Устойчивое развитие государства невозможно без стабильного демографического развития страны. После распада СССР в России «с 1992 года началось стабильное сокращение численности населения из-за превышения уровня смертности над уровнем рождаемости (естественная убыль населения)» [7] (рис. 1), что создало реальную угрозу национальной безопасности страны и потребовало разработки научно обоснованной концепции демографического развития России на перспективу и принятия неотложных мер по решению наиболее острых проблем населения [8, 17].
Впервые такая концепция – Концепция демографического развития РФ на период до 2015 г. – была разработана и одобрена распоряжением Правительства РФ 24.09.2001 г. Позже, 09.10.2007 г. указом Президента РФ была утверждена Концепция демографической политики РФ на период до 2025 г. Если в первом документе в качестве целей демографического развития указаны «стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту» [6], то во втором поставленные цели конкретизированы и расширены: «стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142…143 млн человек и создание условий для её роста к 2025 году до 145 млн человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году – до 75 лет» [7]. Реализация указанных концепций привела к благоприятной динамике основных демографических показателей, отмечаемой с 2006 г. (рис. 1). Однако общий коэффициент смертности, рассчитываемый на 1 000 чел. населения, был и остаётся в настоящее время одним из самых высоких в мире [9] (рис. 2). Среди умерших почти треть составляют граждане трудоспособного возраста, значительная доля причин их смерти приходится на внешние причины [7].
Рис. 1. Показатели естественного движения населения РФ в 1991 – 2016 гг. [3, 13]
Рис. 2. Общий коэффициент смертности в РФ в 1991 – 2016 гг. [3, 13]
Концепцией демографической политики РФ на период до 2025 г. поставлена задача сокращения «уровня смертности [населения] не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин» [7]. Для её решения должен быть реализован комплекс мероприятий, в том числе направленных на «сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний … за счёт экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда» [7].
Целью настоящей работы являлось исследование законодательного механизма стимулирования работодателей к улучшению условий труда на рабочих местах.
Основная часть. В РФ до недавнего времени действовала сложившаяся со времён СССР модель «списочных» компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на здоровье работников вредных и опасных производственных факторов. Компенсации – дополнительный отпуск, сокращённый рабочий день, доплаты, льготное пенсионное обеспечение – предоставлялись только «тем работникам, чьи профессии, должности или выполняемая работа были предусмотрены принятыми ещё в советское время (1974…1991 гг.) соответствующими списками производств, работ, цехов, профессий и должностей» [2], вне зависимости от реального состояния условий труда на рабочих местах. Ясно, что такой подход не стимулировал работодателей к улучшению условий труда.
Для изменения сложившейся ситуации в последние годы был принят ряд нормативных правовых актов. Так, федеральным законом от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ с 01.01.2007 г. в статью 219 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) была дополнительно введена четвёртая часть, согласно которой «в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтверждённых результатами аттестации рабочих мест по условиям труда [далее – АРМУТ] …, компенсации работникам не устанавливаются» [16]. В принятом Правительством РФ постановлении от 20.11.2008 г. № 870, вступившем в силу с 06.12.2008 г., оговаривались нижние границы размера компенсаций (сокращённой продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда), устанавливаемых работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее – ВОУТ), по результатам проведённой АРМУТ. Таким образом, правовым основанием для предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с ВОУТ, стали фактические условия труда, определяемые АРМУТ, а не включение профессии, должности в какой-либо список или перечень производств, работ, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых даёт право на соответствующие компенсации.
В целях экономической заинтересованности работодателей в снижении профессионального риска приказом Минтруда России от 01.08.2012 № 39н была утверждена Методика расчёта скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – Методика). Скидки и надбавки рассчитываются Фондом социального страхования РФ на очередной финансовый год в размерах не более 40 % от установленного страхового тарифа по итогам деятельности страхователя (работодателя) за три года, с учётом состояния охраны труда (включая результаты АРМУТ, позже – результаты введённой вместо АРМУТ специальной оценки условий труда; количество страховых случаев; число дней нетрудоспособности; проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров). «При наличии в предшествующем финансовом году страхового случая со смертельным исходом, произошедшего не по вине третьих лиц, страхователю на очередной финансовый год скидка не устанавливается» [10]. С 11.03.2017 г. вступило в действие дополнение к Методике, в соответствии с которым «в случае наличия у страхователя в предшествующем году группового несчастного случая (2 человека и более) со смертельным исходом, произошедшего не по вине третьих лиц» [5], к страховому тарифу в обязательном порядке устанавливается надбавка.
Приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н работодателю предоставлена возможность возмещать расходы на определённые (наиболее значимые) предупредительные меры по сокращению производственного травматизма, профессиональных заболеваний за счёт сумм страховых взносов – в пределах «20 % сумм страховых взносов, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведённых страхователем в предшествующем календарном году» [18]. Изначально перечень мероприятий, финансируемых за счёт сумм страховых взносов, включал:
- проведение АРМУТ;
- реализация мероприятий по приведению уровней запылённости и загазованности воздуха, уровней шума и вибрации и уровней излучений на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
- обучение по охране труда отдельных категорий работников;
- приобретение средств индивидуальной защиты для работников, занятых на работах с ВОУТ;
- санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с ВОУТ;
- проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с ВОУТ;
- обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием;
- приобретение приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры или алкометры);
- приобретение приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов).
Позже приказами Минтруда России указанный перечень неоднократно расширялся и уточнялся.
В целях усиления мер ответственности страхователей за уклонение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Минюстом России был подготовлен и внесён в 2013 г. в Правительство РФ проект федерального закона [15], устанавливающий уголовную ответственность за неуплату страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. На сегодняшний день этот закон не принят.
В рамках работы по совершенствованию системы охраны труда в 2013 г. был разработан и принят федеральный закон «О специальной оценке условий труда», ознаменовавший переход с 01.01.2014 г. от АРМУТ к новой (менее затратной для работодателя) процедуре оценки условий труда [1]. Ключевым направлением при подготовке указанного закона стало «экономическое стимулирование работодателей и создание неких взаимосвязей, для того чтобы работодатели в связи с некоторыми экономическими либо санкциями, либо преференциями были заинтересованы в улучшении условий труда» [12]. В связи с переходом к специальной оценке условий труда (далее – СОУТ) был принят федеральный закон от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ [14], впервые поставивший объём предоставляемых компенсаций за работу в ВОУТ, а также размер дополнительного тарифа к отчисляемым работодателем взносам на обязательное пенсионное страхование работника в зависимость от класса (подкласса) условий труда, установленного на рабочем месте по результатам СОУТ (таблица).
Компенсации работникам за работу в ВОУТ и дополнительные тарифы взносов в Пенсионный фонд РФ на финансирование страховой части трудовой пенсии (устанавливаются по результатам СОУТ) [14]
Условия труда |
Компенсационные меры* |
Дополнительный тариф страхового взноса в ПФ РФ, % |
|||
Класс |
Подкласс |
ПРОТ |
ЕДОО |
СПРВ |
|
1 (оптимальный) |
– |
– |
– |
– |
0,0 |
2 (допустимый) |
– |
– |
– |
– |
0,0 |
3 (вредный) |
3.1 |
+ |
– |
– |
2,0 |
3.2 |
+ |
+ |
– |
4,0 |
|
3.3 |
+ |
+ |
+ |
6,0 |
|
3.4 |
+ |
+ |
+ |
7,0 |
|
4 (опасный) |
– |
+ |
+ |
+ |
8,0 |
Примечание. *ПРОТ – повышенный размер оплаты труда, не менее 4 % тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (ст. 147 ТК РФ); ЕДОО – ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительностью не менее 7 календарных дней (ст. 117 ТК РФ); СПРВ – сокращённая продолжительность рабочего времени, не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ).
Этим же законом в Кодекс об административных правонарушениях РФ с 01.01.2015 г. введена новая статья 5.27.1, предусматривающая ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ. Статья содержит следующие санкции:
- для должностных лиц – штраф в размере от 2 тыс. руб. до 40 тыс. руб., дисквалификация на срок от одного до трёх лет;
- для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – штраф в размере от 2 тыс. руб. до 40 тыс. руб., приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- для юридических лиц – штраф в размере от 50 тыс. руб. до 200 тыс. руб., приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Заключение
Уровень состояния безопасности труда, определяемый согласно методике Международной организации труда по числу погибших в результате несчастного случая на производстве на 100 тыс. занятых в экономике, в последние десять лет снижается. По информации Минтруда России, «в 2016 году в России этот показатель составил 2,54 погибших [на 100 тыс. занятых в экономике], что в целом соответствует среднему уровню смертельного травматизма в странах Евросоюза» [4]. Данные за 2016 год свидетельствуют также об уменьшении числа рабочих мест с ВОУТ [11]. Таким образом, можно констатировать, что экономическое стимулирование работодателей, а также усиление административной ответственности дают положительный эффект.
Однако экономический ущерб из-за неудовлетворительных условий труда и травматизма остаётся высоким и, по экспертным оценкам, составляет до 1,4 трлн руб./год [4]. Поэтому ключевой задачей государственной политики в сфере охраны труда остаётся задача внедрения «предупредительной модели управления охраной труда, суть которой заключается в постоянном выявлении и заблаговременном предотвращении опасностей травмирования и заболевания работников» [4].
Библиографическая ссылка
Евстигнеева Ю.В., Евстигнеева Н.А. СТИМУЛИРОВАНИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ К УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ ТРУДА // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-4. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17418 (дата обращения: 21.11.2024).