Возникновение аудита связано с необходимостью представления качественной информации для принятия решений об инвестировании и сотрудничестве. История развития аудиторской деятельности в России берет начало еще со времен Петра I, однако существенное становление рынка произошло лишь в 1987г., когда появились первые аудиторские организации. Необходимость появления таких организаций была вызвана мощнейшим развитием внешнеторговых взаимоотношений. Аудит представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей [3]. На сегодняшний день услуги аудиторов являются одними из самых востребованных на рынке финансовых услуг: они производят независимую оценку достоверности финансовой отчетности предприятий, обеспечивая им правильность ведения успешного бизнеса.
На данный момент на территории РФ насчитывается порядка 21,5 тысяч аудиторских организаций, причем 35% из них сосредоточено в г. Москве, в то время как на Урале всего 7% [1]. Стоит отметить, что в настоящее время количество компаний в данной сфере услуг практически не изменяется. Несмотря на небольшое ежегодное сокращение аудиторов, в условиях кризиса экономики этот факт, по мнению автора, является вполне естественным, ведь происходит сокращение субъектов-потребителей аудиторских услуг.
Таблица 1
Количество аудиторских организаций и аудиторов в Российской Федерации [4]
|
01.01.2013 |
01.01.2014 |
01.01.2015 |
31.12.2015 |
Имеют право на осуществление аудиторской деятельности – всего, тыс. |
5,7 |
5,5 |
5,3 |
5,1 |
в том числе: |
|
|
|
|
аудиторские организации |
4,8 |
4,7 |
4,5 |
4,4 |
индивидуальные аудиторы |
0,9 |
0,8 |
0,8 |
0,7 |
Аудиторы – всего, тыс. |
24,1 |
23,0 |
22,2 |
21,5 |
из них: |
|
|
|
|
сдавшие квалификационный экзамен на получение единого аттестата |
3,2 |
3,2 |
3,4 |
3,5 |
Отмечается также рост числа квалифицированных аудиторов: примерно на 1 тысячу ежегодно.
Обращаясь к данным о динамике доходов аудиторских компаний (табл. 2), можно заметить, что, несмотря на экономический кризис, наблюдается прямое увеличение выручки и доходов аудиторов. Так, за последний год операционная прибыль данного рода услуг увеличилась на целых 2,5 млрд. рублей, что является крайне благоприятным фактом. Однако, с учетом таких факторов, как инфляция и ослабление курса рубля, о реальном росте, к сожалению, не может идти и речи.
Таблица 2
Динамика доходов аудиторских организаций [4]
|
за 2011 г. |
за 2012 г. |
за 2013 г. |
за 2014 г. |
за 2015 г. |
Объем оказанных услуг – всего, млрд. руб. |
50,8 |
51,0 |
51,7 |
53,6 |
56,1 |
Прирост по сравнению с прошлым годом, % |
3,5 |
0,5 |
1,4 |
3,7 |
4,7 |
Объем доходов от аудита, приходящийся на 1 млн. руб. выручки клиентов, руб. |
346 |
325 |
339 |
313 |
318 |
Немаловажно также проанализировать потребность экономических субъектов в аудите, ведь на настоящем этапе спрос на определенные виды услуг имеет тенденцию к снижению. Но за последний год на территории РФ число клиентов аудиторских организаций возросло на 4 тысячи (6%); это означает, что аудит – услуги вполне востребованные, и рынок развивается успешно (табл. 3).
Таблица 3
Количество клиентов аудиторских организаций, бухгалтерская отчетность которых проаудирована [4]
|
Россия - всего |
Москва |
Санкт-Петербург |
Другие регионы |
2013 |
68 380 |
26 773 |
6 271 |
35 336 |
2014 |
67 857 |
27 810 |
5 963 |
34 084 |
2015 |
71 841 |
27 437 |
6 419 |
37 985 |
Отдельного внимания заслуживает так называемая «большая аудиторская четверка»: крупнейшие международные сети компаний Deloitte, Ernst&Young, PricewaterhouseCoopers и KPMG. Эти организации на российском рынке получают наибольшую прибыль по сравнению с отечественными и пользуются наибольшим спросом у крупных холдингов и корпораций [2]. Доходы от проведения аудита в расчете на одного аудитора «большой четверки» превышают доходы среднестатистической московской аудиторской организации практически в 106 раз (23 600,4 и 223,3 тыс. руб. соответственно) [4]. Такой разрыв в доходах дает «большой четверке» конкурентные преимущества за счет объективно лучшей методологии и организации проведения аудита, что в значительной мере определяется финансовыми возможностями. В свою очередь, это приводит к вполне закономерным результатам – хоть и не значительному, но все же сокращению количества отечественных аудиторских компаний (табл. 1).
Что касается тенденций развития рынка аудиторских услуг, то в соответствии с изменением ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности» с 01.01.2017г. в России запланирован общий переход на Международные Стандарты Аудита, которые станут обязательными как для аудиторских организаций, аудиторов, так и для аудируемых лиц [5]. В связи с этим в новом варианте МСА предусматривается раскрытие значительно большего объема информации, нежели сейчас. Аудитор отныне будет обязан делиться имеющейся информацией с инвесторами, акционерами и иными внешними пользователями отчетности.
Таким образом, рынок аудиторских услуг в России на данный момент имеет тенденцию к активному развитию: повышается востребованность услуг, объем выручки компаний и уровень квалифицированности аудиторов. Более того, наблюдается интернационализация российского аудита: наличие крупных компаний с международным капиталом, а также введение международных стандартов отчетности для всех организаций.
Библиографическая ссылка
Исаков А.В. АНАЛИЗ РЫНКА АУДИТОРСКИХ УСЛУГ РОССИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15137 (дата обращения: 03.12.2024).