Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

MODERNIZATION OF THE TRADITIONAL WAY OF LIFE OF THE INDIGENOUS PEOPLE CONDON VILLAGE IN XX - BEGINNING OF XXI CENTURIES.

Dementeva V.V. 1 Akhmetova A.V. 1
1 Komsomolsk-na-Amure State Technical University
This article discusses the process of modernization and the traditional way of life of indigenous peoples living in the Nanai village Condon. Analyzed the major changes in Aboriginal life. Housing, food, education, medicine, etc. The socialist modernization has affected all aspects of life of the inhabitants of the village of Condon, mostly positive. At the present stage there was a change, greatly improve the life of Nanai. The most important transformation took place in the field of education and training of Indigenous ethnic groups Condon, radically changed their lives. The article is based on the application of the concept of modernization and its local variant of the socialist modernization of indigenous peoples in the regional context. The basic elements of the regional model of the transformation of the traditional way of life and Nanai Condon village.
modernization
the traditional way
the life of aboriginal people
condon
education
health

Кондон – это единственное национальное село, расположенное на территории Солнечного района Хабаровского края, которое борется за сохранение своего историко-культурного наследия. Жители села, являющиеся исконными представителями коренного малочисленного народа - нанайцев, стараются передавать из поколения в поколение основы традиционного уклада и быта своих предков. Но на протяжении XX в. жизнь села Кондон менялась. Модернизации подверглись быт, материальное благосостояние и медицинское обслуживание. Все эти перемены в жизни коренных малочисленных народов Солнечного района улучшили состояние национального села.

Модернизация – это исторический процесс перехода от традиционного аграрного общества к современному индустриальному [3]. Модернизация традиционного уклада аборигенных хозяйств при активном взаимодействии с государством прошла несколько этапов. Изучение этого процесса позволяет точнее охарактеризовать особенности каждого из периодов коллективизации в среде этносов и постепенного развития экономики Дальнего Востока [4].

Изменение традиционного образа жизни нанайцев, прежде всего, начинается с быта, особенно в советский период: менялся сам поселок, уклад жизни и отношение к образованию. Раньше нанайцы строили яранги, которые представляли собой деревянный каркас с коническим куполом. Яранга состояла из чоттагина (холодная часть жилья) и полога (теплый шатер из оленьей шкуры с жировой лампой). Вторая часть жилища служила спальней комнатой [6].

Сейчас в Национальном этнографическом музее села Кондон хранится реконструкция традиционного жилища нанайцев. Этот дом делали с тонкими стенами и крышей, которые обмазывали глиной, не было потолка и деревянного настила на полу. Обогревались они теплыми лежанками, под которыми проходил горячий воздух и дым от очага, а освещалось помещение фитилём, плававшим в каменной чаше с жиром. Зимой здесь было холодно и сыро, летом душно и пыльно, поэтому с наступлением теплых весенних дней люди переселялись в берестяные жилища [1, c.13].

В 1950-1970-х гг. нанайцы, под влиянием русских, стали строить бревенчатые рубленые дома. В отличие от глинобитного дома строили 2 очага, от них вдоль периметра из камней сооружали шириной до полутора метров плоский дымоход. На нём стелили циновки из камыша, а поверх – постельные принадлежности, что служило спальным местом. Маленькие груднички и дети до 2-3 лет спали в люльках, подвешенные к потолку [1, c. 2, 3].

Одновременно с переменами в бытовой жизни нанайцев при советской власти произошли изменения и в образовательной системе. К примеру, 1 декабря 1930 г. построили детский сад в селе Кондон работники Горюно-Амурской Красной Юрты, которой управляла А.П. Путинцева. В детсад ходили сначала 7 детей, а к середине декабря количество увеличилось до 13. При советской власти во время Великой Отечественной войны и послевоенные годы набор в детском саду вырос во много раз, потому что родители работали в колхозах. В помощники воспитателям на время каникул принимали девочек-подростков, которые работали нянечками. В их обязанности входило: проводить уборку помещений, помогать воспитателю одевать и раздевать детей, меняет бельё, приносить и раздавать пищу. С 1985 года заведующей являлась Светлана Октябрьевна Самар и по настоящее время. В 2005 г. детский сад переехал в новое, лучшее помещение. В нём теперь есть просторные помещения: музыкальный и спортивный зал, 3 комнаты для младшей, средней и старшей групп, большая игровая [7, с. 146].

