основой развития внутренней среды города и благоприятных условий для жизни в нём. Последнее сказывается на желании горожан жить, учиться, работать и создавать семью в своем городе.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Новгородской области в рамках научного проекта № 16-13-53002 «Территориальная идентичность как символический ресурс региона».