Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Нефедова С.С. 1
1 Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Одной из злободневных проблем современного общества является вопрос о человеческой агрессии. Важность изучения этой темы обусловлено значением деструктивных последствий для общества и человека отдельного проявления агрессии, их многогранной разрушительной силы. В данной статье рассмотрены понятия «агрессия» и «молодежь», приведены различные классификации агрессивного поведения, обозначены теории агрессии и агрессивности. В рамках изучения вопроса особенностей проявления агрессии у студенческой молодежи было проведено исследование агрессивного поведения студентов на базе историко-филологического факультета НИУ «БелГУ». Мы использовали методику Баса-Дарки для диагностики агрессивности, методику Е.П.Ильина и П.А.Ковалева "Личностная агрессивность и конфликтность", методику В.В.Бойко «Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности». Результаты исследования показали, что к особенностям проявления агрессии у студенческой молодежи относятся такие качества, как копромиссность, подозрительность, проявление вербальной агрессии, и расплаты за нее.
агрессия
Агрессивное поведение
Молодежь
особенности агрессии
виды агрессии
теории агрессивного поведения.
1. Белый О.И. Определение понятия «молодежь» //Теория и практика общественного развития. - 2012. № 12. - С 156-158.
2. Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. - 512 с.
3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб: Питер, 2001. - 352 с.
4. Дубинин С.Н. Агрессия как стратегия адаптации девиантных подростков // Среднее профессиональное образование. - 2009. - №4. - С. 41-44.
5. Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии// Прикладная психология. - 2001. № 1. - С. 60-72.
6. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 632 с.
7. Пирожков. Криминальная психология. Часть 1. - М.: «Ось-89», 2007. – 704 с.
8. Румянцева, Т.Г. Критический анализ концепции «человеческой агрессивности» - Минск: изд-во БГУ, 1982. – 128 с.
9. Шагако Д.С. Агрессия и насилие в контексте социальных взаимодействий // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – Майкоп, 2010, №10. – С. 124-141.
10. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. – М.: Мысль, 1973 – 213 с.

В настоящее время агрессивное поведение проявляется на всех уровнях от международного до семейного. Рост в молодежной среде склонности к агрессивному поведению отражает одну из злободневных проблем в социальной сфере нашего общества. Молодежь наиболее открытая группа, она быстрее остальных групп усваивает черты агрессии. Острая, стрессовая, сверхнапряжённая социальная, экономическая, экологическая, политическая, идеологическая обстановка, существующая в современной России, объясняет рост различных отклонений в личностном развитии и развитии молодого поколения. У молодежи особенно проявляются повышенная боязливость, тревожность, духовная опустошенность, наглость, цинизм, бессердечность, жестокость, дерзость, агрессивность.

Корни слова «агрессия» уходят в латинский язык, где «adgradi» (ad –на, gradus – шаг) обозначало наступление, нападение. Агрессия – это любая форма поведения, мотивов и установок, нацеленных на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения [3, с.59]. А. Басс, учитывая внешнюю сторону проявления вгрессии, понимает под ней «любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб». Л. Берковиц акцентирует свое внимание на внутренней стороне агрессии: «любая форма поведения, которая нацелена на то, чтобы причинить кому-то физический или психологический ущерб» [9, с. 135]. 

В большом психологическом словаре Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко агрессия рассматривается как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.) [6, с.15].

В психологической науке существуют разные классификации агрессивного поведения. Среди них деление агрессии на инструментальную и эмоциональную, индивидуальную и социально-групповую, позитивную и негативную агрессивность. Выделяют также и пять уровней агрессии: низкий, невысокий, средний, повышенный и очень высокий [2, с.21], [8, с.81], [7, с.187]. Б.Г. Мещеряков и В.П. Зинченко пишут о физической, вербальной, прямой, косвенной, инструментальной, враждебной, аутоагрессии, альтруистической агрессии [6, с.15]. В классификации агрессивного поведения Фромма обозначены две группы агрессивного поведения: доброкачественная агрессия (биологически адаптивная, направленная на поддержание жизни) и злокачественная агрессия (не связанна с сохранением жизни) [5, с.65].

