Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ЛЕКТОРСКОЕ МАСТЕРСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

Белялова М.А. 1 Деды А.А. 1 Хмара Т.А. 1
1 МАОУВО «КММИВСО»
Умение изложить свое мнение по какому-либо вопросу необходимо каждому. Неотъемлемые качества хороших лекторов: непринужденность, воодушевление, уверенность и дружеский тон. Презентация - испытанное средство привлечь внимание. Как для отдельных людей, так и для организации успешная презентация - это профессиональный инструмент, помогающий добиваться желаемого. Хороший лектор держится одинаково, принимая оригинальные, присущие только ему позы. Имидж воздействует сильнее, чем действительность. В контексте нашего исследования представляет реальный интерес личность преподавателя-лектора с его характерологическими особенностями ( Айзенк), привлекающими или отталкивающими студента. Исследование способности преподавателей-лекторов влиять на студентов по методике В.В. Бойко продемонстрировало зависимость умения влиять на других от типов темперамента, что подтвердило характерологические особенности лекторов с холерическим и меланхолическим типами темперамента, в меньшей степени способными влиять на других в силу безудержности, неуравновешенности, бурных эмоций в случае с холериками и напротив, нерешительности, внутренних переживаний и тоже при неуравновешенности в случае с меланхоликами.
лекторское мастерство
презентация
эффективность выступления.
1. Арредондо, Л. Искусство деловой презентации / Л. Арредондо; пер.с анг. В. Звонарева. - Челябинск: Урал LTD, 1998.
2. Берн, Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. - СПб., 1991.
3. Биркенбиль, М. Молитвенник для шефа. - М., 1993. ,- 4. Брайт, Л. Развиваем интеллект. - СПб., 2007.
4. Введенская, Л.А. Риторика и культура речи: (учебное пособие для вузов) / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. Изд. 11-е. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
5. Гальперин, П.Я., Кобыльницкая, СЛ. Экспериментальное формирование внимания. - М.; 1974.
6. Граудина, Л.К. Теория и практика русского красноречия / Л.К. Граудина, Г.И. Миськевич; АН СССР, Ин-т рус.яз. - М.: Наука, 1989.
7. Дэвидсон, Д. Ораторское искусство: уникальный курс мастерства эффективного воздействия на аудиторию / Д. Дэвидсон. - М.: Эксмо, 2005.
8. Корнилова, Е.Е. Искусство публичных выступлений: путь к успеху /ЕЕ. Корнилова. - М.; Ростов-на-Дону: МарТ, 2007.
9. Кузьмина, Н.В. Научно-практические методы анализа педагогической ситуации. // В кн.: Психология - производству и воспитанию. -Л., 1977.
10. Литвак, М.Е. Если хочешь быть счастливым. - Ростов-на-Дону, 1995.г"
11. Лысикова, О.В. Имиджелогия и паблик рилейшнз в социокультурной сфере учеб, пособие (для вузов) / О.В. Лысикова; Рос. акад. образования, Моек, психол. - соц. ин-т. - М.: МПСИ, 2006.
12. Михневич, А.Е. О красноречии в шутку и всерьез (сборник / сост. А.Е. Михневич. - М.: Знание, 1989.
13. Ножин, Е.А. Мастерство устного выступления / Е.А. Ножин. - 3-е изд., перераб. - М.: Политиздат, 1989.
14. Савкова, З.В. Искусство оратора / З.В. Савкова; С.-Петерб.ин-т внешнеэкон. связей, экономики и права. О-во "Знание" С.-Петерб. и Ленинград, обл. - Изд. 3-е, доп. - СПб: СПИВЭСЭП; О-во "Знание" С- Петерб. и Ленинград, обл., 2007.
15. Сопер, ПЛ. Основы искусства речи: книга о науке убеждать / П.Л.Сопер; пер.с англ. С.Д.Чижовой; под ред. К.Д. Чижова, Л.М. Яхнича. - Изд. 3-е. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
16. Станкин, М.И. Психология обучения. - М., 2003.
17. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.Филиппов, А.В. Риторика; понятие и упражнения: (учебное пособие для вузов) / А.В. Филиппов, Н.Н. Романова. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2005.
18. Шепель, В.М. Магия личного обаяния / В.Шепель // Воспитание школьников. - 2008.
19. Шепель, В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера // Управленческая гуманитарология. - М.: Финансы и статистика, 1992.

Актуальность исследования. Умение изложить свое мнение по какому-либо вопросу необходимо каждому.

Пока не почувствуешь присутствия людей с их нуждами, тревогами, не добьешься настоящего, живого слова. Чувство общения связывает людей, поддерживает их взаимное внимание [8].

Искренность и стремление к общению, однако, не могут заменить умения выступать.

Каждый, кто решается на публичные выступления, должен научить слушателя, доставить ему наслаждение и повести за собой. Успех выступления зависит не только от лектора, но и от слушателей, их состояния, готовности слушать.

Неотъемлемые качества хороших лекторов: непринужденность, воодушевление, уверенность и дружеский тон.

