Исследование проблем, связанных с организацией работы по профилактике нарушений дисциплины в младшем школьном возрасте, имеет прикладное значение, поскольку воспитание дисциплинированности у детей является одной из важнейших задач, стоящих не только перед школой, но и обществом, в целом. В Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» прописаны обязанности и ответственность обучающихся, которые должны «выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка» [6]. При этом подчеркивается, что дисциплина должна поддерживаться на основе уважения человеческого достоинства всех участников образовательного процесса [6]. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах выдвигает ряд требований к выпускникам, касающихся формирования общих компетенций, одной из которых является способность «ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса» [7]. Очевидно, что «личностная позиция студента играет ключевую роль в готовности и способности к саморазвитию, сформированности мотивации к обучению и познанию, что в конечном итоге ведет к формированию компетенций» [12].
В младшем школьном возрасте ещё формируются основы культуры поведения и сознательной дисциплины личности. И чем они прочнее, тем успешнее дальнейшее воспитание школьников. В этой связи представляется важным исследовать существующие научные подходы и основы деятельности учителя начальных классов по профилактике нарушений школьной дисциплины.
Заметим, что изучение проблемы воспитания дисциплины у детей в разные исторические эпохи интересовало многих педагогов и психологов.
Д. Локк, придавая большое значение дисциплине, писал, что уже с ранних лет ребенка надо приучить к дисциплине, поскольку маленькие пороки имеют тенденцию перерастать в большие. По мнению Дж. Локка, родители должны приучить свое дитя к послушанию, но при этом он был против побоев [4].
К.Д. Ушинский писал, что для того чтобы в классе была дисциплина, надо чтобы это занятие было для ребенка интересным и познавательным. И обязательно детей следует приучать к исполнению своих обязанностей» [11].
В.Д. Сиповский под школьной дисциплиной понимал строгое исполнение со стороны учащихся требований школы, полагая, что наказания являются хорошим средством к достижению дисциплины [9].
А.С. Макаренко акцентировал внимание на том, что понятие «дисциплина» подразумевает социально приемлемое поведение, стремление к активности, достижениям, уверенность, твердость [5].
А.С. Макаренко были выделены важнейшие стороны сознательной дисциплины, а именно: послушание, стремление выполнить приказ или распоряжение быстрее и лучше, а также несколько умений: выполнять свой долг без напоминания, воздерживаться от дурных поступков, прийти на помощь другим людям, противостоять дурному и враждебному. Названные компоненты можно считать существенными показателями дисциплины в младшем школьном возрасте. Именно это и составляет фундамент подлинной дисциплинированности.
Следует отметить, что современные педагоги продолжают разработку научных подходов и методов профилактики нарушений дисциплины.
Так, В.М. Букатов вводит понятие «мобилизованность» – специфический термин, используемый в театральной режиссуре и обозначающий общую собранность. Данные приёмы он рекомендует заимствовать у актеров («рычаги наступления»). Он акцентирует внимание на необходимости владения педагогами подобными приёмами, которые позволят им оказывать действенное влияние на поведение школьников. К примеру, в мобилизованности педагога, по его мнению, школьники обязательно почувствуют непреодолимое или труднопреодолимое препятствие, а это отвлечет их от всего остального [1].
С.В. Кривцова, исследуя причины нарушения школьной дисциплины, выделила основные законы и цели «плохого» поведения. По её мнению, нарушение дисциплины подчиняется действию трёх законов, а именно:
1. Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах.
2. Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах.
3. Любое поведение учеников подчиненно общей цели – чувствовать себя принадлежащими к школьной жизни [3].
Среди целей, которые преследуют школьники, нарушая дисциплину, С.В. Кривцова выделила следующие:
- привлечение внимания;
- власть;
- месть;
- избегание неудач [3].
Р.А. Рогожниковой выделен ряд позитивных личностных образований педагога, которые создают психологические предпосылки для установления дисциплины. Среди них она отмечает педагогическую эрудицию, интуицию, импровизацию, наблюдательность, оптимизм, такт, эмпатию и указывает на необходимость развития у будущих учителей данных качеств, умений и навыков, являющихся важнейшим элементом педагогического мастерства. Также Р.А. Рогожниковой была разработана модель процесса воспитания дисциплинированности школьников, основанная на ценностном отношении к личности и включающая последовательные этапы воспитания данного качества с учетом социализации. Это, по её мнению, способствует установлению образцов дисциплинированного поведения, воспитывает привычки соблюдения нравственной нормы, ведет к осознанию детьми и подростками социального и личностного смысла дисциплинированности [8].
В. Сергеева, выделяя методы воспитания дисциплинированности, акцентирует внимание на системе школьных дежурств, при которой в обязанности дежурного входит поддержание порядка в течение заданного времени, что также способствует выработке привычки соблюдать нормы и правила [9].
Н.С. Шкитина указывала на важность подготовки студентов, будущих педагогов, к работе по воспитанию дисциплинированности у детей. Ею разработана тактическая модель, основанная на принципах контекстно-деятельностного подхода, цель и компоненты которого определяются следующим комплексом умений:
- конструктивные дисциплинарные умения (планирование; распределение; учет индивидуальных психологических особенностей школьника.);
- организаторские дисциплинарные умения (наблюдение, мобилизация, вовлечение);
- коммуникативно-эмпатические умения (эмпатия, уважение, общение);
- гностические дисциплинарные умения (обобщение знаний, формирование умений, анализ деятельности) [13].
Заметим, что в отдельных работах указывает, что недисциплинированность школьников может быть вызвана проблемами, которые связанны с состоянием здоровья (в частности, нарушением нейродинамики нервных процессов при гиперактивности) [2].
Таким образом, в психологической науке на протяжении нескольких веков продолжаются исследования, направленные на поиск оптимальных методов воспитания дисциплинированности у учащихся.