Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

К ВОПРОСУ ОБ ЭКОЛОГИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

Сезенцева Е.В. 1 Евдокимова Е.К. 1
1 Кемеровский государственный университет
1. Государственный доклад о состоянии окуружающей среды Российской Федерации в 2014 году [электронный ресурс] – режим доступа: http://ecogosdoklad.ru/2014/wwwWaste1_1.aspx (дата обращения 18.01.2016).
2. Громов, В.В., Малинина, Т.А. Перспективы экологизации налоговой системы Российской Федерации [текст] / В.В. Громов, Т.А. Малинина. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. – 84 с. – (Научные доклады: налоги).
3. Кириенко, А.П. Использование налоговых льгот в регулировании состояния окружающей среды [электронный ресурс] – режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-nalogovyh-lgot-v-regulirovanii-sostoyaniya-okruzhayuschey-sredy-zarubezhnyy-opyt-i-perspektivy-v-rossii (дата обращения: 07.01.2016).
4. Курс лекций по дисциплине «Экономика природопользования» [электронный ресурс] – режим доступа: http://studme.org/1584072016756/ekologiya/ekonomika_prirodopolzovaniya (дата обращения 17.01.2016)
5. Федеральная служба государственной статистики [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/environment/# (дата обращения: 20.12.2015).
6. Ялбуганов, А.А. Экологическая функция налогообложения: вопросы правового регулирования [электронный ресурс] – режим доступа: http://pandia.ru/text/79/094/222.php (дата обращения 17.01.2016).

На сегодняшний день состояние окружающей среды находится под угрозой. Развитие промышленного производства, в том числе экологически вредного, имеет следствием ухудшение качества окружающей среды, усиление загрязняющего воздействия на атмосферный воздух, водные ресурсы и иные природные объекты.

Крупные заводы выбрасывают большое количество пепла и пыли в окружающую среду, химические комбинаты загрязняют воды рек и озёр. Объём отходов в 2012 году увеличился на 60 % по сравнению с 2005 годом и составил 5 млрд т. [5], в 2014 г. общий объем отходов – 5168,3 млн.т [1].

В погоне за лучшим комфортом, человек расходует слишком много природных ресурсов. Поэтому высокие стандарты жизни и качество экологии – это несовместимые цели развития общества.

Игнорирование экологических аспектов привело к тому, что сегодня ограниченность природных благ становится критическим фактором, сдерживающим возможности дальнейшего развития, и может привести к краху социально-экономической системы. Усиление отрицательных тенденций в области экологии не компенсируется действующими механизмами экологической политики. Сложившаяся ситуация свидетельствует о невысокой «экологической эффективность» законодательства о налогах и сборах и природоресурсного законодательства.

Поэтому большое значение имеет разработка путей, с помощью которых можно было бы воздействовать на негативные тенденции. И одним из направлений реализации экологической политики является совершенствование налоговой системы.

Западные экономисты характеризуют налоговую систему России как «неэкологичную». В общей сумме поступления за загрязнение окружающей среды в 2014 году составили 13 % от общего объёма доходов. При этом большую их часть занимает налог на добычу полезных ископаемых [3].

Меры по охране окружающей среды, которые установлены действующим российским законодательством, не обеспечены эффективными механизмами реализации. Так, существующие экологические платежи в форме платы за негативное воздействие на окружающую среду взимаются в размерах, которые не достаточны ни для финансирования государственных программ по охране окружающей среды, ни для стимулирования отказа от существующих технологий и внедрения экологически безопасного производства на предприятиях. Кроме того, неразрешенность вопроса о правовом статусе платежей за негативное воздействие на окружающую среду в течение длительного времени приводит к многочисленным судебным спорам [6].

В 1960 году известный экономист А.Пигу выдвинул теорию экстернальных, или внешних, издержек. Внешние эффекты могут быль как положительными, так и отрицательными. Первые представляют собой распространение экологически чистых технологий, а отрицательные эффекты представляют загрязнение окружающей среды [2]. Поэтому величина налогов определяется на условиях равенства предельного социального ущерба от вредных выбросов предельным социальным затратам на их снижение [3].

С помощью такого рычага, как изменение цен на товары, налоги способны изменить поведение производителей и потребителей. Они стимулируют производителей уменьшать вредные выбросы до того момента, когда предельные издержки будут равны налогу, а потребителю налоги посылают «ценовой сигнал» о том, какие товары экологически чистые.

