Для получения высокого личностного результата в изучении математики, необходимо использовать различные методы обучения. Традиционно используют объяснительно-иллюстративные, алгоритмизированные формы и методы обучения, так как они направлены на быструю передачу учащимся большого объема информации (формулы, правила, алгоритмы, свойства, теоремы, готовые доказательства).
Одним из требований к условиям реализации основных образовательных программ (ООП) бакалавриата в рамках ФГОС ВПО третьего поколения является внедрение и широкое применение в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий.
В зависимости от уровня познавательной активности в учебном процессе выделяют несколько моделей обучения: пассивное, активное и интерактивное.
При пассивном обучении преподаватель выступает в роли источника знаний, является основным действующим лицом, студент же выступает в роли объекта обучения Студент записывает лекцию и не вступает в словесный контакт с преподавателем.
При активном обучении студент проявляет себя. Он, в данном случае, является субъектом обучения, выполняя задания, общаясь с преподавателем, выражая свое мнение, проявляя творческую и индивидуальную сторону.
Одним из направлений активного обучения является интерактивное.
Интерактивный метод («Inter» – это взаимный, «act» – действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. То есть, студент общается не только с преподавателем, но и со своими одногруппниками. Преподаватель в этот момент становится не только источником знаний, но и консультантом, наставником.
Очень часто используются технологии, например, интерактивное обучение при помощи компьютера, планшета. Многие вузы практикуют их использование, особенно за рубежом. В век новых технологий это становится все более и более популярным и востребованным.
Из многообразия интерактивных форм и методов обучения, разработанных в области дидактики, выделим те, которые наиболее полно учитывают специфику предмета и могут успешно применяться при изучении математики:
– интерактивная лекция (проблемная лекция, лекция с запланированными ошибками, лекция вдвоем, лекция-визуализация, лекция-диалог);
– диалоговая форма обучения (предполагает разработку целенаправленной системы вопросов, поиск ответов на которые служит основой для включения студентов в дискуссию, в самостоятельный поиск необходимой информации);
– групповая форма работы (парами, фронтальная, индивидуальная, микрогруппы);
– совместная деятельность студентов по решению задач недетерминированного характера.
– дидактические и ролевые игры (предоставляют преподавателю дополнительные возможности по организации закрепления, повторения, систематизации пройденного материала, подготовки студентов к контрольной работе или зачету, проверке знаний, умений и навыков, применения результатов обучения, формирования у студентов новых знаний);
– лабораторная работа (студенты под руководством преподавателя и по заранее намеченному плану выполняют определенные практические задания);
– дискуссия (публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями или мнениями по поводу какой-либо проблемы);
– метод «мозгового штурма» (участники обсуждения высказывают большое количество вариантов решения той или иной задачи, примера).
В зависимости от изучаемого содержания могут использоваться также метод «круглого стола», конкурсы практических работ с их обсуждением, тренинги, кейс–метод (разбор конкретных производственных ситуаций), моделирование производственных процессов или ситуаций.
Насколько этот метод эффективен в преподавании математики?
Во-первых, это зависит от компетентности преподавателя, его грамотной подаче материала.
Во-вторых, возможности группы студентов необходимо тоже учитывать. Многие люди не могут интерактивно работать, вступать в контакт не только с преподавателем, но и со своими одногруппниками. Им легче решить ту или иную задачу своими усилиями и только при затруднении обратиться за помощью к другому человеку.
И, наконец, в-третьих, интерес обучающихся. Многие студенты не расположены к интерактивному изучению дисциплины, возможно, что и к самому традиционному. А чтобы добиться эффективного результата, студент должен проявить свою активность, самое главное, заинтересованность и увлечение в изучении предмета.
На наш взгляд, интерактивный метод обучения очень эффективен, так как он помогает студенту в обучении, облегчает задачу преподавателю, а главное, дает прогрессивный результат в изучении такого сложного и трудноусваиваемого предмета математика.
Выше мы упоминали о том, что XXI век является веком новых технологий, и интерактивный метод обучения очень тесно связан с использованием различных видов электронных машин. Внедрение в обучение техники – это несомненный подъем общества.
Информационная и технологическая база нашего университета дает невероятные возможности студентам в изучении дисциплин. Например, наш факультет Социально-культурного сервиса и туризма оснащен по последнему слову техники. В каждой аудитории находятся проектор, компьютер с доступом в интернет. Просмотр презентаций, изучение графиков и схем происходят намного проще, удобнее и быстрее. Немаловажную роль играют и доски нового формата. Мы используем интерактивные доски, которые удобны в обращении.
Благодаря новым технологиям мы имеем возможность работать в ускоренном процессе, а самое главное – плодотворно. В сознании современной молодежи уже давно сформировалось «электронное» понимание мира, так как многие из нас пользуются смартфонами, ноутбуками, планшетами, ведь это удобно. И, как нам кажется, применение техники в учебном процессе – настоящий подъем современного обучения.
В заключение вспомним о таком сложном процессе, как обучение студентов.
Обучение– сложный творческий процесс. Только целенаправленное обучение и напряженное мышление может принести какие-то плоды. Отсюда вытекает педагогический вывод: если не научить студента мыслить при освоении нового материала, то велика вероятность того, что функция запоминания будет неполноценной, потому что будет отсутствовать понимание, а оно является главной основой запоминания.
Совершенствовать методику преподавания можно только в том случае, когда преподаватель умеет целенаправленно управлять мыслительной деятельностью студента, активизируя ее. Управлять таким видом деятельности преподаватель может опираясь на психолого-педагогические знания, методику объяснения и обучения студентов данной дисциплине.
В этом раскрывается взаимосвязь внутренних и внешних процессов студентов. Под внутренними процессами понимаются процессы, которые протекают в сознании студента. К ним относятся процесс запоминания и восприятия данного материала, усвоение и т.д. А под внешними понимаются процессы, благодаря которым протекает учебная деятельность. К ним относятся план организации занятия, содержание упражнений, задач, примеров и т.д.
Исходя из вышесказанного, преподаватель может без каких-либо трудностей управлять мыслительной деятельностью студента, что укажет на высокую квалифицированность преподавателя. Преподаватель прогнозирует усвоение материала студентами и посредствам этого выбирает особые методы и способы преподавания высшей математики исходя из условий своей работы, опираясь на полученные знания о студентах, об их психической и умственной деятельности. Это позволит эффективнее доносить информацию до учащихся, при этом зная, что каждый хорошо усвоит эту информацию.
Библиографическая ссылка
Шевелева М.С., Дутова А.Д. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ УСВОЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 3-3. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15035 (дата обращения: 21.11.2024).