В последнее время вопрос о подготовке детей к школе становится все более актуальным. Все чаще мы сталкиваемся с ситуацией, когда дети, поступая в школу, имеют низкие стартовые возможности. А если стартовый уровень готовности низкий, ребенку будет трудно учиться наравне с остальными детьми, и адаптация к обучению будет проходить сложнее.
Выделение категорий детей с низкими стартовыми возможностями повышает потребность в психологическом исследовании сопровождения на раннем этапе обучения и необходимости создания модели психологически безопасной образовательной среды для комфортного, гармоничного, а самое главное - продуктивного обучения.
Проблемой детей с низкими стартовыми возможностями занимались Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, авторы программы «Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе». Под стартовыми возможностями они понимали сумму умений, владение способами действий, мышления, общения, позволяющие ребенку успешно осваивать учебный материал, который подает учитель определенным образом, а также обеспечивают включение детей в образовательные ситуации.
На данный момент, к сожалению, эта проблема остаётся не полностью изученной. Но однозначно можно говорить о том, что дети с низкими стартовыми возможностями нуждаются в психологическом сопровождении как в особой технологии организации работы психолога.
Проблема психологического сопровождения является одной из наиболее актуальных в современной психологии. Исследования таких психологов и педагогов, как, М. Р. Битянова, Э. М. Алекандровская, Ю. Слюсарев, Е. И. Казакова, Л. М. Шипицына, Т. Яничева и многих других посвящены изучению данной проблемы [3].
Э. М. Алекандровская отмечает, что психолого-педагогическое сопровождение — это особый вид помощи ребенку, технология, предназначенная для оказания помощи на определенном этапе развития в решении возникающих проблем, или в их предупреждении в условиях образовательного процесса.
Е.И. Казакова обозначает сопровождение как «особый способ помощи ребенку в преодолении актуальных для него проблем развития», особенность которого в том, «чтобы научить ребенка решать свои проблемы самостоятельно».
Т. Яничева понимала «психологическое сопровождение» как систему мероприятий, направленных на организацию, диагностику, обучение и развитие педагогов, учащихся, администрации и родителей.
Ю. Слюсарев рассматривал «сопровождение», как психологическую помощь, нацеленную «на развитие и саморазвитие самосознание личности», включающую механизмы саморазвития и активизирующей собственные ресурсы человека.
Кроме того, психологическое сопровождение рассматривается как модель организации психологической службы в образовании, как отражение системы теоретических представлений о деятельности школьного психолога на практике (М. Р. Битянова).
Целью психологического сопровождения является содействие созданию социальной ситуации развития, которая будет соответствовать индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, сохранению здоровья и развития личности детей.
Особое внимание исследователи обращают на механизмы, направления, виды, способы и условия оказания психологической помощи и поддержки детям, поступившим в школу и не имеющим хороший стартовый уровень. Однако, изучение специфики сопровождающей работы психолога с такими первоклассниками остается недостаточно изученной.
Исследование психологического сопровождения первоклассников с низкими стартовыми возможностями проводилось на базе Гимназии №1 г. Щекино, экспериментальную выборку составили школьники (16 человек), учащиеся в 1А классе, возраст испытуемых 6-7 лет.
Для изучения стартовых возможностей первоклассников нами были использованы следующие психодиагностические методики:
- Ориентировочный тест школьной зрелости И. Йирасека (модификация Керна);
- Методика «Домик» Н. И. Гуткиной [4];
- Методика «Рисование бус» И.И. Аргинской;
- Методика «Раскрашивание фигур» Н. Я. Чутко;
- Методика «Чтение схем слов» Н.В. Нечаевой.
Анализ результатов констатирующего этапа исследования позволил сделать следующие выводы:
- у большинства первоклассников (80 %) показатель стартовых возможностей находится в норме и выше, что говорит о том, что у всех испытуемых достаточно развито произвольное внимание и сформированы психические и психофизиологические функции мыслительной деятельности;
- у 20 % первоклассников показатель стартовых возможностей ниже среднего и очень низкий. В этом случае детям будет трудно адаптироваться к школе и включиться в учебный процесс.
Таким образом, в результате исследования выяснено, что некоторые первоклассники испытывают большие затруднения в первый год обучения из-за низкого уровня стартовых возможностей. Причина нарушения стартового уровня зависит от нескольких факторов: недостаточность подготовки ребенка к школе; нарушение формирования отдельных психических функций; нарушение познавательных процессов; нарушение формирования школьных навыков; эмоциональные расстройства; общительность и социализация.
В целях оптимизации адаптации и процесса обучения в первый год была разработана программа по сопровождению первоклассников с низкими стартовыми возможностями.
Задачи:
- Формирование положительного отношения к школе, стимулирование познавательной активности школьников;
- Знакомство школьника с нормами школьной жизни, содействие принятию требований учителя и ритма учебной деятельности, овладению правилами поведения на уроке и перемене, формирование личностных УУД;
- Развитие эмоционально-волевой сферы, содействие формированию произвольности и саморегуляции поведения, снятие страхов и эмоционального напряжения, формирование регулятивных УУД;
- Развитие познавательных психических процессов, формирование познавательных УУД;
- Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих отношений с педагогами, формирование коммуникативных УУД;
- Создание условий для развития групповой сплоченности классного коллектива, принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности.
- Профилактика школьной дезадаптации.
Продолжительность программы: общее время – 10 занятий.
Продолжительность занятий: 40 минут, 1 раз в неделю, в течение 3 месяцев.
