Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

Эволюция интеграционной политики ЕС в отношении стран Северной Африки

Орлова С.Ю. 1
1 Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Евросоюз заинтересован в стабильном развитии стран Северной Африки, поэтому поощряет развитие в регионе интеграционных процессов. В 1989 г. был создан Союз Арабского Магриба, деятельность которого не увенчалась успехом из-за отсутствия единства среди стран-членов. В 1993 г. Евросоюз выдвигает инициативу «Нового Средиземноморского партнерства», в рамках которой планировалось создание Евросредиземноморской зоны свободной торговли. Этапами ее создания должны были стать договоры об ассоциированном членстве с ЕС и развитие региональной интеграции. Были созданы ЗСТ между Египтом, Израилем, Иорданией, Марокко и Тунисом, а также Большая Арабская зона свободной торговли. Однако эти проекты не принесли значимых результатов из-за нерешенности ряда проблем, препятствующих интеграции в Северной Африке и Южном и Восточном Средиземноморье в целом.
северная африка
евросоюз
магриб
барселонский процесс
интеграция
зст
гафта.
1. Зверева Т.В. Внешняя политика современной Франции. М., 2014. C. 241.
2. Ковтунов А.Г. Проблемы интеграции стран Магриба. М., 1998. С. 192.
3. Ломакин Н.Н. Панарабская зона свободной торговли: цели, направления и резуль-таты формирования // Российский внешнеэкономический вестник. М., 2015. № 7. С. 115-119.
4. Мальцев Ю.С. Страны Магриба в региональной и мировой политике. М., 1994. С. 220.
5. Сапранова М. ЕС и САМ: проблемы и перспективы // МГИМО Университет. 29.09.2010. URL: http://old.mgimo.ru/news/experts/document164544.phtml
6. Трофимова О.Е. Эволюция средиземноморской политики Евросоюза: путь от со-трудничества к интеграции. М., 2011. С. 122
7. Федорченко А.В. Экономическая интеграция на Ближнем Востоке: достижения или упущенные возможности? // Вестник МГИМО Университета. М., 2010. № 5. С. 41-47.
8. Шкваря Л.В. Зона свободной торговли в Средиземноморском регионе: проблемы и перспективы развития // Вестник Российской экономической академии имени Г.В. Плеха-нова. М., 2006. № 2. С. 16-26.
9. Agreement setting up a free trade area between the Arab Mediterranean countries // Agadiragreement.org. URL: http://www.agadiragreement.org/CMS/UploadedFiles/10ac3206-5a49-4dd8-833e-0783d2ea4190.pdf

Введение 

В условиях процессов глобализации государства для решения своих проблем политического и социально-экономического характера и повышения уровня развития своих экономик все чаще прибегают к объединению в региональные группировки. Интеграционные процессы затронули и Северную Африку. Немалое влияние на развитие этих процессов оказали страны Европейского Союза, которые объединяет со странами региона не только колониальное прошлое, но и обширные экономические и геополитические интересы.

В своей работе я попыталась выявить особенности региональной интеграции в Северной Африке, а также проследить эволюцию интеграционной политики ЕС в отношении государств данного региона. Эта цель будет конкретизироваться в следующих задачах:

1) разобраться в интересах, которые имеют страны Евросоюза в Северной Африке;

2) проанализировать попытки создания первого в регионе интеграционного регионального объединения САМ в 1980-х гг.;

3) охарактеризовать «Новую средиземноморскую политику» ЕС и понять ее причины;

4) проследить за попытками стимулирования региональной интеграции в Южном Средиземноморье в рамках новой политики;

5) определить результаты интеграционных инициатив ЕС в отношении стран Северной Африки и Средиземноморья в целом.

Интересы ЕС в Северной Африке

Северная Африка всегда занимала далеко не последнее место во внешней политике Европейского Союза. Для этого существует множество причин.

