Экономика России за последние десятилетия пережила не один кризис, но кризис, начавшийся в конце 2014, года вводит страну в тяжелую экономическую ситуацию по сравнению с кризисами 90-х годов, когда цены на нефть были куда меньше 30 долларов за баррель.
Основная угроза для российской экономики, как и многие годы до этого, остается цена на природные ресурсы, в первую очередь – нефть. В середине января 2016 года цена на «черное золото» опустилась ниже отметки 30 USD/баррель, что резко отразилось на курсе национальной валюты, в конечном итоге курс доллара перевалил за 80 руб. и вновь установил исторический максимум [1]. Однако все может стать еще хуже, почти двукратный спад цен на нефть 2015 г. вполне может повториться и в 2016 г. Данное суждение нельзя отвергать ввиду недавних изменений в мире. Это снятие санкций с Ирана, выход на торговлю американской сланцевой нефти и многое другое. Для российской экономики крайне важна стабильная и желательно высокая стоимость нефти, но в 2016 году такой исход не виден. На данный момент бюджет РФ составлен с расчетом на цену нефти в районе 50 долларов за баррель, однако текущая тенденция рынка не позволяет реализовать существующий бюджет вплоть до 40 %.
Кроме риска неполучения в казну государства в районе 40 % существуют и риски внутри самого государства. Основной риск идет опять же от самого государства – не желание власти проводить реальную антикризисную политику, проводить реформы для поднятия бизнеса, реформы образования и трудоустройства, что бы хоть как-то устранить отток капитала, в первую очередь отток интеллектуального капитала из страны. Многие экономисты посылают свои идеи по выходу из кризиса, но как они были идеями так они и остались. Власти по старой русской привычке надеется на «авось» в надежде, что нефть подскочит.
Население будет более чувствительно на продолжающийся спад доходов и ограничения экономических и личных свобод, что породит рост социальной напряженности. С одной стороны, это усиливает вес оппозиции в стране и необходимость действующей власти на конкретные решения, а с другой, существует попытка снижения социальной напряженности путем бюджетной поддержки. Однако следует учесть и тот факт, что официальная инфляция за 2015 год – 13 %, по факту, все еще хуже – не менее 20 %, а индексация бюджетников, то есть, пенсионеров, составила 4 %, однако для работающих пенсионеров индексацию не проводят. То же касается и стипендии студентов и многих других.
Нет предсказуемости – нет возможности просчитать инвестиционные риски. Было бы хорошо, если бы власти выработали стратегию развития страны хотя бы на 10 лет вперед, говорит она: «Какой экономикой мы хотим быть? Нет консенсуса, нет даже обсуждений. Продолжаем дрейфовать» [2]. Ввиду всего этого бездействия властей и пущенная на самотек экономика страны остается только надеяться на «авось» ибо народ еще не достаточно угнетен, чтобы начать конструктивный диалог со своим государством.
Библиографическая ссылка
Шайхутдинова Н.А., Рахимкулов Э.Э. УГРОЗЫ КРИЗИСА ЭКОНОМИКИ В РОССИИ В 2016 ГОДУ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 4-4. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16367 (дата обращения: 26.12.2024).