Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Кузьменко А.В. 1 Мазур С.И. 1
1 Донской государственный технический университет
В настоящее время идут изменения в содержании и технологиях современного образования. Реформы системы российского образования одной из целей ставят проведение изменений при контроле качества обучения и направлены на то, чтобы построить надежную и объективную оценочную систему на всех уровнях образования. В качестве основы разработки инструментария для исследования оценки учебных достижений используются подходы к формированию стандартизированных тестов с учетом требований теории и практики педагогических измерений. Наиболее общая классификация тестов позволяет разделить их на две неравные группы: стандартизованные тесты, обладающие нормами выполнения, и не стандартизованные тесты, которых значительно больше, поскольку их делает каждый педагог для использования в повседневном учебном процессе. В последнее время приоритет отдается стандартизированным тестовым материалам, прошедшим апробацию и имеющим психометрические характеристики.
система образования
качество образования
оценка образовательных достижений
стандартизированное тестирование
педагогические измерения
интерпретация
стандартизованные тесты.
1. Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. Монография. - М.: ИЦПКПС, 2003. - 128 с.
2. Болотов В.А., Ефремова Н.Ф. Системы оценки качества образования: учеб. пособие. – Университетская книга, Логос, 2007. – 192 с.
3. Ереванское коммюнике Министерской конференции и Декларация Четвертого Болонского политического форума, Ереван. 2015. URL: http://nic.gov.ru/ru/docs/foreign/bolonga (дата обращения 10.03.2016).
4. Ефремова Н.Ф. Тестовый контроль в образовании. Учебное пособие. -
Университетская книга. Логос, 2007. - 385 с.
5. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход. - М.: Университетская книга, Логос, 2009. - 272 с.

В последнее время жизнь в целом, в том числе профессиональная деятельность, характеризуются возрастающей сложностью и неопределенностью, поэтому обучающиеся и выпускники должны быть подготовлены к деятельности в непрерывно изменяющейся среде. С этой целью непрерывно идут изменения в содержании и технологиях современного образования. За последнее десятилетие – это перенос акцента с предметных знаний и умений на формирование общеучебных компетенций, на развитие самостоятельности учебных действий обучающихся. Такие изменения влекут за собой и реформирование системы оценивания.

Обратимся к истории современной оценки в образовании.  В первую очередь это болонский процесс - движение, целью которого является создание единого европейского образовательного пространства. Основные цели Болонского процесса: расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счёт того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда [1]. К болонскому процессу страны присоединяются на добровольной основе через подписание соответствующей декларации, цель которой активизация деятельности национальной системы образования в решении задач и положений болонского процесса.

Одним и основных положений болонского процесса является необходимость создания национальных систем оценки качества образования, базирующихся на европейских стандартах оценочной деятельности [3]. Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003г. на Берлинской конференции, обязавшись до 2010 г. воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса, в том числе и создания общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО) [2], которая выстраивается и до настоящего времени. Присоединение России к Болонскому процессу открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений - в академических обменах с университетами европейских стран.

Реформы  системы российского образования одной из целей ставят проведение изменений в контроле качества обучения и направлены на то, чтобы построить надежную и объективную оценочную систему на всех уровнях образования. Оценивание позволяет решать несколько задач: во-первых, совершенствовать содержание обучения, во-вторых, обеспечивать необходимую обратную связь между процессом обучения, обучающими и обучающимися. Оно дает возможность обучающимся сознательно подходить к процессу обучения и придает им уверенность в получении качественного образования.

При разработке процедур и методов оценивания следует исходить из его важности как механизма управления процессом обучения. Традиционное оценивание показало недостаточную эффективность. Как известно,  оцениванию подвергались те параметры, которые можно было легко выявить, а именно, материал, который требовал запоминания или же умения низкого уровня. Проводимое оценивание не могло не влиять на процесс обучения и часто приводило к тому, что, успешно сдавая экзамены, обучающиеся, тем не менее, не имели адекватного понятия о предмете изучения. Переосмысление традиционной практики выявило необходимость повышения надежности и объективности, установления связи между обучением и оценкой, когда  каждый факт оценивания представляет важность для процесса обучения, поскольку он указывает обучающимся на то, чего они достигли и что следует изучать, как это нужно делать. И в этой связи современное оценивание получило новое осмысление.

Большую роль в развертывании ОСОКО сыграли сравнительные исследования качества образования на международном уровне, проводимые Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA математического и естественнонаучного образования TIMSS (англ. TIMSS — Trends in Mathematics and Science Study); службой тестирования в области образования (ETS – Educational Testing Service, США); Канадским центром статистики (Statistics Canada), Секретариатом Международной ассоциации по оценке образовательных достижений (IEA, Нидерланды), Центром обработки данных Международной ассоциации по оценке образовательных достижений (DPC IEA – Data Processing Center IEA, Германия) и др.

Тесты для международных исследований разрабатываются на основе следующих принципов: адекватный охват проверяемого содержания и видов учебно-познавательной деятельности; максимальное соответствие содержания изучаемому материалу; значимость проверяемого содержания с точки зрения развития предметного содержания; соответствие возрастным особенностям обучающихся и стадиям их обучения; соответствие требованиям, предъявляемым к массовым исследованиям. В качестве основы разработки инструментария для таких исследований  используются подходы к формированию стандартизированных тестов с учетом требований теории и практики педагогических измерений [4].

При разработке современного инструментария следует руководствоваться рядом педагогических принципов:

- соответствие содержания измерителя целям тестирования;

-  определение значимости проверяемых знаний;

- взаимосвязи содержания и формы;

- содержательная правильность тестовых заданий;

- репрезентативность содержания учебной дисциплины в содержании теста;

- соответствие содержания теста уровню современного состояния науки;

- комплексность и сбалансированность содержания тес­та;

 - системность и вариативность содержания;

- одинаковость уровней трудности различных вариантов теста.

Также важно учитывать подходы к интерпретации результатов педагогических измерений [5]. Интерпретация баллов испытуемых может носить различный характер в зависимости от того, каким способом сравниваются их результаты: критериально-ориентированным или нормативно-ориентированным. В нормативно-ориентированном подходе определяется место результата каждого испытуемого по отношению к результатам других. В критериально-ориентированном подходе информация, полученная при тестировании, позволяет установить освоенные разделы учебного курса или виды учебной деятельности, выявить проблемы и пробелы в усвоении. Соответственно этим двум подходам к интерпретации результатов тестирования выстраиваются и два подхода к созданию педагогических тестов.

Наиболее общая классификация тестов позволяет разделить их на две неравные группы: стандартизованные тесты, обладающие нормами выполнения, и не стандартизованные тесты, которых значительно больше, поскольку их делает каждый педагог для использования в повседневном учебном процессе. Не стандартизованные тесты нередко называют авторскими. Результаты таких тестирований не могут быть сопоставимыми по различным выборкам обучающихся и не дают адекватного представления о подготовленности испытуемых. Поэтому в последнее время приоритет отдается стандартизированным тестовым материалам, прошедшим апробацию и имеющим психометрические характеристики. Именно такие тестовые материалы позволяют делать надежные заключения об уровне подготовленности испытуемых и качестве их обучения.


Библиографическая ссылка

Кузьменко А.В., Мазур С.И. ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16721 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674