Существуют два уровня человеческой агрессии биологический и социальный. Первый уровень является врожденным. Он наблюдается у всех живых существ, включая человека на ранних стадиях его развития. Второй уровень следует относить к исключительно человеческой форме агрессии, т. к. она формируется под: влиянием социальных условий, определяется различного рода социальными образованиями и носит характер социальных объектносубъектных отношений.  [4, с.41].

Все существующие в психологической науке теории агрессии и агрессивности можно разделить на две группы: основанные на биологических понятиях теоретические подходы (социобиологичесий подход, этологичесий подход) и теоретические подходы, выдвигающие на передний план социально-психологические механизмы (психоанализ, социально-когнитивный подход, фрустрационная теория агрессии, социально-интеракционистская теория, теория социального научения) [5, с.62-68].

Для устойчивого функционирования психики человек должен находиться в состоянии бодрости и внимания, поэтому в день он должен получать 5%- негативной информации, 35% - позитивной и 60% - нейтральной.

В учебной литературе под молодежью понимают социально-демографическую группу, которая выделена на основе возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловлена теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества, современные возрастные границы от 14-16 до 25-30 лет, доля в составе населения до 20 % [1, с.158].

В нашем исследовании приняли участие 50 студентов первого и второго курсов историко-филологического факультета НИУ «БелГУ».

В результате проведенного эмпирического исследования с помощью методики "Личностная агрессивность и конфликтность" Е.П. Ильина и П.А. Ковалева у студентов историко-филологического факультета «НИУ БелГУ» было выявлено такое доминирующее качество как компромиссность. Она проявляется в склонности к соглашению с чужими позициями путем уступок, в стремление и умение достигать согласия, мира, взаимного понимания, путем переговоров, дискуссий, обсуждений.

Результаты диагностики агрессивности по методики Баса-Дарки показали нам такие данные, как:

Проявление негативизма свойственно для 6% студентов. Для них характерен оппозиционный стиль повеления, который может варьировать от пассивного сопротивления до энергичного противодействия традиционным обычаям и законом.

Для 10% студентов типично физическое агрессивное поведение, которое проявляется в применении молодежью физической силы против другого человека. Показательно, что не один из участников исследования не согласился с утверждением: «Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим».

Склонность к проявлению косвенной агрессии была выявлена у 12% студентов, для которых является нормой направлять агрессию на окружающих или выражать ее в виде крика, топанья ногами и т.д.

13% студентов предрасположены показывать, выражать раздражительность. Эта группа молодежи способна при минимальном возбуждении проявлять грубость, хамство, цинизм, ярость и др.

Подозрительность проявляется у 15% участников исследования. Она заключается в отсутствии доверия к окружающим, осторожности в действиях и поступках, убеждении получить вред от людей.

Для 16% студентов характерно проявление вербальной агрессии, угрызения совести и чувство вины. Зачастую они выражают негативные чувства через ссоры, крики, угрозы и насмешки.

Доминирующим параметром по методике определения интегральных форм коммуникативной агрессивности В.В. Бойко является расплата за агрессию. Испытуемые проявляют этот параметр через убеждение, что на них окружающие обижаются из-за их резкости и грубости, переживание по несколько дней последствий проявления своей злости.

Таким образом, к особенностям проявления агрессии у студенческой молодежи относятся такие качества, как копромиссность, подозрительность, проявление вербальной агрессии, и расплаты за нее. В процессе исследования мы пришли к выводу, что у студентов первого и второго курсов историко-филологического факультета НИУ «БелГУ» наблюдается невысокий и средний уровни агрессии.


Библиографическая ссылка

Нефедова С.С. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16835 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674