Если рассматривать среднее образование в селе Кондон, то первая школа была открыта при церкви в 1892 г., которая называлась «Горинская туземная миссионерская одноклассная школа по изучению молитв». Детям преподавали помимо закона Божьего, нанайскую и русскую грамматику, математику, историю, географию и литературу. В церкви было четыре классные комнаты, кабинет директора, учительская, оборудование, парты, доски, стулья, учительские столы и библиотека [8, c. 54-57]. В 70-х гг. XIX в. была открыта смешанная трехклассная церковно-приходская школа миссионером А. Протодъяконовым. После пожара Прокопий Протодъяконов к 1891 г. воссоздал церковь и школу. В связи с переменами в жизни кондонцев, в 1902 г. в Кондоне была построено отдельная деревянная школа и учительский дом, а в 1962 г. – кирпичную школу. На протяжении XX в. количество лет обучения со временем увеличивался. С 1918 г. по 1935 г. дети могли отучиться только 3 или 4 класса, с 1935 г. по 1961 г. окончить семилетнюю школу, а с 1962 г. – восьмилетнюю. В 1990 г. школа приобрела статус средней общеобразовательной школы, а в 2008 г. была построена новая современная школа с качественным оборудованием [8, c. 58-60].

Структура питания играет очень важную роль в жизни нанайского народа. Рыба – это главный продукт. В начале XX в. люди в основном занимались своими основными занятиями – это охота и рыболовство. Жизнь нанайцев зависела от удачной путины. Достаточные запасы юколы, заготовленные летом, обеспечивали жизнь людям безбедное существование зимой. Также они занимались огородничеством, выращивая необходимые овощи для пропитания [1, c. 11, 14]. Пищевой режим зажиточных нанайцев отличался от питания бедноты обилием и разнообразием продуктов. Излишек продуктов у богатых нанайцев давал им возможность эксплуатировать бедноту. Известны были случаи, когда бедняк продавал в голодные годы в рабство своего ребенка богатому нанайцу за несколько фунтов пшена [7, c. 147].

Люди, работая в колхозе «Сикау-Покто», зарабатывали себе на жизнь. Но и там не было стабильности. Например, в 1968-1972 гг. не выполнялся план по рыбодобыче и охотпушнине. Артель задолжала государству 800 тыс. руб. Но в 1974-1982 гг. колхоз встал на ноги и перевыполнил годовую норму [9, с. 8, 9]. В протоколах заседаний правления колхоза за 1950-1958 гг. отмечалось, что «члены колхоза «Сикау-Покто» не могли вести хозяйство с полной отдачей сил. Когда подходил сезон охоты или ловли рыбы – не хватало сил на сельское хозяйство» [2].

Достаточно важным направлением модернизации традиционного быта является медицинское обслуживание, которое повлияло на сохранение и выживание нанайцев как отдельного коренного малочисленного народа. До середины XX в. в Кондоне не было лечебного учреждения. В небольшом национальном селе в 1960 г. была построена врачебная амбулатория, в которой жителям могут оказать хотя бы первую медицинскую помощь. Заведующим является до настоящего времени врач-стоматолог Владимир Викторович Самар. Как прекрасный специалист, он пользуется известностью за пределами Солнечного района. К нему на прием приезжают из близлежащих сел и даже из г. Хабаровска. Врачом-терапевтом является Сергей Евгеньевич Самар, но и если нужно исполняет обязанности хирурга и врача скорой помощи [7, c. 147]. Как было сказано на общественном обсуждении государственной программы Хабаровского края «Развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае», «в таких маленьких селах несовременное обслуживание и не хватает специалистов для развития этой сферы» [10, c. 3].

Изучив различные стороны жизни нанайского народа, мы рассмотрели, как изменялась их жизнь в советские годы. По словам Владимира Спартаковича Самара, главы сельского поселения «Село Кондон», с приходом русских несколько раз коренным образом изменялся традиционный уклад жизни и образование, что предполагало приспособление к новым правилам и образу жизни. В сфере медицинского обслуживания нехватка специалистов и оборудования повышала смертность в национальном селе Кондон. Как выяснилось, на жизни жителей села очень пагубно сказывались изменившиеся обстоятельства колхоза «Сикау-Покто» по причине невыполнения планов по рыбодобыче и охотпушнине из-за огромного на тот момент долга государству [7, с.143]. Всё это говорит о том, что модернизация традиционного уклада и быта коренных малочисленных этносов села Кондон в XX – начале XXI вв. повлияла на их жизнь коренным образом.

Но изменения к лучшей жизни, которые происходили и происходят по настоящее время на протяжении всей истории села Кондон, заслужили кондонские нанайцы, потому что они очень трудолюбивый и добросовестный народ. Они готовы трудиться на благо своей нации, которая является малочисленной. А мы должны их уважать и помогать сохранять их традиционный уклад, ведь мы – пришлый народ на территории Солнечного района.