Заметность - визитная карточка успеха. Эффективные выступления, утверждает Л. Арредондо, лучшее средство заявить о своих потенциальных возможностях как лектора [1].

В профессиональной деятельности заметность состоит в том, чтобы быть увиденным, услышанным, признанным.

Презентация - испытанное средство привлечь внимание. Как для отдельных людей, так и для организации успешная презентация - это профессиональный инструмент, помогающий добиваться желаемого.

Быть эффективным - значит добиваться желаемого результата, создавать преднамеренное впечатление [4].

Пять признаков эффективности; высказанных Л. Арредондо: увлекательности; содержательности; запоминаемости; активизации; сбалансированности [1].

В исследовании З.В. Савковой «Искусство оратора» обращено внимание на то, что если презентатору не удается привести презентацию в соответствие с этой целью - убедить людей, то он рискует напрасно потерять время, деньги и энергию [7]. Один из идеологов имиджелогии О.В. Лысикова осознает, что хорошо структурированная презентация простраивается в соответствии со спецификой аудитории [5].

Презентатор, выступающий с хорошо выстроенным сообщением, воспринимается в более благоприятном свете, чем тот, который покажется аудитории неорганизованным [5].

Популярный английский автор восемнадцатого века Дэвидсон писал: «Каждая цитата укрепляет и обогащает речь» [8].

Юмор, по утверждению А.Е. Михневича, подходящий для деловой презентации, всегда должен быть благожелательным и деликатным [6].

Неотъемлемые качества хороших лекторов: непринужденность, воодушевление, уверенность и дружеский тон [10].

Речь должна быть возвышенна, возбуждать высокие мысли, но вместе с тем проста и приятна для всякого [2].

Хороший лектор держится одинаково, принимая оригинальные, присущие только ему позы. И все-таки важно научиться правильно стоять, пока не появится привычное ощущение устойчивости, равновесия, легкости и подвижности всей позы [9, 10].

Поведение - это не только то, что делает лектор, но и то, что он думает и как себя чувствует, так как действия зависят от мыслей и чувств [1].

Главное в поведении на сцене - умение выступать, то есть «посылать» в зал свой голос, хорошо владеть мимикой и так далее.

Имидж воздействует сильнее, чем действительность. Иногда лектор обладает качествами, о которых зрители, основываясь на его невербальном стиле поведения, на том, что они видят и слышат, даже и не подозревают [10].

Исследование типа темперамента преподавателей-лекторов по методике Айзенка «Изучение темперамента».

В контексте нашего исследования представляет реальный интерес личность преподавателя-лектора с его характерологическими особенностями, привлекающими или отталкивающими студента.

Из лекторов, привлеченных к участию в данном исследовании, меланхолический тип доминирует у 14% (7 чел.) респондентов.

Лекторы - меланхолики - душевные люди, тонко понимающие людей, умеющие выслушивать людей и сочувствовать им; они готовы оказать помощь.

У 18% (9 чел) преобладает холерический тип темперамента, характеризующий лекторов как безудержных, неуравновешенных людей, у которых бурные, со вспышками эмоции, часто резкая смена настроения.

У 30% (15 чел.) доминирует сангвинический тип темперамента, характеризующий лекторов как «живых, уравновешенных» людей, способных сохранять выдержку, самообладание в аудитории слушателей.

У 38% (19 чел.) преобладает флегматический тип темперамента, характеризующий уравновешенность лекторов с неярко выраженными эмоциями, которые носят устойчивый характер.

Рис. 1. Результаты исследования доминирования типов темперамента у

преподавателей-лекторов.

По итогам проведенного исследования мы можем сделать выводы:

- в чистом виде темпераменты не встречаются; их отдельные черты, как правило, сочетаются;

- по преобладающим чертам можно судить о доминировании типа темперамента;

- каждому типу темперамента присущи свои положительные и отрицательные стороны, что свидетельствует о невозможности предвзятого отношения к лекторам, обладающим определенным типом темперамента;

- преподаватель-лектор любого типа темперамента (мы говорим о доминировании) может принести профессиональную пользу, если будет повышать квалификацию, заниматься самообразованием и самовоспитанием (в таком случае и темперамент будет претерпевать изменения, так как он не является чем-то раз и навсегда данным, застывшим, неподвижным);

- у преподавателя-лектора с любым типом темперамента могут быть развиты высокие общественные свойства и качества личности;

- при изучении особенностей темперамента следует иметь в виду, что тип высшей нервной деятельности не тождествен темпераменту: первое – понятие физиологическое, второе - психологическое; тип высшей нервной деятельности, который наследуется человеком, составляет физиологическую основу темперамента;

- темперамент зависит не только от физиологического механизма, но и от духовного облика человека, его внутреннего содержания, направленности, характера, привычек, что и определяет характеристику типа темперамента как через раскрытие типа высшей нервной деятельности (силы, равновесия и подвижности процессов возбуждения и торможения), так и через описание его психологических особенностей;

- результаты исследования носят достоверный характер.

Исследование способности преподавателей-лекторов влиять на студентов

по методике В.В. Бойко «Способны ли вы влиять на других?» продемонстрировало следующее:

- 70% (35 чел.) имеют все данные для того, чтобы подчинять своему влиянию других, поучать, наставлять, воспитывать других. Данная категория лекторов превосходно себя чувствует в этой роли.

