Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

MOTIVATION FOR EMPLOYERS TO IMPROVE WORKING CONDITIONS

Evstigneeva Yu.V. 1 Evstigneeva N.A. 1
1 Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (MADI)
2662 KB
Stabilization of the population and creation of conditions for its growth are the goals of the demographic policy in the Russian Federation. The population’s natural decline (the excess of deaths over births) began in 1992. This phenomenon created a real threat to the national security of the country and required the development of a scientifically based concept for demographic natural increase in Russia. An important problem of Russian demographic policy is the decline of deadly rate among the working-age population. It is necessary to implement a system of measures, including measures for the decline of occupational traumatism and professional diseases. The paper considers legislative mechanisms of motivation for employers to improve working conditions.
demographic policy
stabilization of the population
occupational traumatism
professional diseases
improvement of working conditions
motivation of employers

Устойчивое развитие государства невозможно без стабильного демографического развития страны. После распада СССР в России «с 1992 года началось стабильное сокращение численности населения из-за превышения уровня смертности над уровнем рождаемости (естественная убыль населения)» [7] (рис. 1), что создало реальную угрозу национальной безопасности страны и потребовало разработки научно обоснованной концепции демографического развития России на перспективу и принятия неотложных мер по решению наиболее острых проблем населения [8, 17].

Впервые такая концепция – Концепция демографического развития РФ на период до 2015 г. – была разработана и одобрена распоряжением Правительства РФ 24.09.2001 г. Позже, 09.10.2007 г. указом Президента РФ была утверждена Концепция демографической политики РФ на период до 2025 г. Если в первом документе в качестве целей демографического развития указаны «стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту» [6], то во втором поставленные цели конкретизированы и расширены: «стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142…143 млн человек и создание условий для её роста к 2025 году до 145 млн человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году – до 75 лет» [7]. Реализация указанных концепций привела к благоприятной динамике основных демографических показателей, отмечаемой с 2006 г. (рис. 1). Однако общий коэффициент смертности, рассчитываемый на 1 000 чел. населения, был и остаётся в настоящее время одним из самых высоких в мире [9] (рис. 2). Среди умерших почти треть составляют граждане трудоспособного возраста, значительная доля причин их смерти приходится на внешние причины [7].

evs1.wmf

Рис. 1. Показатели естественного движения населения РФ в 1991 – 2016 гг. [3, 13]

evs2.wmf

Рис. 2. Общий коэффициент смертности в РФ в 1991 – 2016 гг. [3, 13]

Концепцией демографической политики РФ на период до 2025 г. поставлена задача сокращения «уровня смертности [населения] не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин» [7]. Для её решения должен быть реализован комплекс мероприятий, в том числе направленных на «сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний … за счёт экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда» [7].

Целью настоящей работы являлось исследование законодательного механизма стимулирования работодателей к улучшению условий труда на рабочих местах.

Основная часть. В РФ до недавнего времени действовала сложившаяся со времён СССР модель «списочных» компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на здоровье работников вредных и опасных производственных факторов. Компенсации – дополнительный отпуск, сокращённый рабочий день, доплаты, льготное пенсионное обеспечение – предоставлялись только «тем работникам, чьи профессии, должности или выполняемая работа были предусмотрены принятыми ещё в советское время (1974…1991 гг.) соответствующими списками производств, работ, цехов, профессий и должностей» [2], вне зависимости от реального состояния условий труда на рабочих местах. Ясно, что такой подход не стимулировал работодателей к улучшению условий труда.

Для изменения сложившейся ситуации в последние годы был принят ряд нормативных правовых актов. Так, федеральным законом от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ с 01.01.2007 г. в статью 219 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) была дополнительно введена четвёртая часть, согласно которой «в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтверждённых результатами аттестации рабочих мест по условиям труда [далее – АРМУТ] …, компенсации работникам не устанавливаются» [16]. В принятом Правительством РФ постановлении от 20.11.2008 г. № 870, вступившем в силу с 06.12.2008 г., оговаривались нижние границы размера компенсаций (сокращённой продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда), устанавливаемых работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее – ВОУТ), по результатам проведённой АРМУТ. Таким образом, правовым основанием для предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с ВОУТ, стали фактические условия труда, определяемые АРМУТ, а не включение профессии, должности в какой-либо список или перечень производств, работ, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых даёт право на соответствующие компенсации.

В целях экономической заинтересованности работодателей в снижении профессионального риска приказом Минтруда России от 01.08.2012 № 39н была утверждена Методика расчёта скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – Методика). Скидки и надбавки рассчитываются Фондом социального страхования РФ на очередной финансовый год в размерах не более 40 % от установленного страхового тарифа по итогам деятельности страхователя (работодателя) за три года, с учётом состояния охраны труда (включая результаты АРМУТ, позже – результаты введённой вместо АРМУТ специальной оценки условий труда; количество страховых случаев; число дней нетрудоспособности; проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров). «При наличии в предшествующем финансовом году страхового случая со смертельным исходом, произошедшего не по вине третьих лиц, страхователю на очередной финансовый год скидка не устанавливается» [10]. С 11.03.2017 г. вступило в действие дополнение к Методике, в соответствии с которым «в случае наличия у страхователя в предшествующем году группового несчастного случая (2 человека и более) со смертельным исходом, произошедшего не по вине третьих лиц» [5], к страховому тарифу в обязательном порядке устанавливается надбавка.

Приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н работодателю предоставлена возможность возмещать расходы на определённые (наиболее значимые) предупредительные меры по сокращению производственного травматизма, профессиональных заболеваний за счёт сумм страховых взносов – в пределах «20 % сумм страховых взносов, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведённых страхователем в предшествующем календарном году» [18]. Изначально перечень мероприятий, финансируемых за счёт сумм страховых взносов, включал:

- проведение АРМУТ;

- реализация мероприятий по приведению уровней запылённости и загазованности воздуха, уровней шума и вибрации и уровней излучений на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

- обучение по охране труда отдельных категорий работников;

- приобретение средств индивидуальной защиты для работников, занятых на работах с ВОУТ;

- санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с ВОУТ;

- проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с ВОУТ;

- обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием;

- приобретение приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры или алкометры);

- приобретение приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов).

Позже приказами Минтруда России указанный перечень неоднократно расширялся и уточнялся.

В целях усиления мер ответственности страхователей за уклонение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Минюстом России был подготовлен и внесён в 2013 г. в Правительство РФ проект федерального закона [15], устанавливающий уголовную ответственность за неуплату страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. На сегодняшний день этот закон не принят.

В рамках работы по совершенствованию системы охраны труда в 2013 г. был разработан и принят федеральный закон «О специальной оценке условий труда», ознаменовавший переход с 01.01.2014 г. от АРМУТ к новой (менее затратной для работодателя) процедуре оценки условий труда [1]. Ключевым направлением при подготовке указанного закона стало «экономическое стимулирование работодателей и создание неких взаимосвязей, для того чтобы работодатели в связи с некоторыми экономическими либо санкциями, либо преференциями были заинтересованы в улучшении условий труда» [12]. В связи с переходом к специальной оценке условий труда (далее – СОУТ) был принят федеральный закон от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ [14], впервые поставивший объём предоставляемых компенсаций за работу в ВОУТ, а также размер дополнительного тарифа к отчисляемым работодателем взносам на обязательное пенсионное страхование работника в зависимость от класса (подкласса) условий труда, установленного на рабочем месте по результатам СОУТ (таблица).

Компенсации работникам за работу в ВОУТ и дополнительные тарифы взносов в Пенсионный фонд РФ на финансирование страховой части трудовой пенсии (устанавливаются по результатам СОУТ) [14]

Условия труда

Компенсационные меры*

Дополнительный тариф страхового взноса в ПФ РФ, %

Класс

Подкласс

ПРОТ

ЕДОО

СПРВ

1 (оптимальный)

0,0

2 (допустимый)

0,0

3 (вредный)

3.1

+

2,0

3.2

+

+

4,0

3.3

+

+

+

6,0

3.4

+

+

+

7,0

4 (опасный)

+

+

+

8,0

Примечание. *ПРОТ – повышенный размер оплаты труда, не менее 4 % тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (ст. 147 ТК РФ); ЕДОО – ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительностью не менее 7 календарных дней (ст. 117 ТК РФ); СПРВ – сокращённая продолжительность рабочего времени, не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ).

Этим же законом в Кодекс об административных правонарушениях РФ с 01.01.2015 г. введена новая статья 5.27.1, предусматривающая ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ. Статья содержит следующие санкции:

- для должностных лиц – штраф в размере от 2 тыс. руб. до 40 тыс. руб., дисквалификация на срок от одного до трёх лет;

- для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – штраф в размере от 2 тыс. руб. до 40 тыс. руб., приостановление деятельности на срок до 90 суток;

- для юридических лиц – штраф в размере от 50 тыс. руб. до 200 тыс. руб., приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Заключение

Уровень состояния безопасности труда, определяемый согласно методике Международной организации труда по числу погибших в результате несчастного случая на производстве на 100 тыс. занятых в экономике, в последние десять лет снижается. По информации Минтруда России, «в 2016 году в России этот показатель составил 2,54 погибших [на 100 тыс. занятых в экономике], что в целом соответствует среднему уровню смертельного травматизма в странах Евросоюза» [4]. Данные за 2016 год свидетельствуют также об уменьшении числа рабочих мест с ВОУТ [11]. Таким образом, можно констатировать, что экономическое стимулирование работодателей, а также усиление административной ответственности дают положительный эффект.

Однако экономический ущерб из-за неудовлетворительных условий труда и травматизма остаётся высоким и, по экспертным оценкам, составляет до 1,4 трлн руб./год [4]. Поэтому ключевой задачей государственной политики в сфере охраны труда остаётся задача внедрения «предупредительной модели управления охраной труда, суть которой заключается в постоянном выявлении и заблаговременном предотвращении опасностей травмирования и заболевания работников» [4].