Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

МОДЕРНИЗАЦИЯ ТРАДИЦИОННОГО УКЛАДА И БЫТА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ ЭТНОСОВ СЕЛА КОНДОН В XX – НАЧАЛЕ XXI ВВ.

Дементьева В.В. 1 Ахметова А.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет»
В данной статье рассматривается процесс модернизации традиционного уклада и быта коренных малочисленных народов, проживающих на территории нанайского села Кондон. Проанализированы основные изменения в жизни аборигенов: жилище, питание, образование, медицина и пр. Социалистическая модернизация повлияла на все стороны жизни жителей села Кондон, преимущественно положительно. На современном этапе произошли перемены, значительно улучшившие жизнь нанайцев. Наиболее важные трансформации произошли в сфере образования и воспитания коренных малочисленных этносов Кондона, коренным образом изменившие их жизнь. Статья основана на применении концепции модернизации и ее локального варианта социалистической модернизации малочисленных народов в региональном разрезе. Показаны основные элементы региональной модели трансформации традиционного уклада и быта нанайцев села Кондон.
модернизация
традиционный уклад
быт аборигенов
кондон
образование
здравоохранение
1. Альчека Л.Н. Материалы экскурсии по музею. - Кондон: Национальный этнографический музей сельского поселения "Село Кондон". 2006. - 48 с.
2. Архивный отдел администрации Солнечного района. Ф. 13. Оп. 1. Д. 6. Лл. 3-5
3. Бобышев С.В., Ахметова А.В. Коренные малочисленные народы Дальнего Востока на завершающем этапе социалистической модернизации (середина 50-х - середина 80-х гг. XX века) : монография / С. В. Бобышев, А. В. Ахметова. - Хабаровск : ГОУ ВПО "Дальневосточный гос. ун-т путей сообщ.", 2008. - 130 с.
4. Гореликов А.И. Экономическая модернизация традиционного уклада коренных народов Дальнего Востока / А.И. Гореликов // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2008. - Вып.4.Ч.1 - С. 201-208
5. Домашний быт нанайцев // Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуры. URL: http://lib7.com/narody-sibiri/1707-domashnij-byt-nanajtsev.html (дата обращения 18.07.2016)
6. Жилища северных народов // Дом без фундамента. URL: http://busega.jimdo.com (дата обращения 20.05.2016)
7. Зуев В.Ф. Солнечный район (1977 - 2007). Хабаровский край / В.Ф. Зуев. - Хабаровск : Кн. из-во, 2007. - 224 с.
8. Зуев В.Ф. Сэкэну / В.Ф. Зуев. - Комсомольск-на-Амуре: Агора, 2013. - 90 с.
9. Зуев В.Ф. "Сикау-Покто" (Новый путь) / В.Ф. Зуев. - Комсомольск-на-Амуре : Агора. 2013. - 50 с.
10. Национальная культура нуждается в поддержке // Солнечный меридиан. - 2016. - № 15. - С.3.

Кондон – это единственное национальное село, расположенное на территории Солнечного района Хабаровского края, которое борется за сохранение своего историко-культурного наследия. Жители села, являющиеся исконными представителями коренного малочисленного народа - нанайцев, стараются передавать из поколения в поколение основы традиционного уклада и быта своих предков. Но на протяжении XX в. жизнь села Кондон менялась. Модернизации подверглись быт, материальное благосостояние и медицинское обслуживание. Все эти перемены в жизни коренных малочисленных народов Солнечного района улучшили состояние национального села.

Модернизация – это исторический процесс перехода от традиционного аграрного общества к современному индустриальному [3]. Модернизация традиционного уклада аборигенных хозяйств при активном взаимодействии с государством прошла несколько этапов. Изучение этого процесса позволяет точнее охарактеризовать особенности каждого из периодов коллективизации в среде этносов и постепенного развития экономики Дальнего Востока [4].

Изменение традиционного образа жизни нанайцев, прежде всего, начинается с быта, особенно в советский период: менялся сам поселок, уклад жизни и отношение к образованию. Раньше нанайцы строили яранги, которые представляли собой деревянный каркас с коническим куполом. Яранга состояла из чоттагина (холодная часть жилья) и полога (теплый шатер из оленьей шкуры с жировой лампой). Вторая часть жилища служила спальней комнатой [6].

Сейчас в Национальном этнографическом музее села Кондон хранится реконструкция традиционного жилища нанайцев. Этот дом делали с тонкими стенами и крышей, которые обмазывали глиной, не было потолка и деревянного настила на полу. Обогревались они теплыми лежанками, под которыми проходил горячий воздух и дым от очага, а освещалось помещение фитилём, плававшим в каменной чаше с жиром. Зимой здесь было холодно и сыро, летом душно и пыльно, поэтому с наступлением теплых весенних дней люди переселялись в берестяные жилища [1, c.13].

В 1950-1970-х гг. нанайцы, под влиянием русских, стали строить бревенчатые рубленые дома. В отличие от глинобитного дома строили 2 очага, от них вдоль периметра из камней сооружали шириной до полутора метров плоский дымоход. На нём стелили циновки из камыша, а поверх – постельные принадлежности, что служило спальным местом. Маленькие груднички и дети до 2-3 лет спали в люльках, подвешенные к потолку [1, c. 2, 3].

