Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

--- 1 --- 2
1 ---
2 ---

Современное образование включает в себя множество различных методов обучения. Одним из них является деловая игра. К сожалению, он не находит широкого применения в настоящее время. В данной статье мы рассмотрим метод деловой игры более подробно и сделаем выводы о его эффективности. Перед тем как ознакомиться с понятием деловой игры, разберем для начала, что же такое игра. Игра – один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений [4]. Игра является неотъемлемой частью жизни каждого человека. В игровом процессе познаются важные и сложные моменты жизни общества. В образовании же применяется такое понятие, как деловая игра – метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам. Применяется для обучения и исследовательских целей [4]. С педагогической точки зрения, деловая игра позволяет сформировать у будущего специалиста более реалистичные представления о практической стороне своей будущей специальности и об отношениях в коллективе сотрудников, характерных для данной профессии.

История деловых игр в производственной сфере берет начало в 30-х годах XX века. Автором первой деловой игры стала Мария Мироновна Бирштейн. Свои идеи она основывала на принципе обучения военачальников в процессе военных игр, появившихся накануне Второй мировой войны и ставшими прообразом современных деловых игр. Результат реализации идей М.М. Бирштейн показал, что в ходе обучения участники игры получили опыт и усовершенствовали свои навыки, которые стало возможным с успехом применять на практике. Однако в скором времени деловые игры, как и некоторые другие науки в СССР были упразднены, что стало причиной остановки их развития. В середине 50-х годов в развитие деловых игр большой вклад сделали США. Появился международный журнал «Имитация и игры» (Simulation and Games) и возникло международное общество «ISAGA». В СССР деловые игры приняли массовый характер в 70-80-х годах. Была создана ассоциация разработчиков игрового социального имитационного моделирования (АРИСИМ). В 90-х годах новый стимул к развитию деловых игр дает повсеместное внедрение персональных компьютеров. В это время появились компьютерные деловые игры. В России находили широкое применение лишь зарубежные продукты, поскольку государственной поддержки для разработки отечественных систем не было. Таким образом мы подошли к новому понятию – компьютерная деловая игра – это учебно-тренинговая компьютерная система, построенная на основе математической модели, описывающей хозяйственный процесс и иные приближенные к реальности ситуации по определенным правилам. КДИ позволяет отрабатывать навыки принятия управленческих решений и комплексного экономического анализа в меняющейся ситуации. КДИ является частным случаем деловой игры [3]. Обычная деловая игра предполагает присутствие преподавателя, имеющего навык проведения таких игр и высокую квалификацию по их тематике для консультации участников игры и анализа результатов принимаемых ими решений. В компьютерной деловой игре функции такого преподавателя-консультанта автоматизируются, за счет чего значительно снижается учебное время на прохождение одного цикла игры и появляется возможность увеличить число имитаций с последовательным усовершенствованием навыков в принятии решений.

Компьютерные деловые игры подразделяются на два типа:

- коллективные;

- индивидуальные [2].

Коллективная компьютерная деловая игра предполагает участие нескольких игроков или групп игроков, здесь каждый участник самостоятельно принимает решения. Такая игра наиболее реалистична, так как принятие решений предоставлено живым людям, а не автоматизированной системе. Участники могут обмениваться ролями, тем самым они получают возможность изучить смоделированную ситуацию с разных сторон. Однако успех коллективной игры зависит не только от организации процесса, но и от первоначальных знаний участников игры. Если участники и руководитель игры имеют низкий уровень знаний, то эффект от проведения игры может стать отрицательным, поскольку у участников сложится неверное представление о процессе, они с недоверием отнесутся к компьютерной системе и в целом к данному методу обучения.

Индивидуальная компьютерная деловая игра отличается тем, что в ней моделируется не только ситуация и условная среда, но и действия всех участников, кроме одного. Заметим, что и в данной ситуации игра остается коллективной, просто некоторые роли в ней выполняет автоматизированная система. Преимуществом индивидуальной компьютерной игры является то, что требования к уровню квалификации руководителя игры не так высоки, как в случае коллективной игры, более того она может проходить и вовсе без руководителя. Выполненные участником задания хранятся в памяти компьютера, поэтому обсуждение результатов с преподавателем может проходить в любое удобное время. Данное преимущество индивидуальных игр очень важно с точки зрения дистанционного обучения. К тому же участник индивидуальной игры не зависит от уровня знаний других участников игры и от их присутствия вообще, поэтому процесс прохождения игры и анализ принимаемых решений здесь проходит в разы быстрее, нежели при проведении коллективной компьютерной деловой игры.

В условиях современных темпов информатизации общества существует масса возможностей применения компьютерных деловых игр на практике, что способствовало бы значительному повышению квалификации сотрудников различных сфер деятельности.