Кондон – это единственное национальное село, расположенное на территории Солнечного района Хабаровского края, которое борется за сохранение своего историко-культурного наследия. Жители села, являющиеся исконными представителями коренного малочисленного народа - нанайцев, стараются передавать из поколения в поколение основы традиционного уклада и быта своих предков. Но на протяжении XX в. жизнь села Кондон менялась. Модернизации подверглись быт, материальное благосостояние и медицинское обслуживание. Все эти перемены в жизни коренных малочисленных народов Солнечного района улучшили состояние национального села.
Модернизация – это исторический процесс перехода от традиционного аграрного общества к современному индустриальному [3]. Модернизация традиционного уклада аборигенных хозяйств при активном взаимодействии с государством прошла несколько этапов. Изучение этого процесса позволяет точнее охарактеризовать особенности каждого из периодов коллективизации в среде этносов и постепенного развития экономики Дальнего Востока [4].
Изменение традиционного образа жизни нанайцев, прежде всего, начинается с быта, особенно в советский период: менялся сам поселок, уклад жизни и отношение к образованию. Раньше нанайцы строили яранги, которые представляли собой деревянный каркас с коническим куполом. Яранга состояла из чоттагина (холодная часть жилья) и полога (теплый шатер из оленьей шкуры с жировой лампой). Вторая часть жилища служила спальней комнатой [6].
Сейчас в Национальном этнографическом музее села Кондон хранится реконструкция традиционного жилища нанайцев. Этот дом делали с тонкими стенами и крышей, которые обмазывали глиной, не было потолка и деревянного настила на полу. Обогревались они теплыми лежанками, под которыми проходил горячий воздух и дым от очага, а освещалось помещение фитилём, плававшим в каменной чаше с жиром. Зимой здесь было холодно и сыро, летом душно и пыльно, поэтому с наступлением теплых весенних дней люди переселялись в берестяные жилища [1, c.13].
В 1950-1970-х гг. нанайцы, под влиянием русских, стали строить бревенчатые рубленые дома. В отличие от глинобитного дома строили 2 очага, от них вдоль периметра из камней сооружали шириной до полутора метров плоский дымоход. На нём стелили циновки из камыша, а поверх – постельные принадлежности, что служило спальным местом. Маленькие груднички и дети до 2-3 лет спали в люльках, подвешенные к потолку [1, c. 2, 3].
Одновременно с переменами в бытовой жизни нанайцев при советской власти произошли изменения и в образовательной системе. К примеру, 1 декабря 1930 г. построили детский сад в селе Кондон работники Горюно-Амурской Красной Юрты, которой управляла А.П. Путинцева. В детсад ходили сначала 7 детей, а к середине декабря количество увеличилось до 13. При советской власти во время Великой Отечественной войны и послевоенные годы набор в детском саду вырос во много раз, потому что родители работали в колхозах. В помощники воспитателям на время каникул принимали девочек-подростков, которые работали нянечками. В их обязанности входило: проводить уборку помещений, помогать воспитателю одевать и раздевать детей, меняет бельё, приносить и раздавать пищу. С 1985 года заведующей являлась Светлана Октябрьевна Самар и по настоящее время. В 2005 г. детский сад переехал в новое, лучшее помещение. В нём теперь есть просторные помещения: музыкальный и спортивный зал, 3 комнаты для младшей, средней и старшей групп, большая игровая [7, с. 146].
Если рассматривать среднее образование в селе Кондон, то первая школа была открыта при церкви в 1892 г., которая называлась «Горинская туземная миссионерская одноклассная школа по изучению молитв». Детям преподавали помимо закона Божьего, нанайскую и русскую грамматику, математику, историю, географию и литературу. В церкви было четыре классные комнаты, кабинет директора, учительская, оборудование, парты, доски, стулья, учительские столы и библиотека [8, c. 54-57]. В 70-х гг. XIX в. была открыта смешанная трехклассная церковно-приходская школа миссионером А. Протодъяконовым. После пожара Прокопий Протодъяконов к 1891 г. воссоздал церковь и школу. В связи с переменами в жизни кондонцев, в 1902 г. в Кондоне была построено отдельная деревянная школа и учительский дом, а в 1962 г. – кирпичную школу. На протяжении XX в. количество лет обучения со временем увеличивался. С 1918 г. по 1935 г. дети могли отучиться только 3 или 4 класса, с 1935 г. по 1961 г. окончить семилетнюю школу, а с 1962 г. – восьмилетнюю. В 1990 г. школа приобрела статус средней общеобразовательной школы, а в 2008 г. была построена новая современная школа с качественным оборудованием [8, c. 58-60].
