Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ЭСТЕТИКА «ВАБИ-САБИ» В ПРОЕКТИРОВАНИИ АВТОРСКОЙ КОЛЛЕКЦИИ

Тимофеева М.Р. 1 Боровик А.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Омский Государственный Технический Университет»
Главная особенность понятия «ваби-саби» заключается в том, что объект или среда оказываются окруженными заботой и вниманием. Эстетика является не беспорядочной, а естественно упорядоченной, то есть организованной как в природе. На сегодняшний день западная культура научилась заимствовать некоторые принципы ваби-саби. Отчасти, такая тенденция связана с внимательным отношением к экологичности объектов и сред. Именно интерес к восточной философии и эстетике породил на свет современные тенденции к минимализму. Исследование посвящено японским эстетическим понятиям ваби и саби. Рассматриваются эстетические и композиционные проблемы предметной среды традиционной культуры, а также стилевые особенности японской эстетики и применение их в современной моде. Целью данной работы является исследование эстетических принципов ваби-саби, рассмотрение их в контексте современного дизайна, а также творческая интерпретация этого исследования в виде проектной работы – авторской коллекциию.
ваби-саби
дизайн
традиция
инновация
творческий источник
авторская коллекция
1. Гнедовский Михаил. Творческие индустрии: стратегия инновационного развития [Электронный ресурс] / М. Гнедовский. – Режим доступа: http://www.cpolicy.ru/analytics/innovative.html (дата обращения: 17.08. 2017)
2. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ – Загл. с экрана. – (дата обращения: 16.08.2017)
3. Китагава Дж. Религия в истории Японии. – М.: Наука, 2005. – 256 с.
4. Тимофеева М. Р. Процессы культурной идентификации в дизайне костюма. В сборнике: Сибирская этника. Преемственность межкультурных коммуникаций. Материалы всероссийской научной конференции под общей редакцией Д.П. Маевского. 2013. С. 94-96
5. Тимофеева, М. Р., Толмачева Г. В . Тексильный дизайн. Инновационные технологии / М. Р. Тимофеева, Г. В. Толмачева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12-4. – С. 722-726

В японской эстетике есть понятия, не имеющие прямых аналогов в иных культурах. Прежде всего, это – саби и ваби. На их основе взошли японские классические искусства, архитектура и словесность. Каждое из них – это и ментальный способ эстетического восприятия, и проявление, присущих только японцам, эстетических принципов. Главная особенность ваби-саби заключается в том, что объект или среда оказываются окруженными заботой и вниманием. Эстетика является не беспорядочной, а естественно упорядоченной, то есть организованной как в природе. На сегодняшний день западная культура научилась заимствовать некоторые принципы ваби-саби. Отчасти, такая тенденция связана с внимательным отношением к экологичности объектов и сред. Именно интерес к восточной философии и эстетике породил на свет современные тенденции к минимализму (рис. 1).

12

Рис. 1. Стиль ваби-саби в современной архитектуре и интерьере.

Простота и утонченность – основные черты японского понимания красоты. Ваби-саби, в первую очередь, – это свободные пространства, отсутствие украшений, сложные блеклые цвета. Ваби и саби относятся к четырем эстетическим понятиям, в совокупности представляющие из себя основные принципы, формирующие каноны о красоте в японском искусстве. Их называют «четыре критерия японской красоты»: ваби-саби (????–ржавчина), сибуми (? – терпкость, неслащавость), мияби (? – элегантность), югэе (??–загадочность) [2]. Слово «ваби» используют для передачи состояния одиночества и тоски. Автор книги «The Japanese Art of Impermanence» Эндрю Джунипер утверждает, что «если объект или выражение могут возбудить в нас чувство светлой меланхолии и духовной жажды, тогда можно сказать, что этот объект есть ваби-саби». Понятие «саби» имеет схожесть с видением буддизма, связанным с переменчивостью, неустойчивостью и непостоянством. Эстетические принципы ваби-саби самобытны и являются основой для возникновения японских классических искусств: архитектуры, словесности и письма. Данные критерии образовались под влиянием синтоизма, буддизма, дзен-буддизма. Что в свою очередь сформировало иное отношение к природе, быту и культуре японцев, в сравнении с западной культурой [3]. Таким образом, ваби-саби можно отнести не только искусству, оно включает в себя и идеологию, и философию жизни, эстетику, в широком понятии – это концепция, заложенная в основных принципах современного японского дизайна.

