Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1

Для получения высокого личностного результата в изучении математики, необходимо использовать различные методы обучения. Традиционно используют объяснительно-иллюстративные, алгоритмизированные формы и методы обучения, так как они направлены на быструю передачу учащимся большого объема информации (формулы, правила, алгоритмы, свойства, теоремы, готовые доказательства).

Одним из требований к условиям реализации основных образовательных программ (ООП) бакалавриата в рамках ФГОС ВПО третьего поколения является внедрение и широкое применение в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий.

В зависимости от уровня познавательной активности в учебном процессе выделяют несколько моделей обучения: пассивное, активное и интерактивное.

При пассивном обучении преподаватель выступает в роли источника знаний, является основным действующим лицом, студент же выступает в роли объекта обучения Студент записывает лекцию и не вступает в словесный контакт с преподавателем.

При активном обучении студент проявляет себя. Он, в данном случае, является субъектом обучения, выполняя задания, общаясь с преподавателем, выражая свое мнение, проявляя творческую и индивидуальную сторону.

Одним из направлений активного обучения является интерактивное.

Интерактивный метод («Inter» – это взаимный, «act» – действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. То есть, студент общается не только с преподавателем, но и со своими одногруппниками. Преподаватель в этот момент становится не только источником знаний, но и консультантом, наставником.

Очень часто используются технологии, например, интерактивное обучение при помощи компьютера, планшета. Многие вузы практикуют их использование, особенно за рубежом. В век новых технологий это становится все более и более популярным и востребованным.

Из многообразия интерактивных форм и методов обучения, разработанных в области дидактики, выделим те, которые наиболее полно учитывают специфику предмета и могут успешно применяться при изучении математики:

– интерактивная лекция (проблемная лекция, лекция с запланированными ошибками, лекция вдвоем, лекция-визуализация, лекция-диалог);

– диалоговая форма обучения (предполагает разработку целенаправленной системы вопросов, поиск ответов на которые служит основой для включения студентов в дискуссию, в самостоятельный поиск необходимой информации);

– групповая форма работы (парами, фронтальная, индивидуальная, микрогруппы);

– совместная деятельность студентов по решению задач недетерминированного характера.

– дидактические и ролевые игры (предоставляют преподавателю дополнительные возможности по организации закрепления, повторения, систематизации пройденного материала, подготовки студентов к контрольной работе или зачету, проверке знаний, умений и навыков, применения результатов обучения, формирования у студентов новых знаний);

– лабораторная работа (студенты под руководством преподавателя и по заранее намеченному плану выполняют определенные практические задания);

– дискуссия (публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями или мнениями по поводу какой-либо проблемы);

– метод «мозгового штурма» (участники обсуждения высказывают большое количество вариантов решения той или иной задачи, примера).

В зависимости от изучаемого содержания могут использоваться также метод «круглого стола», конкурсы практических работ с их обсуждением, тренинги, кейс–метод (разбор конкретных производственных ситуаций), моделирование производственных процессов или ситуаций.

Насколько этот метод эффективен в преподавании математики?

Во-первых, это зависит от компетентности преподавателя, его грамотной подаче материала.

Во-вторых, возможности группы студентов необходимо тоже учитывать. Многие люди не могут интерактивно работать, вступать в контакт не только с преподавателем, но и со своими одногруппниками. Им легче решить ту или иную задачу своими усилиями и только при затруднении обратиться за помощью к другому человеку.

И, наконец, в-третьих, интерес обучающихся. Многие студенты не расположены к интерактивному изучению дисциплины, возможно, что и к самому традиционному. А чтобы добиться эффективного результата, студент должен проявить свою активность, самое главное, заинтересованность и увлечение в изучении предмета.

На наш взгляд, интерактивный метод обучения очень эффективен, так как он помогает студенту в обучении, облегчает задачу преподавателю, а главное, дает прогрессивный результат в изучении такого сложного и трудноусваиваемого предмета математика.

Выше мы упоминали о том, что XXI век является веком новых технологий, и интерактивный метод обучения очень тесно связан с использованием различных видов электронных машин. Внедрение в обучение техники – это несомненный подъем общества.

Информационная и технологическая база нашего университета дает невероятные возможности студентам в изучении дисциплин. Например, наш факультет Социально-культурного сервиса и туризма оснащен по последнему слову техники. В каждой аудитории находятся проектор, компьютер с доступом в интернет. Просмотр презентаций, изучение графиков и схем происходят намного проще, удобнее и быстрее. Немаловажную роль играют и доски нового формата. Мы используем интерактивные доски, которые удобны в обращении.

Благодаря новым технологиям мы имеем возможность работать в ускоренном процессе, а самое главное – плодотворно. В сознании современной молодежи уже давно сформировалось «электронное» понимание мира, так как многие из нас пользуются смартфонами, ноутбуками, планшетами, ведь это удобно. И, как нам кажется, применение техники в учебном процессе – настоящий подъем современного обучения.

В заключение вспомним о таком сложном процессе, как обучение студентов.

Обучение– сложный творческий процесс. Только целенаправленное обучение и напряженное мышление может принести какие-то плоды. Отсюда вытекает педагогический вывод: если не научить студента мыслить при освоении нового материала, то велика вероятность того, что функция запоминания будет неполноценной, потому что будет отсутствовать понимание, а оно является главной основой запоминания.

Совершенствовать методику преподавания можно только в том случае, когда преподаватель умеет целенаправленно управлять мыслительной деятельностью студента, активизируя ее. Управлять таким видом деятельности преподаватель может опираясь на психолого-педагогические знания, методику объяснения и обучения студентов данной дисциплине.

В этом раскрывается взаимосвязь внутренних и внешних процессов студентов. Под внутренними процессами понимаются процессы, которые протекают в сознании студента. К ним относятся процесс запоминания и восприятия данного материала, усвоение и т.д. А под внешними понимаются процессы, благодаря которым протекает учебная деятельность. К ним относятся план организации занятия, содержание упражнений, задач, примеров и т.д.

Исходя из вышесказанного, преподаватель может без каких-либо трудностей управлять мыслительной деятельностью студента, что укажет на высокую квалифицированность преподавателя. Преподаватель прогнозирует усвоение материала студентами и посредствам этого выбирает особые методы и способы преподавания высшей математики исходя из условий своей работы, опираясь на полученные знания о студентах, об их психической и умственной деятельности. Это позволит эффективнее доносить информацию до учащихся, при этом зная, что каждый хорошо усвоит эту информацию.