В японской эстетике есть понятия, не имеющие прямых аналогов в иных культурах. Прежде всего, это – саби и ваби. На их основе взошли японские классические искусства, архитектура и словесность. Каждое из них – это и ментальный способ эстетического восприятия, и проявление, присущих только японцам, эстетических принципов. Главная особенность ваби-саби заключается в том, что объект или среда оказываются окруженными заботой и вниманием. Эстетика является не беспорядочной, а естественно упорядоченной, то есть организованной как в природе. На сегодняшний день западная культура научилась заимствовать некоторые принципы ваби-саби. Отчасти, такая тенденция связана с внимательным отношением к экологичности объектов и сред. Именно интерес к восточной философии и эстетике породил на свет современные тенденции к минимализму (рис. 1).
Рис. 1. Стиль ваби-саби в современной архитектуре и интерьере.
Простота и утонченность – основные черты японского понимания красоты. Ваби-саби, в первую очередь, – это свободные пространства, отсутствие украшений, сложные блеклые цвета. Ваби и саби относятся к четырем эстетическим понятиям, в совокупности представляющие из себя основные принципы, формирующие каноны о красоте в японском искусстве. Их называют «четыре критерия японской красоты»: ваби-саби (????–ржавчина), сибуми (? – терпкость, неслащавость), мияби (? – элегантность), югэе (??–загадочность) [2]. Слово «ваби» используют для передачи состояния одиночества и тоски. Автор книги «The Japanese Art of Impermanence» Эндрю Джунипер утверждает, что «если объект или выражение могут возбудить в нас чувство светлой меланхолии и духовной жажды, тогда можно сказать, что этот объект есть ваби-саби». Понятие «саби» имеет схожесть с видением буддизма, связанным с переменчивостью, неустойчивостью и непостоянством. Эстетические принципы ваби-саби самобытны и являются основой для возникновения японских классических искусств: архитектуры, словесности и письма. Данные критерии образовались под влиянием синтоизма, буддизма, дзен-буддизма. Что в свою очередь сформировало иное отношение к природе, быту и культуре японцев, в сравнении с западной культурой [3]. Таким образом, ваби-саби можно отнести не только искусству, оно включает в себя и идеологию, и философию жизни, эстетику, в широком понятии – это концепция, заложенная в основных принципах современного японского дизайна.
Новое поколение японцев смело продолжает эксперименты в современном дизайне костюма. Традиции и новаторство сливаются воедино благодаря предшествующему поколению и новым смелым идеям японского дизайна. Все это создает уникальное знаково-символическое пространство культурной идентификации – преемственности, совокупность ценностей прошлого и данность настоящего. Впервые механизмы культурной идентификации были раскрыты в психологической концепции З. Фрейда. Культурная идентификация – это самоощущение человека внутри конкретной культуры. Идеи «принадлежности», или «общности», и акт идентификации с другими культурами является универсальной цепью, соединяющей человеческие образования. Национальное, или этническое, сознание предполагает идентификацию личности с историческим прошлым и акцентирует идею «корней». Углубленное изучение этого вопроса дает возможность систематизировать все знания, накопленные за исторический период, в том числе развитие костюма, и предлагать их в доступной форме. В настоящее время концепция дизайна в целом является той частью, по которой судят о значимости работы, она показывает, насколько дизайнер владеет информацией и применяет ее. Современное общество перестроилось для того, чтобы искать и разгадывать вопросы, заданные дизайнером, появился новый формат интереса к вещам, которые несут в себе ДНК культурных слоёв[4].
В процессе создания авторской коллекции А. Боровик были поставлены следующие задачи:
· исследование эстетического и философского понятия ваби-саби;
· исследование места эстетики ваби-саби в современном дизайне;
· изучение японской эстетики и ее стилистических особенностей в контексте западной культуры;
· изучение японской моды в контексте современной культуры;
· анализ современных трендов в моде;
· творческая интерпретация исследования в виде проектной работы.
Современная мода сегодня базируется на симбиозах: традиционные формы одежды и инновационные материалы; конструкция, тесно связанная с особенностями человеческого тела, и творческое эго дизайнерских фантазий. Если предположить, куда мода будет двигаться дальше, то именно туда – в сторону усиления симбиотической мысли, связи натурального и синтетического, естественного и искусственного. Объединяя в себе утилитарную, эстетическую и знаковую функции, костюм работает как зеркало эпохи, отражая в яркой, зримой форме социальные, материальные и духовные особенности и достижения[5]. Именно в этом заключается актуальность данной работы. В предпроектном исследовании затронуты аспекты развития современного дизайна. Рассмотрены историческое возникновение эстетики ваби-саби и её заимствование западной культурой. Проведена работа по изучению стилистических особенностей японской эстетики в контексте современного дизайна. В ходе данного исследования была разработана коллекция одежды. Концепция коллекции основана на изучении японской эстетики, выявлении ее основных принципов и адаптации их в коллекции одежды (рис.2). Кроме концептуальной составляющей коллекции, в проектной работе также были учтены требования, продиктованные современной индустрией моды – соответствие сезонным тенденциям, разнообразие ассортимента и актуальное колористическое решение.