Во-первых, это взаимные экономические интересы обеих сторон. ЕС заинтересован в нефтяных, газовых и сельскохозяйственных ресурсах региона, а также дешевой рабочей силе для европейских ТНК. В свою очередь, экономики Северной Африки характеризуются высокой долей зависимости от Евросоюза, т.к. он занимает значительную долю в североафриканском экспорте и является донором инвестиций, технологий и товаров промышленного производства, необходимых для успешного развития региона.

Во-вторых, это сотрудничество в сфере безопасности на фоне роста волны религиозного радикализма и увеличение масштабов международного терроризма. Страны региона, в частности Ливия, являются местами размещения радикальных исламистских группировок, в том числе и ДАИШ.

В-третьих, это потребности в налаживании более интенсивного культурного диалога в связи с непрекращающейся миграцией из стран Северной Африки в Европу, что порождает ряд сложностей в адаптации мигрантов в новой среде. Также имеет место геополитический интерес ЕС, стремящегося расширить сферу своего влияния.

В таких условиях ЕС заинтересован в обеспечении стабильности в регионе и в достижении странами региона более высокого экономического и социального развития. Одним из эффективных способов решения таких проблем в условии глобализации является региональная интеграция. Следует сказать, что в Североафриканском регионе существуют серьезные предпосылки для интеграции: это и историческая общность, и географическая близость, и стоящие перед странами общие экономические и политические проблемы, требующие более эффективного решения. Мощным объединительным фактором является ислам [3].

Первые самостоятельные попытки интеграции в Североафриканском регионе

Первой попыткой создания интеграционного объединения в Североафриканском регионе стал Союз Арабского Магриба (САМ). Основы для его создания были заложены еще в 1950-1960-е гг. после деколонизации магрибских стран – Алжира, Марокко, Туниса, Ливии и Мавритании. В сентябре 1964 г. состоялась конференция на уровне министров экономики Алжира, Ливии, Марокко и Туниса, где была разработана доктрина экономического и торгового сотрудничества между государствами-участниками, а также был создан Постоянный консультативный комитет стран Магриба. Экономические и социально-политические перемены в большинстве стран региона в 1980-е гг. сдвинули процесс объединения с мертвой точки. В Алжире, Ливии, Тунисе и Марокко был взят курс на демократические преобразования [4].

В условиях глубокого кризиса и политической нестабильности правительства этих стран всерьез начинают рассматривать вариант политико-экономической интеграции. Каждое государство хотело получить свои выгоды от объединения: Тунис стремился нивелировать ограниченность в природных и людских ресурсах и слабое развитие обрабатывающих отраслей промышленности, ливийский лидер Муаммар Каддафи грезил об объединении всего арабского мира. Алжир и Марокко видели в новой организации решение своих внутриэкономических проблем, а также площадку для урегулирования отношений друг с другом, осложненных спором по поводу Западной Сахары. Мавритания, как самое бедное государство региона, приветствовала любые инициативы регионального объединения.

Организация САМ была создана 17 февраля 1989 г, после подписания пятью североафриканскими государствами – Алжиром, Марокко, Мавританией, Тунисом и Ливией – соглашения в марроканском городе Марракеш. Целью организации провозглашалось достижение прогресса и процветания в обществах стран-участниц. Страны обязались стремиться к выработке общей экономической и социальной политики, содействовать культурному диалогу и укреплять сотрудничество в сфере безопасности. У стран-участниц были достаточно амбициозные планы: к 1992 г. они намеревались создать ЗСТ, к 1995 г. – таможенный союз, а уже к 2000 г. государства Магриба должны были перейти в стадию полной экономической интеграции [2].

Европейское сообщество сначала неоднозначно прореагировало на инициативу арабских стран. Некоторые члены тогда еще Европейского Экономического Сообщества предпочитали иметь дело с отдельными странами, а не с организацией в целом. Активизация диалога между САМ и европейскими странами произошла в немалой степени благодаря Франции, которая была заинтересована в сохранении своего влияния в странах Магриба, являясь их бывшей метрополией. Однако на тот момент финансовая помощь для развития интеграционных процессов в регионе, поступавшая от европейских стран, оставалась незначительной.