В качестве основных методов и приемов на занятиях в различной последовательности использовались: игры, беседы на различные темы, разыгрывание и решение ситуаций.
Краткое описание программы представлено в таблице 1.
Таблица 1
Программа по сопровождению первоклассников с низким стартовым уровнем
№ |
Тема занятия |
Цель |
Упражнения |
1. |
Раздел 1. Введение |
Знакомство школьника с нормами школьной жизни. |
|
2. |
Раздел 1. Введение |
Знакомство школьника с нормами школьной жизни. |
|
3. |
Раздел 2. Эмоции |
Развитие эмоционально-волевой сферы. |
|
4. |
Раздел 2. Эмоции |
Развитие эмоционально-волевой сферы. |
|
5. |
Раздел 3. Общение |
Развитие коммуникативных умений и навыков |
|
6. |
Раздел 3. Общение |
Развитие коммуникативных умений и навыков |
|
7. |
Раздел 4. Мышление |
Развитие словесно-логического мышления, мыслительных операций, скорости мышления. |
|
8. |
Раздел 5. Познавательная сфера |
Развитие познавательной сферы |
|
9. |
Раздел 6. Заключительная часть. |
Создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания и психологической безопасности, сплочение классного коллектива |
|
10. |
Раздел 6. Заключительная часть. |
Ознакомление со школой, с работниками, работающими в школе, со школьными законами и традициями, создание атмосферы сотрудничества |
|
На основе проведенного исследования нами разработаны рекомендации для педагогов и родителей.
Рекомендации для родителей первоклассников с низким стартовым уровнем
- Главный подарок для вашего ребёнка – ваше внимание.
Выслушивайте и спрашивайте о школьной жизни. То, что для вас не очень важно, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим событием за весь день. В таких беседах ребёнок будет чувствовать вашу поддержку и видеть заинтересованность. Вы сможете понять, что реально происходит с ребёнком в школе, в чем ему нужна ваша помощь, о чем можно поговорить с классным руководителем.
- Ваше положительное отношение к школе и учителям поможет ребёнку лучше адаптироваться.
В первом классе учительница для ребёнка становится одним из главных взрослых в жизни. Если спросить любого первоклассника какая у него учительница, скорее всего вы услышите, что она самая лучшая, самая добрая. Самым мудрым решением будет не ревновать и поддержать ребёнка в его чувствах. Будьте активы, сотрудничайте родителями других детей и классным руководителем. Если у вас, как родителей, есть какие-то вопросы к учителю и вам кажется, что что-то можно делать иначе, все беседы должны остаться между взрослыми. Иначе ребенку придётся разрываться между родителями и авторитетом учителя. Очень нежелательны негативные высказывания о школе в семейной обстановке, это может усложнить процесс адаптации ребенка, подорвет его спокойствие и уверенность в заботе и согласии между важными для него взрослыми людьми.
- Спокойно относитесь к школьной жизни и школьным заботам.
Смотря на спокойных и уверенных родителей, ребёнок почувствует, что бояться школы не нужно.
- Помогайте ребёнку налаживать отношения с одноклассниками и чувствовать себя уверенно.
Необходимо хвалить ребёнка за общительность, поздравлять с новыми школьными знакомствами. Расскажите о правилах общения, как можно завести диалог и о чем поговорить. Научите его играм, которые он мог бы показать друзьям. Можно пригласить одноклассников к вам домой на простое чаепитие.
- Помогите привыкнуть к новому режиму жизни.
Если до этого вы не придерживались режима дня, то пора начинать. Ваша сын или дочь нуждается в регулярном, продолжительном сне. Помогите ребенку научиться засыпать в одно и то же время. Если есть домашние задания, не заставляйте ребенка сразу садиться за уроки. Ребенку после учебного дня нужно время для отдыха. Так как нагрузка резко увеличивается с момента поступления в школу следует заботиться о здоровье ребенка.
- Относитесь мудро к школьным отметкам.
Встречаются родители, которые так беспокоятся и гонятся за школьными отметками, что забывают про все. Школьные успехи, безусловно, важны, но это не вся жизнь вашего ребёнка. Хвалите ребенка за его Школьные успехи хорошие – хвалите ребенка, если учеба страдает помогите справиться со сложными заданиями. И помните, что никакая оценка не может быть важнее счастья вашего малыша.
Рекомендации учителям по работе с первоклассниками с низким стартовым уровнем
- Необходимо проводить индивидуальную работу с детьми, которые испытывают трудности в обучении и адаптации.
- Необходимо включать детей, которые занимают низкое статусное положение в группе сверстников, в общественно значимую деятельность, повышая их авторитет и самооценку.
- Помогайте детям организовать свою деятельность, повторяя последовательность действий из урока в урок [5].
- Помогайте ребёнку выполнять задания, которые вызывают трудности.
- Предлагайте выход из сложных ситуаций, но не забывайте давать ребенку возможность самому найти выход, решение, совершить поступок.
- Поощряйте ребенка задавать вопросы, если что-то непонятно. Снисходительно относитесь к тому, что первоклашки склонны спросить одно и тоже несколько раз.
- Пользуйтесь игровыми приемами, специальными развивающими играми [5].
- Организуйте личное общение с ребёнком, чтобы быть в курсе их радостей и переживаний.
- Советуйте родителям не говорить плохо о школе при ребёнке, побуждайте создавать у него позитивное и положительное отношение к школе [5].
Библиографическая ссылка
Петлякова С.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С НИЗКИМИ СТАРТОВЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16897 (дата обращения: 23.11.2024).