В настоящее время агрессивное поведение проявляется на всех уровнях от международного до семейного. Рост в молодежной среде склонности к агрессивному поведению отражает одну из злободневных проблем в социальной сфере нашего общества. Молодежь наиболее открытая группа, она быстрее остальных групп усваивает черты агрессии. Острая, стрессовая, сверхнапряжённая социальная, экономическая, экологическая, политическая, идеологическая обстановка, существующая в современной России, объясняет рост различных отклонений в личностном развитии и развитии молодого поколения. У молодежи особенно проявляются повышенная боязливость, тревожность, духовная опустошенность, наглость, цинизм, бессердечность, жестокость, дерзость, агрессивность.
Корни слова «агрессия» уходят в латинский язык, где «adgradi» (ad –на, gradus – шаг) обозначало наступление, нападение. Агрессия – это любая форма поведения, мотивов и установок, нацеленных на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения [3, с.59]. А. Басс, учитывая внешнюю сторону проявления вгрессии, понимает под ней «любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб». Л. Берковиц акцентирует свое внимание на внутренней стороне агрессии: «любая форма поведения, которая нацелена на то, чтобы причинить кому-то физический или психологический ущерб» [9, с. 135].
В большом психологическом словаре Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко агрессия рассматривается как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.) [6, с.15].
В психологической науке существуют разные классификации агрессивного поведения. Среди них деление агрессии на инструментальную и эмоциональную, индивидуальную и социально-групповую, позитивную и негативную агрессивность. Выделяют также и пять уровней агрессии: низкий, невысокий, средний, повышенный и очень высокий [2, с.21], [8, с.81], [7, с.187]. Б.Г. Мещеряков и В.П. Зинченко пишут о физической, вербальной, прямой, косвенной, инструментальной, враждебной, аутоагрессии, альтруистической агрессии [6, с.15]. В классификации агрессивного поведения Фромма обозначены две группы агрессивного поведения: доброкачественная агрессия (биологически адаптивная, направленная на поддержание жизни) и злокачественная агрессия (не связанна с сохранением жизни) [5, с.65].
Существуют два уровня человеческой агрессии биологический и социальный. Первый уровень является врожденным. Он наблюдается у всех живых существ, включая человека на ранних стадиях его развития. Второй уровень следует относить к исключительно человеческой форме агрессии, т. к. она формируется под: влиянием социальных условий, определяется различного рода социальными образованиями и носит характер социальных объектносубъектных отношений. [4, с.41].
Все существующие в психологической науке теории агрессии и агрессивности можно разделить на две группы: основанные на биологических понятиях теоретические подходы (социобиологичесий подход, этологичесий подход) и теоретические подходы, выдвигающие на передний план социально-психологические механизмы (психоанализ, социально-когнитивный подход, фрустрационная теория агрессии, социально-интеракционистская теория, теория социального научения) [5, с.62-68].
Для устойчивого функционирования психики человек должен находиться в состоянии бодрости и внимания, поэтому в день он должен получать 5%- негативной информации, 35% - позитивной и 60% - нейтральной.
В учебной литературе под молодежью понимают социально-демографическую группу, которая выделена на основе возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловлена теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества, современные возрастные границы от 14-16 до 25-30 лет, доля в составе населения до 20 % [1, с.158].
В нашем исследовании приняли участие 50 студентов первого и второго курсов историко-филологического факультета НИУ «БелГУ».
В результате проведенного эмпирического исследования с помощью методики "Личностная агрессивность и конфликтность" Е.П. Ильина и П.А. Ковалева у студентов историко-филологического факультета «НИУ БелГУ» было выявлено такое доминирующее качество как компромиссность. Она проявляется в склонности к соглашению с чужими позициями путем уступок, в стремление и умение достигать согласия, мира, взаимного понимания, путем переговоров, дискуссий, обсуждений.
Результаты диагностики агрессивности по методики Баса-Дарки показали нам такие данные, как:
Проявление негативизма свойственно для 6% студентов. Для них характерен оппозиционный стиль повеления, который может варьировать от пассивного сопротивления до энергичного противодействия традиционным обычаям и законом.
Для 10% студентов типично физическое агрессивное поведение, которое проявляется в применении молодежью физической силы против другого человека. Показательно, что не один из участников исследования не согласился с утверждением: «Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим».
Склонность к проявлению косвенной агрессии была выявлена у 12% студентов, для которых является нормой направлять агрессию на окружающих или выражать ее в виде крика, топанья ногами и т.д.
13% студентов предрасположены показывать, выражать раздражительность. Эта группа молодежи способна при минимальном возбуждении проявлять грубость, хамство, цинизм, ярость и др.
Подозрительность проявляется у 15% участников исследования. Она заключается в отсутствии доверия к окружающим, осторожности в действиях и поступках, убеждении получить вред от людей.
Для 16% студентов характерно проявление вербальной агрессии, угрызения совести и чувство вины. Зачастую они выражают негативные чувства через ссоры, крики, угрозы и насмешки.
Доминирующим параметром по методике определения интегральных форм коммуникативной агрессивности В.В. Бойко является расплата за агрессию. Испытуемые проявляют этот параметр через убеждение, что на них окружающие обижаются из-за их резкости и грубости, переживание по несколько дней последствий проявления своей злости.
Таким образом, к особенностям проявления агрессии у студенческой молодежи относятся такие качества, как копромиссность, подозрительность, проявление вербальной агрессии, и расплаты за нее. В процессе исследования мы пришли к выводу, что у студентов первого и второго курсов историко-филологического факультета НИУ «БелГУ» наблюдается невысокий и средний уровни агрессии.
Библиографическая ссылка
Нефедова С.С. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16835 (дата обращения: 22.12.2024).