Актуальность исследования. Умение изложить свое мнение по какому-либо вопросу необходимо каждому.
Пока не почувствуешь присутствия людей с их нуждами, тревогами, не добьешься настоящего, живого слова. Чувство общения связывает людей, поддерживает их взаимное внимание [8].
Искренность и стремление к общению, однако, не могут заменить умения выступать.
Каждый, кто решается на публичные выступления, должен научить слушателя, доставить ему наслаждение и повести за собой. Успех выступления зависит не только от лектора, но и от слушателей, их состояния, готовности слушать.
Неотъемлемые качества хороших лекторов: непринужденность, воодушевление, уверенность и дружеский тон.
Заметность - визитная карточка успеха. Эффективные выступления, утверждает Л. Арредондо, лучшее средство заявить о своих потенциальных возможностях как лектора [1].
В профессиональной деятельности заметность состоит в том, чтобы быть увиденным, услышанным, признанным.
Презентация - испытанное средство привлечь внимание. Как для отдельных людей, так и для организации успешная презентация - это профессиональный инструмент, помогающий добиваться желаемого.
Быть эффективным - значит добиваться желаемого результата, создавать преднамеренное впечатление [4].
Пять признаков эффективности; высказанных Л. Арредондо: увлекательности; содержательности; запоминаемости; активизации; сбалансированности [1].
В исследовании З.В. Савковой «Искусство оратора» обращено внимание на то, что если презентатору не удается привести презентацию в соответствие с этой целью - убедить людей, то он рискует напрасно потерять время, деньги и энергию [7]. Один из идеологов имиджелогии О.В. Лысикова осознает, что хорошо структурированная презентация простраивается в соответствии со спецификой аудитории [5].
Презентатор, выступающий с хорошо выстроенным сообщением, воспринимается в более благоприятном свете, чем тот, который покажется аудитории неорганизованным [5].
Популярный английский автор восемнадцатого века Дэвидсон писал: «Каждая цитата укрепляет и обогащает речь» [8].
Юмор, по утверждению А.Е. Михневича, подходящий для деловой презентации, всегда должен быть благожелательным и деликатным [6].
Неотъемлемые качества хороших лекторов: непринужденность, воодушевление, уверенность и дружеский тон [10].
Речь должна быть возвышенна, возбуждать высокие мысли, но вместе с тем проста и приятна для всякого [2].
Хороший лектор держится одинаково, принимая оригинальные, присущие только ему позы. И все-таки важно научиться правильно стоять, пока не появится привычное ощущение устойчивости, равновесия, легкости и подвижности всей позы [9, 10].
Поведение - это не только то, что делает лектор, но и то, что он думает и как себя чувствует, так как действия зависят от мыслей и чувств [1].
Главное в поведении на сцене - умение выступать, то есть «посылать» в зал свой голос, хорошо владеть мимикой и так далее.
Имидж воздействует сильнее, чем действительность. Иногда лектор обладает качествами, о которых зрители, основываясь на его невербальном стиле поведения, на том, что они видят и слышат, даже и не подозревают [10].
Исследование типа темперамента преподавателей-лекторов по методике Айзенка «Изучение темперамента».
В контексте нашего исследования представляет реальный интерес личность преподавателя-лектора с его характерологическими особенностями, привлекающими или отталкивающими студента.
Из лекторов, привлеченных к участию в данном исследовании, меланхолический тип доминирует у 14% (7 чел.) респондентов.
Лекторы - меланхолики - душевные люди, тонко понимающие людей, умеющие выслушивать людей и сочувствовать им; они готовы оказать помощь.
У 18% (9 чел) преобладает холерический тип темперамента, характеризующий лекторов как безудержных, неуравновешенных людей, у которых бурные, со вспышками эмоции, часто резкая смена настроения.
У 30% (15 чел.) доминирует сангвинический тип темперамента, характеризующий лекторов как «живых, уравновешенных» людей, способных сохранять выдержку, самообладание в аудитории слушателей.
У 38% (19 чел.) преобладает флегматический тип темперамента, характеризующий уравновешенность лекторов с неярко выраженными эмоциями, которые носят устойчивый характер.
Рис. 1. Результаты исследования доминирования типов темперамента у
преподавателей-лекторов.
По итогам проведенного исследования мы можем сделать выводы:
- в чистом виде темпераменты не встречаются; их отдельные черты, как правило, сочетаются;
- по преобладающим чертам можно судить о доминировании типа темперамента;
- каждому типу темперамента присущи свои положительные и отрицательные стороны, что свидетельствует о невозможности предвзятого отношения к лекторам, обладающим определенным типом темперамента;
- преподаватель-лектор любого типа темперамента (мы говорим о доминировании) может принести профессиональную пользу, если будет повышать квалификацию, заниматься самообразованием и самовоспитанием (в таком случае и темперамент будет претерпевать изменения, так как он не является чем-то раз и навсегда данным, застывшим, неподвижным);
- у преподавателя-лектора с любым типом темперамента могут быть развиты высокие общественные свойства и качества личности;
- при изучении особенностей темперамента следует иметь в виду, что тип высшей нервной деятельности не тождествен темпераменту: первое – понятие физиологическое, второе - психологическое; тип высшей нервной деятельности, который наследуется человеком, составляет физиологическую основу темперамента;
- темперамент зависит не только от физиологического механизма, но и от духовного облика человека, его внутреннего содержания, направленности, характера, привычек, что и определяет характеристику типа темперамента как через раскрытие типа высшей нервной деятельности (силы, равновесия и подвижности процессов возбуждения и торможения), так и через описание его психологических особенностей;
- результаты исследования носят достоверный характер.