Экологические налоги способствуют решению двух задач. Они призваны, во-первых, сделать стоимость продукции более адекватной затратам и ущербам, наносимым окружающей среде, а во-вторых, должны способствовать компенсации экологического ущерба самим загрязнителем.

Экологические налоги способны рационализировать процесс природопользования, повысить эффективность использования природных ресурсов и стимулировать бережное отношение к окружающей среде. Использование экологических налогов как косвенного метода экономического регулирования основано на принципе «загрязнитель платит».

К примеру, в Великобритании постоянно увеличивали акцизные сборы на этилированный бензин, чтобы потребители отдавали предпочтение неэтилированному бензину. Тем самым выбросы свинца от выхлопных газов снизились на 70 % [3].

Товаропроизводители не всегда заинтересованы в защите окружающей среды. Они не могут производить больший объём продукции с меньшими издержками, если будут затрачивать средства на охрану окружающей среды. Поэтому необходимо предусмотреть систему налоговых льгот.

Налоговые льготы побуждают производителей к изменению технологического процесса в пользу экологичности производства.

Например, в Германии применяются пониженные ставки налога для предприятий, использующих установки совместной выработки тепла и энергии (когенерации). А в США автомобили с электрическим двигателем вовсе не облагаются налогом. [3]

Международный совет по чистому транспорту (ICCT) в октябре 2014 года провёл исследование, которое показало, что выбросы NOx современных дизельных двигателей превышают нормы Евро-6 в среднем в 7 раз. Вместо установленных нормой 80 мг/км, новые автомобили выбрасывают в атмосферу 560 мг/км оксидов азота.

В исследовании приняли 15 легковых автомобилей шести производителей. Все автомобили соответствовали нормам Евро-6 и были оснащены всеми системами очистки отработанных газов: селективного каталитического восстановления (SCR), рециркуляции выхлопных газов (EGR) или каталитическим нейтрализатором. Сотрудники международного совета пришли к выводу, что все автомобили имеют различный уровень выбросов. Это свидетельствует о том, что не все автопроизводители используют технологии очистки выхлопных газов. Поэтому необходима новая система сертификации автомобилей. К примеру, с 2017 года Европейская комиссия обязует автопроизводителей проводить дорожные испытания с использованием портативных систем измерения выбросов (PEMS).

Таким образом, помимо выполнения фискальной функции, налоги имеют значительный потенциал экономического регулирования, в том числе и в сфере экологии. При этом налоги в отличие от прямых запретов и ограничений оказывают на налогоплательщиков косвенное воздействие стимулирующего характера.

Развитие российской налоговой системы должно проводиться в направлении ее экологизации. Экологическим налогам характерны следующие черты: устойчивость к коррупционным соглашениям, гибкость, фискальные возможности, воздействие на потребление, прозрачность и ценовая предсказуемость [2].

К перспективным направлениям экологизации действующего налогового законодательства относятся: введение экологических налогов на выпуск и оборот на рынке продукции, нежелательной с экологической точки зрения; установление налоговых льгот временного характера на период строительства очистных сооружений и постоянных налоговых льгот для развития производства экологически чистой продукции и услуг; уменьшение налога на прибыль в случае проведения эффективной природоохранной деятельности.

С технологической точки зрения, возможно применение пониженных налогов для ресурсосберегающих и малоотходных технологий. А техногенные и природоемкие производства и технологии должны облагаться повышенными налогами. С позиции регионального аспекта система налогообложения в регионах с напряженной экологической ситуацией должна быть «мягче» по сравнению с экологически благополучными районами для всех видов деятельности, связанных с реабилитацией территории. [4]

В целом, посредством «экологизации» налоговой системы возможно создание условий для активизации инвестиционной деятельности, структурной перестройки экономики в пользу производства продукции конечного потребления, развития наукоемких, экологически чистых технологий. В конечном итоге повысится уровень благосостояния населения, возрастут экологические потребности общества и, одновременно, возможности их удовлетворения.


Библиографическая ссылка

Сезенцева Е.В., Евдокимова Е.К. К ВОПРОСУ ОБ ЭКОЛОГИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 4-4. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16443 (дата обращения: 27.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674