Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

FEATURES OF AGGRESSION AT STUDENTS

Nefedova S.S. 1
1 Belgorod state national research University
One of the topical problems of modern society is the question of human aggression. The importance of studying this subject is due to the value of the destructive consequences for society and the individual human aggression, their multi-faceted destructive force. This article discusses the concept of "aggression" and "youth" are given different classifications of aggressive behavior, marked the theory of aggression and aggressiveness. As part of the study the question of aggression features among students conducted the aggressive behavior of students on the basis of historical-philological faculty of NIU "BSU". We used the method of Bass-Darky for the diagnosis of aggressiveness, technique and E.P.Ilina P.A.Kovaleva "Personality aggressiveness and conflicts," a technique V.V.Boyko "Definition of integrated communicative forms of aggression." The results showed that to the peculiarities of displays of aggression in students include such qualities as kopromissnost, suspicion and manifestation of verbal aggression, and paying for it.
aggression
aggressive behavior
young people
especially aggression
types of aggression
aggressive behavior theory.

В настоящее время агрессивное поведение проявляется на всех уровнях от международного до семейного. Рост в молодежной среде склонности к агрессивному поведению отражает одну из злободневных проблем в социальной сфере нашего общества. Молодежь наиболее открытая группа, она быстрее остальных групп усваивает черты агрессии. Острая, стрессовая, сверхнапряжённая социальная, экономическая, экологическая, политическая, идеологическая обстановка, существующая в современной России, объясняет рост различных отклонений в личностном развитии и развитии молодого поколения. У молодежи особенно проявляются повышенная боязливость, тревожность, духовная опустошенность, наглость, цинизм, бессердечность, жестокость, дерзость, агрессивность.

Корни слова «агрессия» уходят в латинский язык, где «adgradi» (ad –на, gradus – шаг) обозначало наступление, нападение. Агрессия – это любая форма поведения, мотивов и установок, нацеленных на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения [3, с.59]. А. Басс, учитывая внешнюю сторону проявления вгрессии, понимает под ней «любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб». Л. Берковиц акцентирует свое внимание на внутренней стороне агрессии: «любая форма поведения, которая нацелена на то, чтобы причинить кому-то физический или психологический ущерб» [9, с. 135]. 

В большом психологическом словаре Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко агрессия рассматривается как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.) [6, с.15].

В психологической науке существуют разные классификации агрессивного поведения. Среди них деление агрессии на инструментальную и эмоциональную, индивидуальную и социально-групповую, позитивную и негативную агрессивность. Выделяют также и пять уровней агрессии: низкий, невысокий, средний, повышенный и очень высокий [2, с.21], [8, с.81], [7, с.187]. Б.Г. Мещеряков и В.П. Зинченко пишут о физической, вербальной, прямой, косвенной, инструментальной, враждебной, аутоагрессии, альтруистической агрессии [6, с.15]. В классификации агрессивного поведения Фромма обозначены две группы агрессивного поведения: доброкачественная агрессия (биологически адаптивная, направленная на поддержание жизни) и злокачественная агрессия (не связанна с сохранением жизни) [5, с.65].

Существуют два уровня человеческой агрессии биологический и социальный. Первый уровень является врожденным. Он наблюдается у всех живых существ, включая человека на ранних стадиях его развития. Второй уровень следует относить к исключительно человеческой форме агрессии, т. к. она формируется под: влиянием социальных условий, определяется различного рода социальными образованиями и носит характер социальных объектносубъектных отношений.  [4, с.41].

Все существующие в психологической науке теории агрессии и агрессивности можно разделить на две группы: основанные на биологических понятиях теоретические подходы (социобиологичесий подход, этологичесий подход) и теоретические подходы, выдвигающие на передний план социально-психологические механизмы (психоанализ, социально-когнитивный подход, фрустрационная теория агрессии, социально-интеракционистская теория, теория социального научения) [5, с.62-68].

Для устойчивого функционирования психики человек должен находиться в состоянии бодрости и внимания, поэтому в день он должен получать 5%- негативной информации, 35% - позитивной и 60% - нейтральной.

В учебной литературе под молодежью понимают социально-демографическую группу, которая выделена на основе возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловлена теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества, современные возрастные границы от 14-16 до 25-30 лет, доля в составе населения до 20 % [1, с.158].

В нашем исследовании приняли участие 50 студентов первого и второго курсов историко-филологического факультета НИУ «БелГУ».

В результате проведенного эмпирического исследования с помощью методики "Личностная агрессивность и конфликтность" Е.П. Ильина и П.А. Ковалева у студентов историко-филологического факультета «НИУ БелГУ» было выявлено такое доминирующее качество как компромиссность. Она проявляется в склонности к соглашению с чужими позициями путем уступок, в стремление и умение достигать согласия, мира, взаимного понимания, путем переговоров, дискуссий, обсуждений.

Результаты диагностики агрессивности по методики Баса-Дарки показали нам такие данные, как:

Проявление негативизма свойственно для 6% студентов. Для них характерен оппозиционный стиль повеления, который может варьировать от пассивного сопротивления до энергичного противодействия традиционным обычаям и законом.

Для 10% студентов типично физическое агрессивное поведение, которое проявляется в применении молодежью физической силы против другого человека. Показательно, что не один из участников исследования не согласился с утверждением: «Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим».

Склонность к проявлению косвенной агрессии была выявлена у 12% студентов, для которых является нормой направлять агрессию на окружающих или выражать ее в виде крика, топанья ногами и т.д.

13% студентов предрасположены показывать, выражать раздражительность. Эта группа молодежи способна при минимальном возбуждении проявлять грубость, хамство, цинизм, ярость и др.

Подозрительность проявляется у 15% участников исследования. Она заключается в отсутствии доверия к окружающим, осторожности в действиях и поступках, убеждении получить вред от людей.

Для 16% студентов характерно проявление вербальной агрессии, угрызения совести и чувство вины. Зачастую они выражают негативные чувства через ссоры, крики, угрозы и насмешки.

Доминирующим параметром по методике определения интегральных форм коммуникативной агрессивности В.В. Бойко является расплата за агрессию. Испытуемые проявляют этот параметр через убеждение, что на них окружающие обижаются из-за их резкости и грубости, переживание по несколько дней последствий проявления своей злости.

Таким образом, к особенностям проявления агрессии у студенческой молодежи относятся такие качества, как копромиссность, подозрительность, проявление вербальной агрессии, и расплаты за нее. В процессе исследования мы пришли к выводу, что у студентов первого и второго курсов историко-филологического факультета НИУ «БелГУ» наблюдается невысокий и средний уровни агрессии.