Одновременно с переменами в бытовой жизни нанайцев при советской власти произошли изменения и в образовательной системе. К примеру, 1 декабря 1930 г. построили детский сад в селе Кондон работники Горюно-Амурской Красной Юрты, которой управляла А.П. Путинцева. В детсад ходили сначала 7 детей, а к середине декабря количество увеличилось до 13. При советской власти во время Великой Отечественной войны и послевоенные годы набор в детском саду вырос во много раз, потому что родители работали в колхозах. В помощники воспитателям на время каникул принимали девочек-подростков, которые работали нянечками. В их обязанности входило: проводить уборку помещений, помогать воспитателю одевать и раздевать детей, меняет бельё, приносить и раздавать пищу. С 1985 года заведующей являлась Светлана Октябрьевна Самар и по настоящее время. В 2005 г. детский сад переехал в новое, лучшее помещение. В нём теперь есть просторные помещения: музыкальный и спортивный зал, 3 комнаты для младшей, средней и старшей групп, большая игровая [7, с. 146].

Если рассматривать среднее образование в селе Кондон, то первая школа была открыта при церкви в 1892 г., которая называлась «Горинская туземная миссионерская одноклассная школа по изучению молитв». Детям преподавали помимо закона Божьего, нанайскую и русскую грамматику, математику, историю, географию и литературу. В церкви было четыре классные комнаты, кабинет директора, учительская, оборудование, парты, доски, стулья, учительские столы и библиотека [8, c. 54-57]. В 70-х гг. XIX в. была открыта смешанная трехклассная церковно-приходская школа миссионером А. Протодъяконовым. После пожара Прокопий Протодъяконов к 1891 г. воссоздал церковь и школу. В связи с переменами в жизни кондонцев, в 1902 г. в Кондоне была построено отдельная деревянная школа и учительский дом, а в 1962 г. – кирпичную школу. На протяжении XX в. количество лет обучения со временем увеличивался. С 1918 г. по 1935 г. дети могли отучиться только 3 или 4 класса, с 1935 г. по 1961 г. окончить семилетнюю школу, а с 1962 г. – восьмилетнюю. В 1990 г. школа приобрела статус средней общеобразовательной школы, а в 2008 г. была построена новая современная школа с качественным оборудованием [8, c. 58-60].

Структура питания играет очень важную роль в жизни нанайского народа. Рыба – это главный продукт. В начале XX в. люди в основном занимались своими основными занятиями – это охота и рыболовство. Жизнь нанайцев зависела от удачной путины. Достаточные запасы юколы, заготовленные летом, обеспечивали жизнь людям безбедное существование зимой. Также они занимались огородничеством, выращивая необходимые овощи для пропитания [1, c. 11, 14]. Пищевой режим зажиточных нанайцев отличался от питания бедноты обилием и разнообразием продуктов. Излишек продуктов у богатых нанайцев давал им возможность эксплуатировать бедноту. Известны были случаи, когда бедняк продавал в голодные годы в рабство своего ребенка богатому нанайцу за несколько фунтов пшена [7, c. 147].

Люди, работая в колхозе «Сикау-Покто», зарабатывали себе на жизнь. Но и там не было стабильности. Например, в 1968-1972 гг. не выполнялся план по рыбодобыче и охотпушнине. Артель задолжала государству 800 тыс. руб. Но в 1974-1982 гг. колхоз встал на ноги и перевыполнил годовую норму [9, с. 8, 9]. В протоколах заседаний правления колхоза за 1950-1958 гг. отмечалось, что «члены колхоза «Сикау-Покто» не могли вести хозяйство с полной отдачей сил. Когда подходил сезон охоты или ловли рыбы – не хватало сил на сельское хозяйство» [2].

Достаточно важным направлением модернизации традиционного быта является медицинское обслуживание, которое повлияло на сохранение и выживание нанайцев как отдельного коренного малочисленного народа. До середины XX в. в Кондоне не было лечебного учреждения. В небольшом национальном селе в 1960 г. была построена врачебная амбулатория, в которой жителям могут оказать хотя бы первую медицинскую помощь. Заведующим является до настоящего времени врач-стоматолог Владимир Викторович Самар. Как прекрасный специалист, он пользуется известностью за пределами Солнечного района. К нему на прием приезжают из близлежащих сел и даже из г. Хабаровска. Врачом-терапевтом является Сергей Евгеньевич Самар, но и если нужно исполняет обязанности хирурга и врача скорой помощи [7, c. 147]. Как было сказано на общественном обсуждении государственной программы Хабаровского края «Развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае», «в таких маленьких селах несовременное обслуживание и не хватает специалистов для развития этой сферы» [10, c. 3].

Изучив различные стороны жизни нанайского народа, мы рассмотрели, как изменялась их жизнь в советские годы. По словам Владимира Спартаковича Самара, главы сельского поселения «Село Кондон», с приходом русских несколько раз коренным образом изменялся традиционный уклад жизни и образование, что предполагало приспособление к новым правилам и образу жизни. В сфере медицинского обслуживания нехватка специалистов и оборудования повышала смертность в национальном селе Кондон. Как выяснилось, на жизни жителей села очень пагубно сказывались изменившиеся обстоятельства колхоза «Сикау-Покто» по причине невыполнения планов по рыбодобыче и охотпушнине из-за огромного на тот момент долга государству [7, с.143]. Всё это говорит о том, что модернизация традиционного уклада и быта коренных малочисленных этносов села Кондон в XX – начале XXI вв. повлияла на их жизнь коренным образом.

Но изменения к лучшей жизни, которые происходили и происходят по настоящее время на протяжении всей истории села Кондон, заслужили кондонские нанайцы, потому что они очень трудолюбивый и добросовестный народ. Они готовы трудиться на благо своей нации, которая является малочисленной. А мы должны их уважать и помогать сохранять их традиционный уклад, ведь мы – пришлый народ на территории Солнечного района.


Библиографическая ссылка

Дементьева В.В., Ахметова А.В. МОДЕРНИЗАЦИЯ ТРАДИЦИОННОГО УКЛАДА И БЫТА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ ЭТНОСОВ СЕЛА КОНДОН В XX – НАЧАЛЕ XXI ВВ. // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16627 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674