Введение
В условиях процессов глобализации государства для решения своих проблем политического и социально-экономического характера и повышения уровня развития своих экономик все чаще прибегают к объединению в региональные группировки. Интеграционные процессы затронули и Северную Африку. Немалое влияние на развитие этих процессов оказали страны Европейского Союза, которые объединяет со странами региона не только колониальное прошлое, но и обширные экономические и геополитические интересы.
В своей работе я попыталась выявить особенности региональной интеграции в Северной Африке, а также проследить эволюцию интеграционной политики ЕС в отношении государств данного региона. Эта цель будет конкретизироваться в следующих задачах:
1) разобраться в интересах, которые имеют страны Евросоюза в Северной Африке;
2) проанализировать попытки создания первого в регионе интеграционного регионального объединения САМ в 1980-х гг.;
3) охарактеризовать «Новую средиземноморскую политику» ЕС и понять ее причины;
4) проследить за попытками стимулирования региональной интеграции в Южном Средиземноморье в рамках новой политики;
5) определить результаты интеграционных инициатив ЕС в отношении стран Северной Африки и Средиземноморья в целом.
Интересы ЕС в Северной Африке
Северная Африка всегда занимала далеко не последнее место во внешней политике Европейского Союза. Для этого существует множество причин.
Во-первых, это взаимные экономические интересы обеих сторон. ЕС заинтересован в нефтяных, газовых и сельскохозяйственных ресурсах региона, а также дешевой рабочей силе для европейских ТНК. В свою очередь, экономики Северной Африки характеризуются высокой долей зависимости от Евросоюза, т.к. он занимает значительную долю в североафриканском экспорте и является донором инвестиций, технологий и товаров промышленного производства, необходимых для успешного развития региона.
Во-вторых, это сотрудничество в сфере безопасности на фоне роста волны религиозного радикализма и увеличение масштабов международного терроризма. Страны региона, в частности Ливия, являются местами размещения радикальных исламистских группировок, в том числе и ДАИШ.
В-третьих, это потребности в налаживании более интенсивного культурного диалога в связи с непрекращающейся миграцией из стран Северной Африки в Европу, что порождает ряд сложностей в адаптации мигрантов в новой среде. Также имеет место геополитический интерес ЕС, стремящегося расширить сферу своего влияния.
В таких условиях ЕС заинтересован в обеспечении стабильности в регионе и в достижении странами региона более высокого экономического и социального развития. Одним из эффективных способов решения таких проблем в условии глобализации является региональная интеграция. Следует сказать, что в Североафриканском регионе существуют серьезные предпосылки для интеграции: это и историческая общность, и географическая близость, и стоящие перед странами общие экономические и политические проблемы, требующие более эффективного решения. Мощным объединительным фактором является ислам [3].
Первые самостоятельные попытки интеграции в Североафриканском регионе
Первой попыткой создания интеграционного объединения в Североафриканском регионе стал Союз Арабского Магриба (САМ). Основы для его создания были заложены еще в 1950-1960-е гг. после деколонизации магрибских стран – Алжира, Марокко, Туниса, Ливии и Мавритании. В сентябре 1964 г. состоялась конференция на уровне министров экономики Алжира, Ливии, Марокко и Туниса, где была разработана доктрина экономического и торгового сотрудничества между государствами-участниками, а также был создан Постоянный консультативный комитет стран Магриба. Экономические и социально-политические перемены в большинстве стран региона в 1980-е гг. сдвинули процесс объединения с мертвой точки. В Алжире, Ливии, Тунисе и Марокко был взят курс на демократические преобразования [4].
В условиях глубокого кризиса и политической нестабильности правительства этих стран всерьез начинают рассматривать вариант политико-экономической интеграции. Каждое государство хотело получить свои выгоды от объединения: Тунис стремился нивелировать ограниченность в природных и людских ресурсах и слабое развитие обрабатывающих отраслей промышленности, ливийский лидер Муаммар Каддафи грезил об объединении всего арабского мира. Алжир и Марокко видели в новой организации решение своих внутриэкономических проблем, а также площадку для урегулирования отношений друг с другом, осложненных спором по поводу Западной Сахары. Мавритания, как самое бедное государство региона, приветствовала любые инициативы регионального объединения.
Организация САМ была создана 17 февраля 1989 г, после подписания пятью североафриканскими государствами – Алжиром, Марокко, Мавританией, Тунисом и Ливией – соглашения в марроканском городе Марракеш. Целью организации провозглашалось достижение прогресса и процветания в обществах стран-участниц. Страны обязались стремиться к выработке общей экономической и социальной политики, содействовать культурному диалогу и укреплять сотрудничество в сфере безопасности. У стран-участниц были достаточно амбициозные планы: к 1992 г. они намеревались создать ЗСТ, к 1995 г. – таможенный союз, а уже к 2000 г. государства Магриба должны были перейти в стадию полной экономической интеграции [2].
Европейское сообщество сначала неоднозначно прореагировало на инициативу арабских стран. Некоторые члены тогда еще Европейского Экономического Сообщества предпочитали иметь дело с отдельными странами, а не с организацией в целом. Активизация диалога между САМ и европейскими странами произошла в немалой степени благодаря Франции, которая была заинтересована в сохранении своего влияния в странах Магриба, являясь их бывшей метрополией. Однако на тот момент финансовая помощь для развития интеграционных процессов в регионе, поступавшая от европейских стран, оставалась незначительной.