Структура питания играет очень важную роль в жизни нанайского народа. Рыба – это главный продукт. В начале XX в. люди в основном занимались своими основными занятиями – это охота и рыболовство. Жизнь нанайцев зависела от удачной путины. Достаточные запасы юколы, заготовленные летом, обеспечивали жизнь людям безбедное существование зимой. Также они занимались огородничеством, выращивая необходимые овощи для пропитания [1, c. 11, 14]. Пищевой режим зажиточных нанайцев отличался от питания бедноты обилием и разнообразием продуктов. Излишек продуктов у богатых нанайцев давал им возможность эксплуатировать бедноту. Известны были случаи, когда бедняк продавал в голодные годы в рабство своего ребенка богатому нанайцу за несколько фунтов пшена [7, c. 147].
Люди, работая в колхозе «Сикау-Покто», зарабатывали себе на жизнь. Но и там не было стабильности. Например, в 1968-1972 гг. не выполнялся план по рыбодобыче и охотпушнине. Артель задолжала государству 800 тыс. руб. Но в 1974-1982 гг. колхоз встал на ноги и перевыполнил годовую норму [9, с. 8, 9]. В протоколах заседаний правления колхоза за 1950-1958 гг. отмечалось, что «члены колхоза «Сикау-Покто» не могли вести хозяйство с полной отдачей сил. Когда подходил сезон охоты или ловли рыбы – не хватало сил на сельское хозяйство» [2].
Достаточно важным направлением модернизации традиционного быта является медицинское обслуживание, которое повлияло на сохранение и выживание нанайцев как отдельного коренного малочисленного народа. До середины XX в. в Кондоне не было лечебного учреждения. В небольшом национальном селе в 1960 г. была построена врачебная амбулатория, в которой жителям могут оказать хотя бы первую медицинскую помощь. Заведующим является до настоящего времени врач-стоматолог Владимир Викторович Самар. Как прекрасный специалист, он пользуется известностью за пределами Солнечного района. К нему на прием приезжают из близлежащих сел и даже из г. Хабаровска. Врачом-терапевтом является Сергей Евгеньевич Самар, но и если нужно исполняет обязанности хирурга и врача скорой помощи [7, c. 147]. Как было сказано на общественном обсуждении государственной программы Хабаровского края «Развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае», «в таких маленьких селах несовременное обслуживание и не хватает специалистов для развития этой сферы» [10, c. 3].
Изучив различные стороны жизни нанайского народа, мы рассмотрели, как изменялась их жизнь в советские годы. По словам Владимира Спартаковича Самара, главы сельского поселения «Село Кондон», с приходом русских несколько раз коренным образом изменялся традиционный уклад жизни и образование, что предполагало приспособление к новым правилам и образу жизни. В сфере медицинского обслуживания нехватка специалистов и оборудования повышала смертность в национальном селе Кондон. Как выяснилось, на жизни жителей села очень пагубно сказывались изменившиеся обстоятельства колхоза «Сикау-Покто» по причине невыполнения планов по рыбодобыче и охотпушнине из-за огромного на тот момент долга государству [7, с.143]. Всё это говорит о том, что модернизация традиционного уклада и быта коренных малочисленных этносов села Кондон в XX – начале XXI вв. повлияла на их жизнь коренным образом.
Но изменения к лучшей жизни, которые происходили и происходят по настоящее время на протяжении всей истории села Кондон, заслужили кондонские нанайцы, потому что они очень трудолюбивый и добросовестный народ. Они готовы трудиться на благо своей нации, которая является малочисленной. А мы должны их уважать и помогать сохранять их традиционный уклад, ведь мы – пришлый народ на территории Солнечного района.