Рис.2 Мудборд к коллекции «Ваби-саби».
Коллекция – серия моделей одежды, имеющая общую идею в отношении применяемых материалов, цветовой палитры, формы, базовых конструкций, стилевых решений. Главным признаком коллекции является ее цельность, которая обеспечивается единством стиля, образов, творческого метода, цветовой гаммы, структуры материалов. Предлагаемая коллекция – авторская, она воплощает творческую концепцию дизайнера. В авторской творческой коллекции наиболее существенными моментами являются единство концепции, стиля, образа. В наибольшем обобщении, творческим источником коллекции стали эстетика ваби-саби в сочетании с современными тенденциями, минимализм, японский национальный костюм и цвет:
· Минимализм. Выявляется в проектных принципах японского дизайна, означающий, что минимальными средствами должны быть достигнуты максимально высокие технические и эстетические качества изделия, а также принцип многофункциональности, заключающийся в «сложной простоте» или «простоте сложного «выражается в лаконичности форм в коллекции (ассортиментном ряде), в простоте решений (минимальное количество деталей).
· Японский национальный костюм. Находит отражение в объемах, пропорциях и крое в коллекции. В японской традиционной одежде не учитываются индивидуальные особенности фигуры человека и предполагается наличие свободного пространства между телом и тканью, что также обосновано актуальным направлением в современной моде.
· Цвет. Одно из главных средств гармонизации коллекции. Колористическое решение соответствует современным тенденциям, и, хотя цветовая гамма ваби-саби была практически ограничена лишь ахроматическим цветами, в цветовой гамме коллекции отсутствуют яркие цвета и используются хроматические цвета с серым налетом.
Коллекция состоит из пяти моделей. Каждая модель – это или самостоятельное изделие или комплект, состоящий из нескольких вещей. Каждая модель последовательно развивает концепцию предыдущей, выявляя ее движение и смысловую наполненность. Кроме рассмотрения традиционных японских понятий о красоте проводится аналогия с современной модой, соединение японского традиционализма и новаторства (рис.3). Комплекты предполагают свободную комплектацию между собой и другими изделиями повседневного ассортимента. Эту возможность дают форма, объемы, пропорции, цветовая палитра и материал.
Рис.3. Эскизы коллекции «Ваби-саби». Дизайнер Анастасия Боровик.
Процессы культурной идентификации в дизайне костюма неразрывно связаны с созданием культурного продукта. В современном культурном процессе всякий продукт (будь то текст, картина, театральная постановка или коллекция моделей) проходит три основные стадии, связывающие его производство и потребление:
1) создание культурного продукта (произведения) осуществляется художником (или представляет собой элемент наследия);
2) этот продукт становится предметом менеджмента в организациях культуры (или отдельных проектах) и встречается с публикой в условиях, формируемых менеджерами;
3) наконец, благодаря современным медийным технологиям и методам трансляции и тиражирования (полиграфия, звукозапись, видео, радио, телевидение, мультимедиа, Интернет и т. д.) культурный продукт (в трансформированном виде) становится достоянием еще более широкой аудитории [1].
Тем самым подтверждается актуальность проведённой исследовательской и практической работы. В результате проектирования были сделаны следующие выводы:
· обращение к истокам – один из лучших способов изучения современного костюма, т.е. всё новое – это хорошо забытое старое;
· японская эстетика – огромный пласт для новых начинаний, воплощений, интерпретаций и идей в целом;
· этнический стиль в современном костюме не теряет своей популярности, а, наоборот, с каждым годом всё больше приобретает её;
· обращение к японской эстетике популярно среди дизайнеров не только в современной
Японии, но и за рубежом. Дизайнеры других стран с таким же трепетом относятся к японской культуре, как и сами хранители традиций;
· принципы ваби-саби уже не играют своей первоначальной роли, они утрачивают свою магическую функцию, но, вместе с тем, трансформируются и приобретают новое эстетическое звучание (рис.4).
Рис. 4. Коллекция Анастисии Боровик «Ваби-саби», 2017г.
Таким образом, работа имеет теоретическую значимость и прикладную ценность. Выход на коллекцию в японском стиле – отличный способ проанализировать современные тенденции в костюме и исторические вариации традиционного костюма.