Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ В ОБРАЗОВАНИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ КОМПЬЮТЕРНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ

Павлов Е.Г. 1 Егорова Н.В. 2
1 Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»
2 Ивановский государственный университет
Список литературы
1. Павлов Е.Г. Деловая игра в образовании / Е.Г. Павлов //Научный поиск. – 2015. – №3.3.
2. Сапунцов В.Д. Компьютерные деловые игры и дистанционное образование / В.Д. Сапунцов // Открытое образование. – 2000. – №1.
3. [http://dic.academic.ru] – дата последнего обращения 23.01.2016.
4. [http://slovo.yaxy.ru] – дата последнего обращения 23.01.2016.

Современное образование включает в себя множество различных методов обучения. Одним из них является деловая игра. К сожалению, он не находит широкого применения в настоящее время. В данной статье мы рассмотрим метод деловой игры более подробно и сделаем выводы о его эффективности. Перед тем как ознакомиться с понятием деловой игры, разберем для начала, что же такое игра. Игра – один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений [4]. Игра является неотъемлемой частью жизни каждого человека. В игровом процессе познаются важные и сложные моменты жизни общества. В образовании же применяется такое понятие, как деловая игра – метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам. Применяется для обучения и исследовательских целей [4]. С педагогической точки зрения, деловая игра позволяет сформировать у будущего специалиста более реалистичные представления о практической стороне своей будущей специальности и об отношениях в коллективе сотрудников, характерных для данной профессии.

История деловых игр в производственной сфере берет начало в 30-х годах XX века. Автором первой деловой игры стала Мария Мироновна Бирштейн. Свои идеи она основывала на принципе обучения военачальников в процессе военных игр, появившихся накануне Второй мировой войны и ставшими прообразом современных деловых игр. Результат реализации идей М.М. Бирштейн показал, что в ходе обучения участники игры получили опыт и усовершенствовали свои навыки, которые стало возможным с успехом применять на практике. Однако в скором времени деловые игры, как и некоторые другие науки в СССР были упразднены, что стало причиной остановки их развития. В середине 50-х годов в развитие деловых игр большой вклад сделали США. Появился международный журнал «Имитация и игры» (Simulation and Games) и возникло международное общество «ISAGA». В СССР деловые игры приняли массовый характер в 70-80-х годах. Была создана ассоциация разработчиков игрового социального имитационного моделирования (АРИСИМ). В 90-х годах новый стимул к развитию деловых игр дает повсеместное внедрение персональных компьютеров. В это время появились компьютерные деловые игры. В России находили широкое применение лишь зарубежные продукты, поскольку государственной поддержки для разработки отечественных систем не было. Таким образом мы подошли к новому понятию – компьютерная деловая игра – это учебно-тренинговая компьютерная система, построенная на основе математической модели, описывающей хозяйственный процесс и иные приближенные к реальности ситуации по определенным правилам. КДИ позволяет отрабатывать навыки принятия управленческих решений и комплексного экономического анализа в меняющейся ситуации. КДИ является частным случаем деловой игры [3]. Обычная деловая игра предполагает присутствие преподавателя, имеющего навык проведения таких игр и высокую квалификацию по их тематике для консультации участников игры и анализа результатов принимаемых ими решений. В компьютерной деловой игре функции такого преподавателя-консультанта автоматизируются, за счет чего значительно снижается учебное время на прохождение одного цикла игры и появляется возможность увеличить число имитаций с последовательным усовершенствованием навыков в принятии решений.

Компьютерные деловые игры подразделяются на два типа:

- коллективные;

- индивидуальные [2].

Коллективная компьютерная деловая игра предполагает участие нескольких игроков или групп игроков, здесь каждый участник самостоятельно принимает решения. Такая игра наиболее реалистична, так как принятие решений предоставлено живым людям, а не автоматизированной системе. Участники могут обмениваться ролями, тем самым они получают возможность изучить смоделированную ситуацию с разных сторон. Однако успех коллективной игры зависит не только от организации процесса, но и от первоначальных знаний участников игры. Если участники и руководитель игры имеют низкий уровень знаний, то эффект от проведения игры может стать отрицательным, поскольку у участников сложится неверное представление о процессе, они с недоверием отнесутся к компьютерной системе и в целом к данному методу обучения.

Индивидуальная компьютерная деловая игра отличается тем, что в ней моделируется не только ситуация и условная среда, но и действия всех участников, кроме одного. Заметим, что и в данной ситуации игра остается коллективной, просто некоторые роли в ней выполняет автоматизированная система. Преимуществом индивидуальной компьютерной игры является то, что требования к уровню квалификации руководителя игры не так высоки, как в случае коллективной игры, более того она может проходить и вовсе без руководителя. Выполненные участником задания хранятся в памяти компьютера, поэтому обсуждение результатов с преподавателем может проходить в любое удобное время. Данное преимущество индивидуальных игр очень важно с точки зрения дистанционного обучения. К тому же участник индивидуальной игры не зависит от уровня знаний других участников игры и от их присутствия вообще, поэтому процесс прохождения игры и анализ принимаемых решений здесь проходит в разы быстрее, нежели при проведении коллективной компьютерной деловой игры.

В условиях современных темпов информатизации общества существует масса возможностей применения компьютерных деловых игр на практике, что способствовало бы значительному повышению квалификации сотрудников различных сфер деятельности.


Библиографическая ссылка

Павлов Е.Г., Егорова Н.В. ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ В ОБРАЗОВАНИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ КОМПЬЮТЕРНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 3-2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=14874 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674