Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙДИСЦИПЛИНЫ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Заботкина И.А. 1
1 Сахалинский государственный университет
1. Букатов В.М. Учителю о режиссуре настойчивого поведения // Педагогика. – 1996. – № 3. – С. 53-57.
2. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М.: Просвещение, 1986. – 128 c.
3. Кривцова С.В. Учитель и проблемы дисциплины [Электронный ресурс] // Santone.ru: [сайт]. [2014]. URL: http://www.syntone.ru/library/books/content/975.html (дата обращения: 13.01.2016).
4. Локк Дж. Мысли о воспитании // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М.: Педагогика, 1981. – С. 163-195. URL: http://www.studmed.ru/view/lokk-dzh-mysli-o-vospitanii_234f5068672.html (дата обращения: 13.01.2016).
5. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. М.: Инфа, 1938. 336 с.
6. Об образовании в РФ [Электронный ресурс]: Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2014 г. № 1353 // Российское образование: [федеральный портал]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_14/m1353.pdf (дата обращения: 13.01.2016).
8. Рогожникова Р.А. Профессиональная компетентность будущего учителя по формированию дисциплинированности школьника. Пермь: Пермский государственный педагогический университет, 2002. – 152 с.
9. Сергеева В.С. Воспитание дисциплинированности как добровольно принятой ценности // Сельская школа. – 2004. – №1. – С.33-36.
10. Сиповский В.Д. Избранные педагогические сочинения. – СПб., 1911. – 314 с.
11. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – М.: Инфа, 1999. – 230 с.
12. Черепенникова Н.А., Черная Е.В. Особенности овладения общими и профессиональными компетенциями студентами педагогического колледжа в процессе обучения // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по материалам XXXIХ междунар. науч.-практ. конф. № 4 (39) Часть II. (Новосибирск, 24-29 апреля, 2014 г.). Новосибирск, 2014. – С.19-29. URL: http://sibac.info/14365 (дата обращения: 13.01.2016).
13. Шкитина Н.С. Подготовка будущего учителя к формированию школьной дисциплинированности // Начальная школа. – 2004. – № 5. – С.14-16.

Исследование проблем, связанных с организацией работы по профилактике нарушений дисциплины в младшем школьном возрасте, имеет прикладное значение, поскольку воспитание дисциплинированности у детей является одной из важнейших задач, стоящих не только перед школой, но и обществом, в целом. В Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» прописаны обязанности и ответственность обучающихся, которые должны «выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка» [6]. При этом подчеркивается, что дисциплина должна поддерживаться на основе уважения человеческого достоинства всех участников образовательного процесса [6]. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах выдвигает ряд требований к выпускникам, касающихся формирования общих компетенций, одной из которых является способность «ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса» [7]. Очевидно, что «личностная позиция студента играет ключевую роль в готовности и способности к саморазвитию, сформированности мотивации к обучению и познанию, что в конечном итоге ведет к формированию компетенций» [12].

В младшем школьном возрасте ещё формируются основы культуры поведения и сознательной дисциплины личности. И чем они прочнее, тем успешнее дальнейшее воспитание школьников. В этой связи представляется важным исследовать существующие научные подходы и основы деятельности учителя начальных классов по профилактике нарушений школьной дисциплины.

Заметим, что изучение проблемы воспитания дисциплины у детей в разные исторические эпохи интересовало многих педагогов и психологов.

Д. Локк, придавая большое значение дисциплине, писал, что уже с ранних лет ребенка надо приучить к дисциплине, поскольку маленькие пороки имеют тенденцию перерастать в большие. По мнению Дж. Локка, родители должны приучить свое дитя к послушанию, но при этом он был против побоев [4].

К.Д. Ушинский писал, что для того чтобы в классе была дисциплина, надо чтобы это занятие было для ребенка интересным и познавательным. И обязательно детей следует приучать к исполнению своих обязанностей» [11].

В.Д. Сиповский под школьной дисциплиной понимал строгое исполнение со стороны учащихся требований школы, полагая, что наказания являются хорошим средством к достижению дисциплины [9].