 «Новая средиземноморская политика» ЕС

Политика Европы в отношении стран Северной Африки активизируется только в начале 1990-х гг. Создание САМ не решило серьезные социально-экономические проблемы в регионе, демографический рост в Северной Африке привел к увеличению миграционных потоков из этих стран в Европу. Последствием бездействия европейцев было также то, что их позиции в регионе постепенно стали вытесняться американцами. Все это заставляет посмотреть на сотрудничество с южносредиземноморскими партнерами под новым углом [5]. Ведущим странам Европы пришлось выработать новую стратегию сохранения своего влияния в Северной Африке, которая была основана на продвижении интересов европейских стран в формате большой интеграционной группировки.

Странами ЕС провозглашается «Новая средиземноморская политика», в рамках которой в апреле 1992 г. Еврокомиссия выдвигает план по созданию зоны свободной зоны с Алжиром, Марокко и Тунисом. Вскоре большинство видов сельскохозяйственной продукции, экспортируемой странами Северной Африки в Европу, было освобождено от таможенных сборов. В 1994 г. появляется более широкий проект, который предполагал вовлечение в интеграционные процессы не только североафриканских стран, но государств всего Средиземноморья. Предполагалось, что такая политика позволит эффективнее решать проблемы социально-экономического развития стран Южного Средиземноморья и выведет не только отношения ЕС и Северной Африки, но и все евро-средиземноморское сотрудничество на новый уровень [6].

В ноябре 1995 г. был дан старт так называемому Барселонскому процессу, который был призван заложить основу для более динамичного сотрудничества стран ЕС и его средиземноморских партнеров. Барселонская декларация была подписана 27 государствами, в которой страны участницы объявляют о намерении развивать экономические отношения как с Евросоюзом, так и друг с другом. Главной целью данного сотрудничества декларировалось создание Евро-Средиземноморской зоны свободной торговли, которая должна была проходить поэтапно и завершиться к 2012 г. Реализация проекта была нацелена на стимулирование не только межрегионального, но и внутрирегионального сотрудничества между странами. Основными источниками финансирования данной инициативы должны были стать страны ЕС.

Постепенная либерализация торговли должна была осуществляться путем подписания государствами Южного и Восточного Средиземноморья двусторонних соглашений с ЕС об ассоциации и свободной торговле товарами [8]. Ассоциированное членство в ЕС – это возможность получить беспошлинный доступ к европейским рынкам, не являясь формальным членом организации, а также получить приток иностранных инвестиций и доступ к новейшим технологиям. Страны Североафриканского региона с энтузиазмом воспользовались предоставленной им возможностью, и уже в 1998 г. ЕС подписывает соглашение об ассоциированном членстве с Тунисом, в 2000 г. – с Марокко, в 2004 г. – с Египтом, в 2005 г. – с Алжиром.

Все эти договоры являлись своего рода низшим уровнем интеграции региона. В основном они ограничивались торговлей, но постепенно стали охватывать социально-культурные аспекты и миграционные вопросы [6]. Также в договорах оговаривались меры по защите интеллектуальной собственности, развитию туризма, защите окружающей среды. Изменяется таможенная политика стран Северной Африки. Уже в 2003 г. Алжир и Тунис уменьшили торговые пошлины на экспортируемую из ЕС продукцию на 6 %, Египет – на 8 %. В перспективе либерализация должна была проникнуть в торговлю услугами.

