Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR FIRST CLASSES WITH LOW START PROMOTIONS

Petlyakova S.A. 1
1 Tula Leo Tolstoy State Pedagogical University
This article examines one of the most pressing problems of modern psychology and pedagogy - the problem of psychological support for first-graders with low starting opportunities. Surnames of psychologists and teachers dealing with the problem of psychological accompaniment of children are given. The essence of the concept "psychological accompaniment" is revealed, the goals, directions of work and mechanisms of psychological support are determined. A diagnostic program for studying the starting capabilities of first-graders is given, on the basis of which the corresponding conclusions are formulated. In order to optimize the adaptation and the learning process, a program for the support of first-graders with low starting opportunities was proposed in the first year. This program consists of 10 lessons. Duration of each lesson: 40 minutes. As the main methods and techniques in the classes offered: games, conversations on various topics, playing and solving situations. Recommendations for teachers and parents of children with low starting opportunities have been developed.
psychological support
first-graders
low starting opportunities
diagnostics
prevention.

В последнее время вопрос о подготовке детей к школе становится все более актуальным. Все чаще мы сталкиваемся с ситуацией, когда дети, поступая в школу, имеют низкие стартовые возможности. А если стартовый уровень готовности низкий, ребенку будет трудно учиться наравне с остальными детьми, и адаптация к обучению будет проходить сложнее.

Выделение категорий детей с низкими стартовыми возможностями повышает потребность в психологическом исследовании сопровождения на раннем этапе обучения и необходимости создания модели психологически безопасной образовательной среды для комфортного, гармоничного, а самое главное - продуктивного обучения.

Проблемой детей с низкими стартовыми возможностями занимались Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, авторы программы «Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе». Под стартовыми возможностями они понимали сумму умений, владение способами действий, мышления, общения, позволяющие ребенку успешно осваивать учебный материал, который подает учитель определенным образом, а также обеспечивают включение детей в образовательные ситуации.

На данный момент, к сожалению, эта проблема остаётся не полностью изученной. Но однозначно можно говорить о том, что дети с низкими стартовыми возможностями нуждаются в психологическом сопровождении как в особой технологии организации работы психолога.

Проблема психологического сопровождения является одной из наиболее актуальных в современной психологии. Исследования таких психологов и педагогов, как, М. Р. Битянова, Э. М. Алекандровская, Ю. Слюсарев, Е. И. Казакова, Л. М. Шипицына, Т. Яничева и многих других посвящены изучению данной проблемы [3].

Э. М. Алекандровская отмечает, что психолого-педагогическое сопровождение — это особый вид помощи ребенку, технология, предназначенная для оказания помощи на определенном этапе развития в решении возникающих проблем, или в их предупреждении в условиях образовательного процесса.

Е.И. Казакова обозначает сопровождение как «особый способ помощи ребенку в преодолении актуальных для него проблем развития», особенность которого в том, «чтобы научить ребенка решать свои проблемы самостоятельно».

Т. Яничева понимала «психологическое сопровождение» как систему мероприятий, направленных на организацию, диагностику, обучение и развитие педагогов, учащихся, администрации и родителей.

Ю. Слюсарев рассматривал «сопровождение», как психологическую помощь, нацеленную «на развитие и саморазвитие самосознание личности», включающую механизмы саморазвития и активизирующей собственные ресурсы человека.

Кроме того, психологическое сопровождение рассматривается как модель организации психологической службы в образовании, как отражение системы теоретических представлений о деятельности школьного психолога на практике (М. Р. Битянова).

Целью психологического сопровождения является содействие созданию социальной ситуации развития, которая будет соответствовать индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, сохранению здоровья и развития личности детей.

Особое внимание исследователи обращают на механизмы, направления, виды, способы и условия оказания психологической помощи и поддержки детям, поступившим в школу и не имеющим хороший стартовый уровень. Однако, изучение специфики сопровождающей работы психолога с такими первоклассниками остается недостаточно изученной.

Исследование психологического сопровождения первоклассников с низкими стартовыми возможностями проводилось на базе Гимназии №1 г. Щекино, экспериментальную выборку составили школьники (16 человек), учащиеся в 1А классе, возраст испытуемых 6-7 лет.