Исследование способности преподавателей-лекторов влиять на студентов
по методике В.В. Бойко «Способны ли вы влиять на других?» продемонстрировало следующее:
- 70% (35 чел.) имеют все данные для того, чтобы подчинять своему влиянию других, поучать, наставлять, воспитывать других. Данная категория лекторов превосходно себя чувствует в этой роли.
Рис. 2. Результаты исследования умения преподавателей
МАОУВО «КММИВСО» влиять на других.
Нами был осуществлен анализ зависимости умения влиять на других от типов темперамента, что подтвердило характерологические особенности лекторов с холерическим и меланхолическим типами темперамента, в меньшей степени способными влиять на других в силу безудержности, неуравновешенности, бурных эмоций в случае с холериками и напротив, нерешительности, внутренних переживаний и тоже при неуравновешенности в случае с меланхоликами.
На основе проведенного исследования возможны следующие выводы:
- большая часть преподавателей-лекторов МАОУВО «КММИВСО» обладают умением влиять на других, а следовательно, информационный материал, преподносимый ими слушателям будет принят и возможно, присвоен как образование, являющееся частью культуры человека;
- умение влиять на других, относящееся к психологическим и педагогическим способностям лектора, имеет прямое отношение к типу темперамента, а мы знаем, что и способности, и темперамент можно, корректируя, менять посредством самообразования и самовоспитания;
- предназначение, задача, обязанность всякого человека - всемерное развитие всех способностей (старая философская истина);
- результаты исследования носят достоверный характер. Исследование коммуникативных способностей преподавателя-лектора по методике В.А. Кан-Калика «Коммуникабельны ли вы?».
Нам знакомы слова Антуана де Сент Экзюпери о том, что «единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения», актуализирующая проблему коммуникативной компетентности преподавателя-лектора.
Никакой драмы, ничего волнующего нет ни в чем, кроме человеческих взаимоотношений.
А. Маслоу называет пять потребностей: выживание, безопасность, общение, признание, самореализация, среди которых есть «общение».
18% (9 чел.) набрали от 25 до 29 баллов - свидетельство того, что данные лекторы замкнуты, неразговорчивы, предпочитают одиночество.
20% (10 чел.) (19 - 24 балла) в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуют себя вполне уверенно. Их пугают новые проблемы, но с новыми людьми, а следовательно, с новой группой студентов они сходятся с оглядкой. Спорить и дискутировать не любят. В процессе лекции в их высказываниях порой слишком много сарказма без всякого на то основания.
42% (21 чел.) (14 - 18 баллов) продемонстрировали нормальную коммуникабельность. Данная группа лекторов любознательна, охотно любит слушать интересных собеседников, достаточны терпеливы в общении с другими, умеют отстаивать свою точку зрения без вспыльчивости.
12% (6 чел.) (9 - 13 баллов) весьма общительны, любопытны, разговорчивы, любят высказываться по разным вопросам, поводам, что вызывает определенное раздражение у студентов.
8% (4 чел.) (3 балла и менее) показали коммуникабельность, носящую болезненный характер. Преподаватели-лекторы говорливы, многословны, вмешиваются в пространство и мысли студентов, не имея на это никакого права.
Рис. 3. Результаты исследования коммуникативных способностей
преподавателей-лекторов МАОУВО «КММИВСО»
На основе проведенного исследования логичны следующие выводы:
- лекторы в силу профессиональной деятельности владеют культурой общения, в одних случаях характеризующих коммуникативную компетентность, в других - недостаточный уровень данной компетентности;
- коммуникативная компетентность развивается посредством развития коммуникативных способностей, теоретически обоснованных в первой главе;
- коммуникабельность как следствие развития характерологических особенностей связана с определенным доминированием типов темперамента и умением влиять на других людей.
Теоретико-эмпирическое исследование лекторского мастерства преподавателя как показателя его профессионализма доказало актуальность проблемы в условиях тенденций и перспектив развития образовательной системы в России.
Аннотация. Умение изложить свое мнение по какому-либо вопросу необходимо каждому. Неотъемлемые качества хороших лекторов: непринужденность, воодушевление, уверенность и дружеский тон. Презентация - испытанное средство привлечь внимание. Как для отдельных людей, так и для организации успешная презентация - это профессиональный инструмент, помогающий добиваться желаемого. Хороший лектор держится одинаково, принимая оригинальные, присущие только ему позы. Имидж воздействует сильнее, чем действительность. В контексте нашего исследования представляет реальный интерес личность преподавателя-лектора с его характерологическими особенностями ( Айзенк), привлекающими или отталкивающими студента. Исследование способности преподавателей-лекторов влиять на студентов
по методике В.В. Бойко продемонстрировало зависимость умения влиять на других от типов темперамента, что подтвердило характерологические особенности лекторов с холерическим и меланхолическим типами темперамента, в меньшей степени способными влиять на других в силу безудержности, неуравновешенности, бурных эмоций в случае с холериками и напротив, нерешительности, внутренних переживаний и тоже при неуравновешенности в случае с меланхоликами.
Ключевые слова: лекторское мастерство, презентация, эффективность выступления.