Стимулирование внутрирегиональной интеграции в Северной Африке в рамках Евро-Средиземноморского партнерства

Реализация проекта создания большой зоны свободной торговли с участием стран ЕС и его средиземноморских партнеров была невозможна без укрепления регионального измерения Юг-Юг и развития интеграционных связей между странами Южного Средиземноморья. Именно тогда ЕС обращает более пристальное внимание на Союз Арабского Магриба и начинает практиковать предоставление долгосрочных кредитов на развитие организации. Однако участники САМ становятся все менее заинтересованными в данной региональной группировке, которая не приносила никаких эффективных результатов, кроме нескольких успешно реализованных проектов в сфере образования и здравоохранения. Все страны-члены САМ все чаще начинают смотреть в сторону интеграции с ЕС, нежели друг с другом, и начинают рассматривать соседей по региону в качестве конкурентов, особенно в экономической сфере, т.к. за годы существования САМ страны Магриба так и не смогли обеспечить взаимодополняемость своих экономик. Таким образом, САМ не удалось к 2000 г. сформировать экономический союз. Более того, деятельность САМ была впоследствии фактически заморожена [3].

Несмотря на неудачу интеграционного проекта стран Магриба, ЕС не оставляет попытки стимулировать региональное сотрудничество между государствами Южного Средиземноморья. В 2004 г. были подписаны Агадирские соглашения о создании зоны свободной торговли между странами Средиземноморья: Египтом, Израилем, Иорданией, Марокко и Тунисом. В перспективе к ней должны были присоединиться все остальные члены Барселонского процесса [9]. После этого были сделаны попытки объединить страны Магриба и Ближнего Востока путем создания Большой арабской зоны свободной торговли (ГАФТА). Но и она не функционирует эффективно. На сегодняшний день подписано только три двусторонних соглашения о торговле между Египтом, Тунисом и Марокко. Рост доли внутриарабского экспорта не увеличился, и показатели темпов его роста в 2010 г. ничем не отличались от тех, что существовали с момента подписания договора [7].

Таким образом, попытка Евросоюза стимулировать интеграционные процессы в Северной Африке и Южном Средиземноморье на региональном уровне не увенчались успехом, даже несмотря на значительное финансирование данной инициативы. Только на реализацию одного Агадирского соглашения ЕС выделил 8 млн. евро на период 2004 – 2012 гг. Европейский союз не учел серьезные факторы, которые усложняют сближение североафриканских стран. Страны региона оказались не готовы к либерализации внешнеэкономических отношений с соседями из-за однотипности их хозяйственных структур, наличия внешнеполитических противоречий, нестабильной политической ситуации, низкого уровня развития региональной инфраструктуры, а также замкнутого характера большинства режимов стран региона, стремящихся к независимости и самостоятельности [1].

Вывод 

На сегодняшний день южносредиземноморские страны, включая Северную Африку, являются одним из наименее интегрированных в мире региональных рынков. Если во взаимной торговле товарами достигнут немалый прогресс, то в торговле услугами и инвестициях этого нет. Объем торговли между южносредиземноморскими партнерами составляет всего 6 % от общего объема торгового оборота стран региона, что является очень низким показателем. В таких условиях процесс создания евро-средиземноморской торговли продвигается крайне медленно. ЗСТ не была сформирована к 2012 г., и непонятно, предвидится ли реализация проекта. Мировой экономический кризис 2008 г., а позже события Арабской весны заставили страны ЕС значительно сократить финансирование. И в свете событий, происходящих сегодня в Европе, интенсификация сотрудничества представляется маловероятной. Европа разбирается со своими внутренними проблемами, поэтому пока средиземноморское сотрудничество отходит на дальний план. И все же, на мой взгляд, региональная интеграция стран Северной Африки при правильном подходе могла бы стать решением многих проблем не только самого региона, но и Европейского союза, которому в условиях современного миграционного кризиса необходимо остановить поток мигрантов из стран Северной Африки, что невозможно сделать без улучшения в этих странах социально-экономической ситуации. Для этого необходимо выработать более последовательную и грамотную концепцию интеграции североафриканских стран.


Библиографическая ссылка

Орлова С.Ю. Эволюция интеграционной политики ЕС в отношении стран Северной Африки // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=14678 (дата обращения: 19.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074