Для изучения стартовых возможностей первоклассников нами были использованы следующие психодиагностические методики:

  • Ориентировочный тест школьной зрелости И. Йирасека (модификация Керна);
  • Методика «Домик» Н. И. Гуткиной [4];
  • Методика «Рисование бус» И.И. Аргинской;
  • Методика «Раскрашивание фигур» Н. Я. Чутко;
  • Методика «Чтение схем слов» Н.В. Нечаевой.

Анализ результатов констатирующего этапа исследования позволил сделать следующие выводы:

- у большинства первоклассников (80 %) показатель стартовых возможностей находится в норме и выше, что говорит о том, что у всех испытуемых достаточно развито произвольное внимание и сформированы психические и психофизиологические функции мыслительной деятельности;

- у 20 % первоклассников показатель стартовых возможностей ниже среднего и очень низкий. В этом случае детям будет трудно адаптироваться к школе и включиться в учебный процесс.

Таким образом, в результате исследования выяснено, что некоторые первоклассники испытывают большие затруднения в первый год обучения из-за низкого уровня стартовых возможностей. Причина нарушения стартового уровня зависит от нескольких факторов: недостаточность подготовки ребенка к школе; нарушение формирования отдельных психических функций; нарушение познавательных процессов; нарушение формирования школьных навыков; эмоциональные расстройства; общительность и социализация.

В целях оптимизации адаптации и процесса обучения в первый год была разработана программа по сопровождению первоклассников с низкими стартовыми возможностями.

Задачи:

  • Формирование положительного отношения к школе, стимулирование познавательной активности школьников;
  • Знакомство школьника с нормами школьной жизни, содействие принятию требований учителя и ритма учебной деятельности, овладению правилами поведения на уроке и перемене, формирование личностных УУД;
  • Развитие эмоционально-волевой сферы, содействие формированию произвольности и саморегуляции поведения, снятие страхов и эмоционального напряжения, формирование регулятивных УУД;
  • Развитие познавательных психических процессов, формирование познавательных УУД;
  • Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих отношений с педагогами, формирование коммуникативных УУД;
  • Создание условий для развития групповой сплоченности классного коллектива, принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности.
  • Профилактика школьной дезадаптации.

Продолжительность программы: общее время – 10 занятий.

Продолжительность занятий: 40 минут, 1 раз в неделю, в течение 3 месяцев.

В качестве основных методов и приемов на занятиях в различной последовательности использовались: игры, беседы на различные темы, разыгрывание и решение ситуаций.

Краткое описание программы представлено в таблице 1.

Таблица 1

Программа по сопровождению первоклассников с низким стартовым уровнем

Тема занятия

Цель

Упражнения

1.

Раздел 1. Введение

Знакомство школьника с нормами школьной жизни.

  • «Вводное занятие. С днем рождения, группа!»

2.

Раздел 1. Введение

Знакомство школьника с нормами школьной жизни.

  • «Школьные правила»

3.

Раздел 2. Эмоции

Развитие эмоционально-волевой сферы.

  • «Мои эмоции»

4.

Раздел 2. Эмоции

Развитие эмоционально-волевой сферы.

  • «Наши страхи»

5.

Раздел 3.

Общение

Развитие коммуникативных умений и навыков

  • «Что такое общение»

6.

Раздел 3.

Общение

Развитие коммуникативных умений и навыков

  • «Волшебные средства взаимопонимания»;

7.

Раздел 4.

Мышление

Развитие словесно-логического мышления, мыслительных операций, скорости мышления.

  • «Угадай вопрос»;
  • «Сравни предметы»;
  • «Подбери слово»

8.

Раздел 5.

Познавательная сфера

Развитие познавательной сферы

  • «Четвертый лишний»;
  • «Назови соседей»;
  • «Не пропусти профессию»

9.

Раздел 6. Заключительная часть.

Создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания и психологической безопасности, сплочение классного коллектива

  • «Дерево дружбы»

10.

Раздел 6. Заключительная часть.