А.С. Макаренко акцентировал внимание на том, что понятие «дисциплина» подразумевает социально приемлемое поведение, стремление к активности, достижениям, уверенность, твердость [5].

А.С. Макаренко были выделены важнейшие стороны сознательной дисциплины, а именно: послушание, стремление выполнить приказ или распоряжение быстрее и лучше, а также несколько умений: выполнять свой долг без напоминания, воздерживаться от дурных поступков, прийти на помощь другим людям, противостоять дурному и враждебному. Названные компоненты можно считать существенными показателями дисциплины в младшем школьном возрасте. Именно это и составляет фундамент подлинной дисциплинированности.

Следует отметить, что современные педагоги продолжают разработку научных подходов и методов профилактики нарушений дисциплины.

Так, В.М. Букатов вводит понятие «мобилизованность» – специфический термин, используемый в театральной режиссуре и обозначающий общую собранность. Данные приёмы он рекомендует заимствовать у актеров («рычаги наступления»). Он акцентирует внимание на необходимости владения педагогами подобными приёмами, которые позволят им оказывать действенное влияние на поведение школьников. К примеру, в мобилизованности педагога, по его мнению, школьники обязательно почувствуют непреодолимое или труднопреодолимое препятствие, а это отвлечет их от всего остального [1].

С.В. Кривцова, исследуя причины нарушения школьной дисциплины, выделила основные законы и цели «плохого» поведения. По её мнению, нарушение дисциплины подчиняется действию трёх законов, а именно:

1. Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах.

2. Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах.

3. Любое поведение учеников подчиненно общей цели – чувствовать себя принадлежащими к школьной жизни [3].

Среди целей, которые преследуют школьники, нарушая дисциплину, С.В. Кривцова выделила следующие:

- привлечение внимания;

- власть;

- месть;

- избегание неудач [3].

Р.А. Рогожниковой выделен ряд позитивных личностных образований педагога, которые создают психологические предпосылки для установления дисциплины. Среди них она отмечает педагогическую эрудицию, интуицию, импровизацию, наблюдательность, оптимизм, такт, эмпатию и указывает на необходимость развития у будущих учителей данных качеств, умений и навыков, являющихся важнейшим элементом педагогического мастерства. Также Р.А. Рогожниковой была разработана модель процесса воспитания дисциплинированности школьников, основанная на ценностном отношении к личности и включающая последовательные этапы воспитания данного качества с учетом социализации. Это, по её мнению, способствует установлению образцов дисциплинированного поведения, воспитывает привычки соблюдения нравственной нормы, ведет к осознанию детьми и подростками социального и личностного смысла дисциплинированности [8].

В. Сергеева, выделяя методы воспитания дисциплинированности, акцентирует внимание на системе школьных дежурств, при которой в обязанности дежурного входит поддержание порядка в течение заданного времени, что также способствует выработке привычки соблюдать нормы и правила [9].

Н.С. Шкитина указывала на важность подготовки студентов, будущих педагогов, к работе по воспитанию дисциплинированности у детей. Ею разработана тактическая модель, основанная на принципах контекстно-деятельностного подхода, цель и компоненты которого определяются следующим комплексом умений:

- конструктивные дисциплинарные умения (планирование; распределение; учет индивидуальных психологических особенностей школьника.);

- организаторские дисциплинарные умения (наблюдение, мобилизация, вовлечение);

- коммуникативно-эмпатические умения (эмпатия, уважение, общение);

- гностические дисциплинарные умения (обобщение знаний, формирование умений, анализ деятельности) [13].

Заметим, что в отдельных работах указывает, что недисциплинированность школьников может быть вызвана проблемами, которые связанны с состоянием здоровья (в частности, нарушением нейродинамики нервных процессов при гиперактивности) [2].

Таким образом, в психологической науке на протяжении нескольких веков продолжаются исследования, направленные на поиск оптимальных методов воспитания дисциплинированности у учащихся.


Библиографическая ссылка

Заботкина И.А. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙДИСЦИПЛИНЫ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15290 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674