Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Ежеманская А.В. 1 Ежеманская С.Н. 1
1 Сибирский федеральный университет
1. Серенков, П.С. Реинжиниринг бизнес процессов и менеджмент качества как части одного целого / П.С. Серенков, А.Г. Курьян // Новости. Стандартизация и сертификация. – Минск, 2002. – № 6.
2. David Vaskevich. Client\ Server Strategies. A Survival Guide For Corporate Reengineers. 2nd edition,\ IDG Books Worldwide, 1995.
3. Миронов М.Г. Управление качеством. – М.: Проспект, 2006.
4. Шапот М. Реинжиниринг бизнес-процессов и информационные технологии / М. Шапот, Э.В. Попов // Открытые системы. – 1996. – № 01.

Проблема повышения качества продукции актуальна для любого предприятия, в том числе и для предприятий малого и среднего бизнеса. В лучшем положении оказываются те предприятия, которые могут обеспечить не только наивысшую производительность труда, но и высокое качество, новизну и конкурентоспособность продукции.

Для предприятий малого бизнеса неэффективность системы менеджмента качества (СМК) обусловлена несколькими причинами.

Во-первых, руководители и организаторы предприятий малого бизнеса недостаточно компетентны в области управления качеством.

Вторая причина связана с небольшой численностью персонала на таких предприятиях и невозможностью создания функциональной структуры управления организацией, в том числе и качеством, а СМК в первую очередь предполагает наличие комплекса внутреннего устройства организации и распределение ответственности и полномочий между отдельными функциональными структурными подразделениями.

Еще одна причина связана с тем, что для эффективной разработки СМК недостаточно привлеченных специалистов, так как они недостаточно хорошо знают процессы и специфику производства, а своих квалифицированных в области управления качеством специалистов нет.

При переходе из малого бизнеса в средний, наряду с расширением перспектив и возможностей, возникают и новые сложности и проблемы, и одна из них – внедрение системы менеджмента качества.

СМК можно рассматривать как комплекс необходимого организационного устройства для управления качеством, распределения ответственности и полномочий, процедур, процессов и ресурсов, необходимых для достижения поставленных руководством целей. ИСО 9001:2000 признан в мире как основной стандарт, в соответствии с которым СМК сертифицируются.

Основной причиной, побуждающей организацию внедрять и сертифицировать СМК, являются желание повысить свою конкурентоспособность, так как многие заказчики – потребители продукции (услуг) предпочитают взаимодействовать с организациями, имеющими СМК, проверенную независимым органом по сертификации.

В качестве первого шага при организации СМК на малом предприятии можно рекомендовать обучение руководства и персонала современным методам управления качеством.

Еще одним важным этапом является анализ существующей документации на ее адекватность СМК. При разработке и внедрении регламентирующей и регистрационно-учетной документации целесообразно соблюдать следующий принцип: если процедура важна, и ее необходимо строго выполнять в соответствии с установленным порядком, то она должна быть документирована.

Кроме того, при расширении производства возникает потребность введения в организационную структуру предприятия специализированного структурного подразделения, занимающегося проблемами качества.

Таким образом, переход из малого бизнеса в средний часто влечет за собой реинжиниринг бизнес-процессов предприятия как системный подход по улучшению деятельности организации в целом и в управлении качеством в частности.

Несмотря на наличие ряда проблем и ограниченность ресурсов, при правильной организации и четком планировании всех процессов результаты реинжиниринга оправдывают финансовые затраты и ожидания. Это достигается за счет повышения удовлетворенности потребителей, более эффективной координации работы, достижения и поддержания соответствующего уровня качества производимой продукции или предоставляемых услуг.


Библиографическая ссылка

Ежеманская А.В., Ежеманская С.Н. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 4-4. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16426 (дата обращения: 26.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674