Ознакомление со школой, с работниками, работающими в школе, со школьными законами и традициями, создание атмосферы сотрудничества

  • Игра «Что я знаю про свою школу»

 

На основе проведенного исследования нами разработаны рекомендации для педагогов и родителей.

Рекомендации для родителей первоклассников с низким стартовым уровнем

  • Главный подарок для вашего ребёнка – ваше внимание.

Выслушивайте и спрашивайте о школьной жизни. То, что для вас не очень важно, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим событием за весь день. В таких беседах ребёнок будет чувствовать вашу поддержку и видеть заинтересованность. Вы сможете понять, что реально происходит с ребёнком в школе, в чем ему нужна ваша помощь, о чем можно поговорить с классным руководителем.

  • Ваше положительное отношение к школе и учителям поможет ребёнку лучше адаптироваться.

В первом классе учительница для ребёнка становится одним из главных взрослых в жизни. Если спросить любого первоклассника какая у него учительница, скорее всего вы услышите, что она самая лучшая, самая добрая. Самым мудрым решением будет не ревновать и поддержать ребёнка в его чувствах. Будьте активы, сотрудничайте родителями других детей и классным руководителем. Если у вас, как родителей, есть какие-то вопросы к учителю и вам кажется, что что-то можно делать иначе, все беседы должны остаться между взрослыми. Иначе ребенку придётся разрываться между родителями и авторитетом учителя. Очень нежелательны негативные высказывания о школе в семейной обстановке, это может усложнить процесс адаптации ребенка, подорвет его спокойствие и уверенность в заботе и согласии между важными для него взрослыми людьми.

  • Спокойно относитесь к школьной жизни и школьным заботам.

Смотря на спокойных и уверенных родителей, ребёнок почувствует, что бояться школы не нужно.

  • Помогайте ребёнку налаживать отношения с одноклассниками и чувствовать себя уверенно.

Необходимо хвалить ребёнка за общительность, поздравлять с новыми школьными знакомствами. Расскажите о правилах общения, как можно завести диалог и о чем поговорить. Научите его играм, которые он мог бы показать друзьям. Можно пригласить одноклассников к вам домой на простое чаепитие.

  • Помогите привыкнуть к новому режиму жизни.

Если до этого вы не придерживались режима дня, то пора начинать. Ваша сын или дочь нуждается в регулярном, продолжительном сне. Помогите ребенку научиться засыпать в одно и то же время. Если есть домашние задания, не заставляйте ребенка сразу садиться за уроки. Ребенку после учебного дня нужно время для отдыха. Так как нагрузка резко увеличивается с момента поступления в школу следует заботиться о здоровье ребенка.

  • Относитесь мудро к школьным отметкам.

Встречаются родители, которые так беспокоятся и гонятся за школьными отметками, что забывают про все. Школьные успехи, безусловно, важны, но это не вся жизнь вашего ребёнка. Хвалите ребенка за его Школьные успехи хорошие – хвалите ребенка, если учеба страдает помогите справиться со сложными заданиями. И помните, что никакая оценка не может быть важнее счастья вашего малыша.

Рекомендации учителям по работе с первоклассниками с низким стартовым уровнем

  • Необходимо проводить индивидуальную работу с детьми, которые испытывают трудности в обучении и адаптации.
  • Необходимо включать детей, которые занимают низкое статусное положение в группе сверстников, в общественно значимую деятельность, повышая их авторитет и самооценку.
  • Помогайте детям организовать свою деятельность, повторяя последовательность действий из урока в урок [5].
  • Помогайте ребёнку выполнять задания, которые вызывают трудности.
  • Предлагайте выход из сложных ситуаций, но не забывайте давать ребенку возможность самому найти выход, решение, совершить поступок.
  • Поощряйте ребенка задавать вопросы, если что-то непонятно. Снисходительно относитесь к тому, что первоклашки склонны спросить одно и тоже несколько раз.
  • Пользуйтесь игровыми приемами, специальными развивающими играми [5].
  • Организуйте личное общение с ребёнком, чтобы быть в курсе их радостей и переживаний.
  • Советуйте родителям не говорить плохо о школе при ребёнке, побуждайте создавать у него позитивное и положительное отношение к школе [5].