Коррупция представляет собой общественно опасное явление, негативно влияющее на стабильное развитие различных государственных институтов. Она создает опасность в сфере национальных интересов нашей страны, а также отрицательно влияет на социально-экономическую безопасность.
В существующих научных работах можно увидеть различные теоретические подходы к определению понятия коррупции. Коррупция представляется социально-правовым явлением, под которым обычно понимается подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще; по сути, коррупция представляет собой злоупотребление властными полномочиями для получения выгоды в личных целях [7].
В нормативно-правовых актах Российской Федерации, в частности в Уголовном Кодексе, коррупция трактуется следующим образом: легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем; злоупотребление должностными полномочиями; получение взятки; дача взятки; служебный подлог[1].
Наиболее полное определение коррупции впервые появилось в Федеральном законе «О противодействии коррупции». В нем оно утверждается следующим образом: коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица[2].
Согласно данным представленным одной из наиболее влиятельных международных организаций Transparency International позиция России в Индексе восприятия коррупции осталась на прежнем месте по сравнению с предыдущими годами. Россия заняла 131-е из 176 мест и имеет 29 баллов из 100. По уровню коррупции Россия находится в группе таких стран, как Непал, Иран, Украина, Казахстан [5]. Обращая внимание на реальное положение дел, следует отметить недостаточность антикоррупционных мер проводимых государственной политикой. Также в докладе выделено действенное предложение - обязать правоохранительные органы реагировать на общественные и журналистские расследования.
В настоящее время к объектам коррупции можно отнести множество различных регламентируемых законом социально-экономических взаимоотношений. К их субъектам следует отнести - бизнес, политику, муниципальную и государственную службы, кадровые назначения, правоохранительные органы, жилищно-коммунальную сферу, систему здравоохранения и образования, призыв в вооруженные силы, шоу-бизнес.
Важнейшим направлением современной государственной политики должна стать борьба с коррупцией. Проводя твердую антикоррупционную политику, необходимо учитывать причины и условия коррупции. Мероприятия должны быть направлены на устранение причин, а так же на устранение факторов, которые приводят к совершению данного явления. Последний пункт является даже более важным, чем первый.
По нашему мнению коррупция в наибольшей степени имеет значимый социально-экономический характер, чем правовой. Это говорит о том, что для успешного противодействия коррупции обязательна политическая воля государства. Также немаловажную роль играет и российское общество в целом, которое должно быть готово к такой борьбе.
В целях обоснования направления совершенствования механизма противодействия коррупции выделим основополагающие социальные последствия:
- Не поступают в полном объеме денежные средства, необходимые для реализации целей общественного развития. В связи с этим обостряется бюджетный кризис, ослабевает возможность решения социальных проблем.
- Увеличивается и укореняется имущественное неравенство и бедность значительной части населения. Коррупция приводит к несправедливому перераспределение средств в пользу узких групп за счет наиболее уязвимых слоев населения.
- Право, выступающее основным инструментом регулирования жизни государства и общества, компрометируется. В результате, в общественном сознании развивается представление о том, что граждане беззащитны и перед преступностью и перед лицом власти.
- Существующая коррумпированность правоохранительных органов, в свою очередь, способствует укреплению организованной преступности. Происходит слияние с коррумпированными группами чиновников и предпринимателей.
- Возрастает социальная напряженность, негативно влияющая на состояние экономики и подрывающая политическую стабильность в стране.
В России проводились социологические исследования по проблемам коррупции и мерам противодействия. Согласно результатам этих исследований, подавляющая часть респондентов (около 70%) не верят в возможность получения ощутимых результатов в борьбе с коррупцией, оценивают коррупционность ветвей власти как высокую (51%) или очень высокую (36%), а антикоррупционное законодательство как слабое (41%) или малоэффективное (22%) [6].
Авторитетное место в борьбе с коррупцией должны занимать структуры гражданского общества. К этим структурам относятся группы граждан, профсоюзы некоммерческие и общественные организации, деловые ассоциации, независимые аналитические центры, благотворительные организации и т.п. На сегодняшний день подобные структуры гражданского общества насчитывают более 600 тыс. организаций[4].
В соответствии с Российским антикоррупционным законодательством гражданскому обществу предоставляются широкие возможности для участия в противодействии коррупции. Но поскольку четко не определены формы и механизмы взаимодействия с государством, то это приводит к возникновению определенной проблемы.
Вероятнее всего, сами организации начнут определять собственные антикоррупционные цели, разрабатывать механизм достижения этих целей, действовать согласно им. В последствии это даст соответствующие результаты. Но такая существующая свобода антикоррупционной общественной деятельности также может привести и к путанице и беспорядкам. Поэтому задачей государства в данной ситуации является выявление приоритетных сфер приложения антикоррупционной общественной деятельности, согласование с организациями гражданского общества и разработка соответствующих индикаторов, посредством которых можно анализировать успехи и недостатки.
Одним из приоритетных направлений эффективности антикоррупционной деятельности является установление партнёрских отношений государственных, общественных и некоммерческих структур в противодействии коррупции. Важным фактором установления партнёрских взаимоотношений между государственными, общественными и некоммерческими организациями является установление примерного равенства их позиций. Требуется сформировать открытый диалог между этими организациями, осуществлять процесс непрерывного взаимодействия в разработке методов решений и реализации этих решений. Для создания эффективного гражданского общества необходимо, чтобы государство в нём видело партнера в антикоррупционной деятельности. По этой причине так важно взаимодействие государства и структур гражданского общества. Данное взаимодействие может реализоваться в следующих формах:
- Антикоррупционные комиссии, создаваемые при органах власти, должны включать и граждан.
- Привлечение граждан к участию в отдельных процедурных мероприятиях (например, возможность участия представителей гражданского общества в работе органов государства – различных конкурсных комиссий).
- Проведение пропаганды антикоррупционного поведения. Это необходимо для формирования идеологии общего неприятия всего общества и граждан к коррупционным проявлениям [3,с.8].
Реализация представленных положений позволит достигнуть стабилизации системы взаимодействия структур гражданского общества и государства. Для активного противодействия коррупции важна инициатива государства. Государство, являясь более сильным потенциальным партнёром гражданского общества, должно организовать взаимодействие с общественными и некоммерческими организациями.
Библиографическая ссылка
Фоменко К.В., Евдокимова Е.К. К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОСТИ ГРАЖДАНСКОГО УЧАСТИЯ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 5. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17343 (дата обращения: 21.11.2024).