Новое поколение японцев смело продолжает эксперименты в современном дизайне костюма. Традиции и новаторство сливаются воедино благодаря предшествующему поколению и новым смелым идеям японского дизайна. Все это создает уникальное знаково-символическое пространство культурной идентификации – преемственности, совокупность ценностей прошлого и данность настоящего. Впервые механизмы культурной идентификации были раскрыты в психологической концепции З. Фрейда. Культурная идентификация – это самоощущение человека внутри конкретной культуры. Идеи «принадлежности», или «общности», и акт идентификации с другими культурами является универсальной цепью, соединяющей человеческие образования. Национальное, или этническое, сознание предполагает идентификацию личности с историческим прошлым и акцентирует идею «корней». Углубленное изучение этого вопроса дает возможность систематизировать все знания, накопленные за исторический период, в том числе развитие костюма, и предлагать их в доступной форме. В настоящее время концепция дизайна в целом является той частью, по которой судят о значимости работы, она показывает, насколько дизайнер владеет информацией и применяет ее. Современное общество перестроилось для того, чтобы искать и разгадывать вопросы, заданные дизайнером, появился новый формат интереса к вещам, которые несут в себе ДНК культурных слоёв[4].

В процессе создания авторской коллекции А. Боровик были поставлены следующие задачи:

· исследование эстетического и философского понятия ваби-саби;

· исследование места эстетики ваби-саби в современном дизайне;

· изучение японской эстетики и ее стилистических особенностей в контексте западной культуры;

· изучение японской моды в контексте современной культуры;

· анализ современных трендов в моде;

· творческая интерпретация исследования в виде проектной работы.

Современная мода сегодня базируется на симбиозах: традиционные формы одежды и инновационные материалы; конструкция, тесно связанная с особенностями человеческого тела, и творческое эго дизайнерских фантазий. Если предположить, куда мода будет двигаться дальше, то именно туда – в сторону усиления симбиотической мысли, связи натурального и синтетического, естественного и искусственного. Объединяя в себе утилитарную, эстетическую и знаковую функции, костюм работает как зеркало эпохи, отражая в яркой, зримой форме социальные, материальные и духовные особенности и достижения[5]. Именно в этом заключается актуальность данной работы. В предпроектном исследовании затронуты аспекты развития современного дизайна. Рассмотрены историческое возникновение эстетики ваби-саби и её заимствование западной культурой. Проведена работа по изучению стилистических особенностей японской эстетики в контексте современного дизайна. В ходе данного исследования была разработана коллекция одежды. Концепция коллекции основана на изучении японской эстетики, выявлении ее основных принципов и адаптации их в коллекции одежды (рис.2). Кроме концептуальной составляющей коллекции, в проектной работе также были учтены требования, продиктованные современной индустрией моды – соответствие сезонным тенденциям, разнообразие ассортимента и актуальное колористическое решение.

а ика

Рис.2 Мудборд к коллекции «Ваби-саби».

Коллекция – серия моделей одежды, имеющая общую идею в отношении применяемых материалов, цветовой палитры, формы, базовых конструкций, стилевых решений. Главным признаком коллекции является ее цельность, которая обеспечивается единством стиля, образов, творческого метода, цветовой гаммы, структуры материалов. Предлагаемая коллекция – авторская, она воплощает творческую концепцию дизайнера. В авторской творческой коллекции наиболее существенными моментами являются единство концепции, стиля, образа. В наибольшем обобщении, творческим источником коллекции стали эстетика ваби-саби в сочетании с современными тенденциями, минимализм, японский национальный костюм и цвет:

· Минимализм. Выявляется в проектных принципах японского дизайна, означающий, что минимальными средствами должны быть достигнуты максимально высокие технические и эстетические качества изделия, а также принцип многофункциональности, заключающийся в «сложной простоте» или «простоте сложного «выражается в лаконичности форм в коллекции (ассортиментном ряде), в простоте решений (минимальное количество деталей).

