Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

TO THE QUESTION ABOUT THE POSSIBILITY OF CIVIC PARTICIPATION IN COMBATING CORRUPTION

Fomenko K.V. 1 Evdokimova E.K. 1
1 Kemerovo State University
The article focuses on the role of civic participation in combating corruption. Considers different theoretical approaches to the concept of corruption. On the basis of the examined data on the level of corruption is determined action against e-corruption. The author analyzes the sociological research that affects the mood of citizens in the fight against corruption. The reasons, objects, subjects and consequences of corrupt relations. Is determined by the priority task of the state anti – corruption public activity, its coordination, development of appropriate indicators to analyze the successes and failures. The article also determined significance of interaction between civil society and the state. Based on data presented, offers modern, possible directions of development of civic participation in combating corruption.
corruption
corruption perception index
anti-corruption policy
civil society.

Коррупция представляет собой общественно опасное явление, негативно влияющее на стабильное развитие различных государственных институтов. Она создает опасность в сфере национальных интересов нашей страны, а также отрицательно влияет на социально-экономическую безопасность.

В существующих научных работах можно увидеть различные теоретические подходы к определению понятия коррупции. Коррупция представляется социально-правовым явлением, под которым обычно понимается подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще; по сути, коррупция представляет собой злоупотребление властными полномочиями для получения выгоды в личных целях [7].

В нормативно-правовых актах Российской Федерации, в частности в Уголовном Кодексе, коррупция трактуется следующим образом: легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем; злоупотребление должностными полномочиями; получение взятки; дача взятки; служебный подлог[1].

Наиболее полное определение коррупции впервые появилось в Федеральном законе «О противодействии коррупции». В нем оно утверждается следующим образом: коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица[2].

Согласно данным представленным одной из наиболее влиятельных международных организаций Transparency International позиция России в Индексе восприятия коррупции осталась на прежнем месте по сравнению с предыдущими годами. Россия заняла 131-е из 176 мест и имеет 29 баллов из 100. По уровню коррупции Россия находится в группе таких стран, как Непал, Иран, Украина, Казахстан [5]. Обращая внимание на реальное положение дел, следует отметить недостаточность антикоррупционных мер проводимых государственной политикой. Также в докладе выделено действенное предложение - обязать правоохранительные органы реагировать на общественные и журналистские расследования.

В настоящее время к объектам коррупции можно отнести множество различных регламентируемых законом социально-экономических взаимоотношений. К их субъектам следует отнести - бизнес, политику, муниципальную и государственную службы, кадровые назначения, правоохранительные органы, жилищно-коммунальную сферу, систему здравоохранения и образования, призыв в вооруженные силы, шоу-бизнес.

Важнейшим направлением современной государственной политики должна стать борьба с коррупцией. Проводя твердую антикоррупционную политику, необходимо учитывать причины и условия коррупции. Мероприятия должны быть направлены на устранение причин, а так же на устранение факторов, которые приводят к совершению данного явления. Последний пункт является даже более важным, чем первый.

По нашему мнению коррупция в наибольшей степени имеет значимый социально-экономический характер, чем правовой. Это говорит о том, что для успешного противодействия коррупции обязательна политическая воля государства. Также немаловажную роль играет и российское общество в целом, которое должно быть готово к такой борьбе.

В целях обоснования направления совершенствования механизма противодействия коррупции выделим основополагающие социальные последствия:

  1. Не поступают в полном объеме денежные средства, необходимые для реализации целей общественного развития. В связи с этим обостряется бюджетный кризис, ослабевает возможность решения социальных проблем.
  2. Увеличивается и укореняется имущественное неравенство и бедность значительной части населения. Коррупция приводит к несправедливому перераспределение средств в пользу узких групп за счет наиболее уязвимых слоев населения.
  3. Право, выступающее основным инструментом регулирования жизни государства и общества, компрометируется. В результате, в общественном сознании развивается представление о том, что граждане беззащитны и перед преступностью и перед лицом власти.
  4. Существующая коррумпированность правоохранительных органов, в свою очередь, способствует укреплению организованной преступности. Происходит слияние с коррумпированными группами чиновников и предпринимателей.
  5. Возрастает социальная напряженность, негативно влияющая на состояние экономики и подрывающая политическую стабильность в стране.

В России проводились социологические исследования по проблемам коррупции и мерам противодействия. Согласно результатам этих исследований, подавляющая часть респондентов (около 70%) не верят в возможность получения ощутимых результатов в борьбе с коррупцией, оценивают коррупционность ветвей власти как высокую (51%) или очень высокую (36%), а антикоррупционное законодательство как слабое (41%) или малоэффективное (22%) [6].

Авторитетное место в борьбе с коррупцией должны занимать структуры гражданского общества. К этим структурам относятся группы граждан, профсоюзы некоммерческие и общественные организации, деловые ассоциации, независимые аналитические центры, благотворительные организации и т.п. На сегодняшний день подобные структуры гражданского общества насчитывают более 600 тыс. организаций[4].

В соответствии с Российским антикоррупционным законодательством гражданскому обществу предоставляются широкие возможности для участия в противодействии коррупции. Но поскольку четко не определены формы и механизмы взаимодействия с государством, то это приводит к возникновению определенной проблемы.

Вероятнее всего, сами организации начнут определять собственные антикоррупционные цели, разрабатывать механизм достижения этих целей, действовать согласно им. В последствии это даст соответствующие результаты. Но такая существующая свобода антикоррупционной общественной деятельности также может привести и к путанице и беспорядкам. Поэтому задачей государства в данной ситуации является выявление приоритетных сфер приложения антикоррупционной общественной деятельности, согласование с организациями гражданского общества и разработка соответствующих индикаторов, посредством которых можно анализировать успехи и недостатки.

Одним из приоритетных направлений эффективности антикоррупционной деятельности является установление партнёрских отношений государственных, общественных и некоммерческих структур в противодействии коррупции. Важным фактором установления партнёрских взаимоотношений между государственными, общественными и некоммерческими организациями является установление примерного равенства их позиций. Требуется сформировать открытый диалог между этими организациями, осуществлять процесс непрерывного взаимодействия в разработке методов решений и реализации этих решений. Для создания эффективного гражданского общества необходимо, чтобы государство в нём видело партнера в антикоррупционной деятельности. По этой причине так важно взаимодействие государства и структур гражданского общества. Данное взаимодействие может реализоваться в следующих формах:

  1. Антикоррупционные комиссии, создаваемые при органах власти, должны включать и граждан.
  2. Привлечение граждан к участию в отдельных процедурных мероприятиях (например, возможность участия представителей гражданского общества в работе органов государства – различных конкурсных комиссий).
  3. Проведение пропаганды антикоррупционного поведения. Это необходимо для формирования идеологии общего неприятия всего общества и граждан к коррупционным проявлениям [3,с.8].

Реализация представленных положений позволит достигнуть стабилизации системы взаимодействия структур гражданского общества и государства. Для активного противодействия коррупции важна инициатива государства. Государство, являясь более сильным потенциальным партнёром гражданского общества, должно организовать взаимодействие с общественными и некоммерческими организациями.