Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ANALYSIS OF THE AUDIT MARKET OF RUSSIA

Isakov A.V. 1
1 «Ural Federal University named after the first President of Russia B.N.Yeltsin»
Today audit service remains as a new institute for Russia and thus the subject designated is perfectly actual for the modern society and needs to be completely analyzed and illuminated. For this reason the author has conducted this analytical study. It has been thought that due to the current economical situation in Russian Federation it seems to be crucial to evaluate the real possibilities and the present conditions of the audit market in order to prognosticate it’s further growth. The purpose of this article is to examine the market of audit services in Russia in the aggregate, analyze the key performance indicators of audit organizations and the market in general. The author also notes major trends in the development of the market of audit services in Russia and generates relevant insights on the subject studied.
audit
audit services
audit companies

Возникновение аудита связано с необходимостью представления качественной информации для принятия решений об инвестировании и сотрудничестве. История развития аудиторской деятельности в России берет начало еще со времен Петра I, однако существенное становление рынка произошло лишь в 1987г., когда появились первые аудиторские организации. Необходимость появления таких организаций была вызвана мощнейшим развитием внешнеторговых взаимоотношений. Аудит представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей [3]. На сегодняшний день услуги аудиторов являются одними из самых востребованных на рынке финансовых услуг: они производят независимую оценку достоверности финансовой отчетности предприятий, обеспечивая им правильность ведения успешного бизнеса.

На данный момент на территории РФ насчитывается порядка 21,5 тысяч аудиторских организаций, причем 35% из них сосредоточено в г. Москве, в то время как на Урале всего 7% [1]. Стоит отметить, что в настоящее время количество компаний в данной сфере услуг практически не изменяется. Несмотря на небольшое ежегодное сокращение аудиторов, в условиях кризиса экономики этот факт, по мнению автора, является вполне естественным, ведь происходит сокращение субъектов-потребителей аудиторских услуг.

Таблица 1

Количество аудиторских организаций и аудиторов в Российской Федерации [4]

 

01.01.2013

01.01.2014

01.01.2015

31.12.2015

Имеют право на осуществление аудиторской деятельности – всего, тыс.

5,7

5,5

5,3

5,1

в том числе:

 

 

 

 

аудиторские организации

4,8

4,7

4,5

4,4

индивидуальные аудиторы

0,9

0,8

0,8

0,7

Аудиторы – всего, тыс.

24,1

23,0

22,2

21,5

из них:

 

 

 

 

сдавшие квалификационный экзамен на получение единого аттестата

3,2

3,2

3,4

3,5

Отмечается также рост числа квалифицированных аудиторов: примерно на 1 тысячу ежегодно.

Обращаясь к данным о динамике доходов аудиторских компаний (табл. 2), можно заметить, что, несмотря на экономический кризис, наблюдается прямое увеличение выручки и доходов аудиторов. Так, за последний год операционная прибыль данного рода услуг увеличилась на целых 2,5 млрд. рублей, что является крайне благоприятным фактом. Однако, с учетом таких факторов, как инфляция и ослабление курса рубля, о реальном росте, к сожалению, не может идти и речи.

Таблица 2

Динамика доходов аудиторских организаций [4]

 

за 2011 г.

за 2012 г.

за 2013 г.

за 2014 г.

за 2015 г.

Объем оказанных услуг – всего, млрд. руб.

50,8

51,0

51,7

53,6

56,1

Прирост по сравнению с прошлым годом, %

3,5

0,5

1,4

3,7

4,7

Объем доходов от аудита, приходящийся на 1 млн. руб. выручки клиентов, руб.

346

325

339

313

318

            Немаловажно также проанализировать потребность экономических субъектов в аудите, ведь на настоящем этапе спрос на определенные виды услуг имеет тенденцию к снижению. Но за последний год на территории РФ число клиентов аудиторских организаций возросло на 4 тысячи (6%); это означает, что аудит – услуги вполне востребованные, и рынок развивается успешно (табл. 3).

Таблица 3

Количество клиентов аудиторских организаций, бухгалтерская отчетность которых проаудирована [4]

 

Россия - всего

Москва

Санкт-Петербург

Другие регионы

2013

68 380

26 773

6 271

35 336

2014

67 857

27 810

5 963

34 084

2015

71 841

27 437

6 419

37 985

Отдельного внимания заслуживает так называемая «большая аудиторская четверка»: крупнейшие международные сети компаний Deloitte, Ernst&Young, PricewaterhouseCoopers и KPMG. Эти организации на российском рынке получают наибольшую прибыль по сравнению с отечественными и пользуются наибольшим спросом у крупных холдингов и корпораций [2]. Доходы от проведения аудита в расчете на одного аудитора «большой четверки» превышают доходы среднестатистической московской аудиторской организации практически в 106 раз (23 600,4 и 223,3 тыс. руб. соответственно) [4]. Такой разрыв в доходах дает «большой четверке» конкурентные преимущества за счет объективно лучшей методологии и организации проведения аудита, что в значительной мере определяется финансовыми возможностями. В свою очередь, это приводит к вполне закономерным результатам – хоть и не значительному, но все же сокращению количества отечественных аудиторских компаний (табл. 1).

Что касается тенденций развития рынка аудиторских услуг, то в соответствии с изменением ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности» с 01.01.2017г. в России запланирован общий переход на Международные Стандарты Аудита, которые станут обязательными как для аудиторских организаций, аудиторов, так и для аудируемых лиц [5]. В связи с этим в новом варианте МСА предусматривается раскрытие значительно большего объема информации, нежели сейчас. Аудитор отныне будет обязан делиться имеющейся информацией с инвесторами, акционерами и иными внешними пользователями отчетности.

Таким образом, рынок аудиторских услуг в России на данный момент имеет тенденцию к активному развитию: повышается востребованность услуг, объем выручки компаний и уровень квалифицированности аудиторов. Более того, наблюдается интернационализация российского аудита: наличие крупных компаний с международным капиталом, а также введение международных стандартов отчетности для всех организаций.