· Японский национальный костюм. Находит отражение в объемах, пропорциях и крое в коллекции. В японской традиционной одежде не учитываются индивидуальные особенности фигуры человека и предполагается наличие свободного пространства между телом и тканью, что также обосновано актуальным направлением в современной моде.

· Цвет. Одно из главных средств гармонизации коллекции. Колористическое решение соответствует современным тенденциям, и, хотя цветовая гамма ваби-саби была практически ограничена лишь ахроматическим цветами, в цветовой гамме коллекции отсутствуют яркие цвета и используются хроматические цвета с серым налетом.

Коллекция состоит из пяти моделей. Каждая модель – это или самостоятельное изделие или комплект, состоящий из нескольких вещей. Каждая модель последовательно развивает концепцию предыдущей, выявляя ее движение и смысловую наполненность. Кроме рассмотрения традиционных японских понятий о красоте проводится аналогия с современной модой, соединение японского традиционализма и новаторства (рис.3). Комплекты предполагают свободную комплектацию между собой и другими изделиями повседневного ассортимента. Эту возможность дают форма, объемы, пропорции, цветовая палитра и материал.

img050img048

Рис.3. Эскизы коллекции «Ваби-саби». Дизайнер Анастасия Боровик.

Процессы культурной идентификации в дизайне костюма неразрывно связаны с созданием культурного продукта. В современном культурном процессе всякий продукт (будь то текст, картина, театральная постановка или коллекция моделей) проходит три основные стадии, связывающие его производство и потребление:

1) создание культурного продукта (произведения) осуществляется художником (или представляет собой элемент наследия);

2) этот продукт становится предметом менеджмента в организациях культуры (или отдельных проектах) и встречается с публикой в условиях, формируемых менеджерами;

3) наконец, благодаря современным медийным технологиям и методам трансляции и тиражирования (полиграфия, звукозапись, видео, радио, телевидение, мультимедиа, Интернет и т. д.) культурный продукт (в трансформированном виде) становится достоянием еще более широкой аудитории [1].

Тем самым подтверждается актуальность проведённой исследовательской и практической работы. В результате проектирования были сделаны следующие выводы:

· обращение к истокам – один из лучших способов изучения современного костюма, т.е. всё новое – это хорошо забытое старое;

· японская эстетика – огромный пласт для новых начинаний, воплощений, интерпретаций и идей в целом;

· этнический стиль в современном костюме не теряет своей популярности, а, наоборот, с каждым годом всё больше приобретает её;

· обращение к японской эстетике популярно среди дизайнеров не только в современной

Японии, но и за рубежом. Дизайнеры других стран с таким же трепетом относятся к японской культуре, как и сами хранители традиций;

· принципы ваби-саби уже не играют своей первоначальной роли, они утрачивают свою магическую функцию, но, вместе с тем, трансформируются и приобретают новое эстетическое звучание (рис.4).

IMG_4659IMG_4705

Рис. 4. Коллекция Анастисии Боровик «Ваби-саби», 2017г.

Таким образом, работа имеет теоретическую значимость и прикладную ценность. Выход на коллекцию в японском стиле – отличный способ проанализировать современные тенденции в костюме и исторические вариации традиционного костюма.


Библиографическая ссылка

Тимофеева М.Р., Боровик А.А. ЭСТЕТИКА «ВАБИ-САБИ» В ПРОЕКТИРОВАНИИ АВТОРСКОЙ КОЛЛЕКЦИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 5. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17453 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674