Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

PERSPECTIVE DIRECTION EVALUATION OF EDUCATIONAL ACHIEVEMENTS

Kuzmenko A.V. 1 Mazur S.I. 1
1 Don State Technical University
Now there are changes in the content and technology of modern education. Reform of the Russian education system one of the purposes of making changes put in control of the quality of education and are intended to build a reliable and objective evaluation system at all levels of education. As the foundations of the development of tools for the study of educational achievements assessment used approaches to the formation of standardized tests to meet the requirements of the theory and practice of educational measurement. The most common tests classification allows to divide them into two unequal groups: standardized tests, which have performance standards and not standardized tests, which is much more, do their teacher to use in everyday they learning process. Therefore, in recent years, priority is given standardized test materials, having psychometric characteristics.
education system
the quality of education
evaluation of educational achievement
standardized testing
educational measurement
interpretation
standardized tests.

В последнее время жизнь в целом, в том числе профессиональная деятельность, характеризуются возрастающей сложностью и неопределенностью, поэтому обучающиеся и выпускники должны быть подготовлены к деятельности в непрерывно изменяющейся среде. С этой целью непрерывно идут изменения в содержании и технологиях современного образования. За последнее десятилетие – это перенос акцента с предметных знаний и умений на формирование общеучебных компетенций, на развитие самостоятельности учебных действий обучающихся. Такие изменения влекут за собой и реформирование системы оценивания.

Обратимся к истории современной оценки в образовании.  В первую очередь это болонский процесс - движение, целью которого является создание единого европейского образовательного пространства. Основные цели Болонского процесса: расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счёт того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда [1]. К болонскому процессу страны присоединяются на добровольной основе через подписание соответствующей декларации, цель которой активизация деятельности национальной системы образования в решении задач и положений болонского процесса.

Одним и основных положений болонского процесса является необходимость создания национальных систем оценки качества образования, базирующихся на европейских стандартах оценочной деятельности [3]. Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003г. на Берлинской конференции, обязавшись до 2010 г. воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса, в том числе и создания общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО) [2], которая выстраивается и до настоящего времени. Присоединение России к Болонскому процессу открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений - в академических обменах с университетами европейских стран.

Реформы  системы российского образования одной из целей ставят проведение изменений в контроле качества обучения и направлены на то, чтобы построить надежную и объективную оценочную систему на всех уровнях образования. Оценивание позволяет решать несколько задач: во-первых, совершенствовать содержание обучения, во-вторых, обеспечивать необходимую обратную связь между процессом обучения, обучающими и обучающимися. Оно дает возможность обучающимся сознательно подходить к процессу обучения и придает им уверенность в получении качественного образования.

При разработке процедур и методов оценивания следует исходить из его важности как механизма управления процессом обучения. Традиционное оценивание показало недостаточную эффективность. Как известно,  оцениванию подвергались те параметры, которые можно было легко выявить, а именно, материал, который требовал запоминания или же умения низкого уровня. Проводимое оценивание не могло не влиять на процесс обучения и часто приводило к тому, что, успешно сдавая экзамены, обучающиеся, тем не менее, не имели адекватного понятия о предмете изучения. Переосмысление традиционной практики выявило необходимость повышения надежности и объективности, установления связи между обучением и оценкой, когда  каждый факт оценивания представляет важность для процесса обучения, поскольку он указывает обучающимся на то, чего они достигли и что следует изучать, как это нужно делать. И в этой связи современное оценивание получило новое осмысление.

Большую роль в развертывании ОСОКО сыграли сравнительные исследования качества образования на международном уровне, проводимые Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA математического и естественнонаучного образования TIMSS (англ. TIMSS — Trends in Mathematics and Science Study); службой тестирования в области образования (ETS – Educational Testing Service, США); Канадским центром статистики (Statistics Canada), Секретариатом Международной ассоциации по оценке образовательных достижений (IEA, Нидерланды), Центром обработки данных Международной ассоциации по оценке образовательных достижений (DPC IEA – Data Processing Center IEA, Германия) и др.

Тесты для международных исследований разрабатываются на основе следующих принципов: адекватный охват проверяемого содержания и видов учебно-познавательной деятельности; максимальное соответствие содержания изучаемому материалу; значимость проверяемого содержания с точки зрения развития предметного содержания; соответствие возрастным особенностям обучающихся и стадиям их обучения; соответствие требованиям, предъявляемым к массовым исследованиям. В качестве основы разработки инструментария для таких исследований  используются подходы к формированию стандартизированных тестов с учетом требований теории и практики педагогических измерений [4].

При разработке современного инструментария следует руководствоваться рядом педагогических принципов:

- соответствие содержания измерителя целям тестирования;

-  определение значимости проверяемых знаний;

- взаимосвязи содержания и формы;

- содержательная правильность тестовых заданий;

- репрезентативность содержания учебной дисциплины в содержании теста;

- соответствие содержания теста уровню современного состояния науки;

- комплексность и сбалансированность содержания тес­та;

 - системность и вариативность содержания;

- одинаковость уровней трудности различных вариантов теста.

Также важно учитывать подходы к интерпретации результатов педагогических измерений [5]. Интерпретация баллов испытуемых может носить различный характер в зависимости от того, каким способом сравниваются их результаты: критериально-ориентированным или нормативно-ориентированным. В нормативно-ориентированном подходе определяется место результата каждого испытуемого по отношению к результатам других. В критериально-ориентированном подходе информация, полученная при тестировании, позволяет установить освоенные разделы учебного курса или виды учебной деятельности, выявить проблемы и пробелы в усвоении. Соответственно этим двум подходам к интерпретации результатов тестирования выстраиваются и два подхода к созданию педагогических тестов.

Наиболее общая классификация тестов позволяет разделить их на две неравные группы: стандартизованные тесты, обладающие нормами выполнения, и не стандартизованные тесты, которых значительно больше, поскольку их делает каждый педагог для использования в повседневном учебном процессе. Не стандартизованные тесты нередко называют авторскими. Результаты таких тестирований не могут быть сопоставимыми по различным выборкам обучающихся и не дают адекватного представления о подготовленности испытуемых. Поэтому в последнее время приоритет отдается стандартизированным тестовым материалам, прошедшим апробацию и имеющим психометрические характеристики. Именно такие тестовые материалы позволяют делать надежные заключения об уровне подготовленности испытуемых и качестве их обучения.