Рис. 2. Результаты исследования умения преподавателей

МАОУВО «КММИВСО» влиять на других.

Нами был осуществлен анализ зависимости умения влиять на других от типов темперамента, что подтвердило характерологические особенности лекторов с холерическим и меланхолическим типами темперамента, в меньшей степени способными влиять на других в силу безудержности, неуравновешенности, бурных эмоций в случае с холериками и напротив, нерешительности, внутренних переживаний и тоже при неуравновешенности в случае с меланхоликами.

На основе проведенного исследования возможны следующие выводы:

- большая часть преподавателей-лекторов МАОУВО «КММИВСО» обладают умением влиять на других, а следовательно, информационный материал, преподносимый ими слушателям будет принят и возможно, присвоен как образование, являющееся частью культуры человека;

- умение влиять на других, относящееся к психологическим и педагогическим способностям лектора, имеет прямое отношение к типу темперамента, а мы знаем, что и способности, и темперамент можно, корректируя, менять посредством самообразования и самовоспитания;

- предназначение, задача, обязанность всякого человека - всемерное развитие всех способностей (старая философская истина);

- результаты исследования носят достоверный характер. Исследование коммуникативных способностей преподавателя-лектора по методике В.А. Кан-Калика «Коммуникабельны ли вы?».

Нам знакомы слова Антуана де Сент Экзюпери о том, что «единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения», актуализирующая проблему коммуникативной компетентности преподавателя-лектора.

Никакой драмы, ничего волнующего нет ни в чем, кроме человеческих взаимоотношений.

А. Маслоу называет пять потребностей: выживание, безопасность, общение, признание, самореализация, среди которых есть «общение».

18% (9 чел.) набрали от 25 до 29 баллов - свидетельство того, что данные лекторы замкнуты, неразговорчивы, предпочитают одиночество.

20% (10 чел.) (19 - 24 балла) в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуют себя вполне уверенно. Их пугают новые проблемы, но с новыми людьми, а следовательно, с новой группой студентов они сходятся с оглядкой. Спорить и дискутировать не любят. В процессе лекции в их высказываниях порой слишком много сарказма без всякого на то основания.

42% (21 чел.) (14 - 18 баллов) продемонстрировали нормальную коммуникабельность. Данная группа лекторов любознательна, охотно любит слушать интересных собеседников, достаточны терпеливы в общении с другими, умеют отстаивать свою точку зрения без вспыльчивости.

12% (6 чел.) (9 - 13 баллов) весьма общительны, любопытны, разговорчивы, любят высказываться по разным вопросам, поводам, что вызывает определенное раздражение у студентов.

8% (4 чел.) (3 балла и менее) показали коммуникабельность, носящую болезненный характер. Преподаватели-лекторы говорливы, многословны, вмешиваются в пространство и мысли студентов, не имея на это никакого права.

Рис. 3. Результаты исследования коммуникативных способностей

преподавателей-лекторов МАОУВО «КММИВСО»

На основе проведенного исследования логичны следующие выводы:

- лекторы в силу профессиональной деятельности владеют культурой общения, в одних случаях характеризующих коммуникативную компетентность, в других - недостаточный уровень данной компетентности;

- коммуникативная компетентность развивается посредством развития коммуникативных способностей, теоретически обоснованных в первой главе;

- коммуникабельность как следствие развития характерологических особенностей связана с определенным доминированием типов темперамента и умением влиять на других людей.

Теоретико-эмпирическое исследование лекторского мастерства преподавателя как показателя его профессионализма доказало актуальность проблемы в условиях тенденций и перспектив развития образовательной системы в России.

Аннотация. Умение изложить свое мнение по какому-либо вопросу необходимо каждому. Неотъемлемые качества хороших лекторов: непринужденность, воодушевление, уверенность и дружеский тон. Презентация - испытанное средство привлечь внимание. Как для отдельных людей, так и для организации успешная презентация - это профессиональный инструмент, помогающий добиваться желаемого. Хороший лектор держится одинаково, принимая оригинальные, присущие только ему позы. Имидж воздействует сильнее, чем действительность. В контексте нашего исследования представляет реальный интерес личность преподавателя-лектора с его характерологическими особенностями ( Айзенк), привлекающими или отталкивающими студента. Исследование способности преподавателей-лекторов влиять на студентов

по методике В.В. Бойко продемонстрировало зависимость умения влиять на других от типов темперамента, что подтвердило характерологические особенности лекторов с холерическим и меланхолическим типами темперамента, в меньшей степени способными влиять на других в силу безудержности, неуравновешенности, бурных эмоций в случае с холериками и напротив, нерешительности, внутренних переживаний и тоже при неуравновешенности в случае с меланхоликами.

Ключевые слова: лекторское мастерство, презентация, эффективность выступления.


Библиографическая ссылка

Белялова М.А., Деды А.А., Хмара Т.А. ЛЕКТОРСКОЕ МАСТЕРСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15899 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674