Проблема повышения качества продукции актуальна для любого предприятия, в том числе и для предприятий малого и среднего бизнеса. В лучшем положении оказываются те предприятия, которые могут обеспечить не только наивысшую производительность труда, но и высокое качество, новизну и конкурентоспособность продукции.
Для предприятий малого бизнеса неэффективность системы менеджмента качества (СМК) обусловлена несколькими причинами.
Во-первых, руководители и организаторы предприятий малого бизнеса недостаточно компетентны в области управления качеством.
Вторая причина связана с небольшой численностью персонала на таких предприятиях и невозможностью создания функциональной структуры управления организацией, в том числе и качеством, а СМК в первую очередь предполагает наличие комплекса внутреннего устройства организации и распределение ответственности и полномочий между отдельными функциональными структурными подразделениями.
Еще одна причина связана с тем, что для эффективной разработки СМК недостаточно привлеченных специалистов, так как они недостаточно хорошо знают процессы и специфику производства, а своих квалифицированных в области управления качеством специалистов нет.
При переходе из малого бизнеса в средний, наряду с расширением перспектив и возможностей, возникают и новые сложности и проблемы, и одна из них – внедрение системы менеджмента качества.
СМК можно рассматривать как комплекс необходимого организационного устройства для управления качеством, распределения ответственности и полномочий, процедур, процессов и ресурсов, необходимых для достижения поставленных руководством целей. ИСО 9001:2000 признан в мире как основной стандарт, в соответствии с которым СМК сертифицируются.
Основной причиной, побуждающей организацию внедрять и сертифицировать СМК, являются желание повысить свою конкурентоспособность, так как многие заказчики – потребители продукции (услуг) предпочитают взаимодействовать с организациями, имеющими СМК, проверенную независимым органом по сертификации.
В качестве первого шага при организации СМК на малом предприятии можно рекомендовать обучение руководства и персонала современным методам управления качеством.
Еще одним важным этапом является анализ существующей документации на ее адекватность СМК. При разработке и внедрении регламентирующей и регистрационно-учетной документации целесообразно соблюдать следующий принцип: если процедура важна, и ее необходимо строго выполнять в соответствии с установленным порядком, то она должна быть документирована.
Кроме того, при расширении производства возникает потребность введения в организационную структуру предприятия специализированного структурного подразделения, занимающегося проблемами качества.
Таким образом, переход из малого бизнеса в средний часто влечет за собой реинжиниринг бизнес-процессов предприятия как системный подход по улучшению деятельности организации в целом и в управлении качеством в частности.
Несмотря на наличие ряда проблем и ограниченность ресурсов, при правильной организации и четком планировании всех процессов результаты реинжиниринга оправдывают финансовые затраты и ожидания. Это достигается за счет повышения удовлетворенности потребителей, более эффективной координации работы, достижения и поддержания соответствующего уровня качества производимой продукции или предоставляемых услуг.