«Новая средиземноморская политика» ЕС
Политика Европы в отношении стран Северной Африки активизируется только в начале 1990-х гг. Создание САМ не решило серьезные социально-экономические проблемы в регионе, демографический рост в Северной Африке привел к увеличению миграционных потоков из этих стран в Европу. Последствием бездействия европейцев было также то, что их позиции в регионе постепенно стали вытесняться американцами. Все это заставляет посмотреть на сотрудничество с южносредиземноморскими партнерами под новым углом [5]. Ведущим странам Европы пришлось выработать новую стратегию сохранения своего влияния в Северной Африке, которая была основана на продвижении интересов европейских стран в формате большой интеграционной группировки.
Странами ЕС провозглашается «Новая средиземноморская политика», в рамках которой в апреле 1992 г. Еврокомиссия выдвигает план по созданию зоны свободной зоны с Алжиром, Марокко и Тунисом. Вскоре большинство видов сельскохозяйственной продукции, экспортируемой странами Северной Африки в Европу, было освобождено от таможенных сборов. В 1994 г. появляется более широкий проект, который предполагал вовлечение в интеграционные процессы не только североафриканских стран, но государств всего Средиземноморья. Предполагалось, что такая политика позволит эффективнее решать проблемы социально-экономического развития стран Южного Средиземноморья и выведет не только отношения ЕС и Северной Африки, но и все евро-средиземноморское сотрудничество на новый уровень [6].
В ноябре 1995 г. был дан старт так называемому Барселонскому процессу, который был призван заложить основу для более динамичного сотрудничества стран ЕС и его средиземноморских партнеров. Барселонская декларация была подписана 27 государствами, в которой страны участницы объявляют о намерении развивать экономические отношения как с Евросоюзом, так и друг с другом. Главной целью данного сотрудничества декларировалось создание Евро-Средиземноморской зоны свободной торговли, которая должна была проходить поэтапно и завершиться к 2012 г. Реализация проекта была нацелена на стимулирование не только межрегионального, но и внутрирегионального сотрудничества между странами. Основными источниками финансирования данной инициативы должны были стать страны ЕС.
Постепенная либерализация торговли должна была осуществляться путем подписания государствами Южного и Восточного Средиземноморья двусторонних соглашений с ЕС об ассоциации и свободной торговле товарами [8]. Ассоциированное членство в ЕС – это возможность получить беспошлинный доступ к европейским рынкам, не являясь формальным членом организации, а также получить приток иностранных инвестиций и доступ к новейшим технологиям. Страны Североафриканского региона с энтузиазмом воспользовались предоставленной им возможностью, и уже в 1998 г. ЕС подписывает соглашение об ассоциированном членстве с Тунисом, в 2000 г. – с Марокко, в 2004 г. – с Египтом, в 2005 г. – с Алжиром.
Все эти договоры являлись своего рода низшим уровнем интеграции региона. В основном они ограничивались торговлей, но постепенно стали охватывать социально-культурные аспекты и миграционные вопросы [6]. Также в договорах оговаривались меры по защите интеллектуальной собственности, развитию туризма, защите окружающей среды. Изменяется таможенная политика стран Северной Африки. Уже в 2003 г. Алжир и Тунис уменьшили торговые пошлины на экспортируемую из ЕС продукцию на 6 %, Египет – на 8 %. В перспективе либерализация должна была проникнуть в торговлю услугами.
Стимулирование внутрирегиональной интеграции в Северной Африке в рамках Евро-Средиземноморского партнерства
Реализация проекта создания большой зоны свободной торговли с участием стран ЕС и его средиземноморских партнеров была невозможна без укрепления регионального измерения Юг-Юг и развития интеграционных связей между странами Южного Средиземноморья. Именно тогда ЕС обращает более пристальное внимание на Союз Арабского Магриба и начинает практиковать предоставление долгосрочных кредитов на развитие организации. Однако участники САМ становятся все менее заинтересованными в данной региональной группировке, которая не приносила никаких эффективных результатов, кроме нескольких успешно реализованных проектов в сфере образования и здравоохранения. Все страны-члены САМ все чаще начинают смотреть в сторону интеграции с ЕС, нежели друг с другом, и начинают рассматривать соседей по региону в качестве конкурентов, особенно в экономической сфере, т.к. за годы существования САМ страны Магриба так и не смогли обеспечить взаимодополняемость своих экономик. Таким образом, САМ не удалось к 2000 г. сформировать экономический союз. Более того, деятельность САМ была впоследствии фактически заморожена [3].
Несмотря на неудачу интеграционного проекта стран Магриба, ЕС не оставляет попытки стимулировать региональное сотрудничество между государствами Южного Средиземноморья. В 2004 г. были подписаны Агадирские соглашения о создании зоны свободной торговли между странами Средиземноморья: Египтом, Израилем, Иорданией, Марокко и Тунисом. В перспективе к ней должны были присоединиться все остальные члены Барселонского процесса [9]. После этого были сделаны попытки объединить страны Магриба и Ближнего Востока путем создания Большой арабской зоны свободной торговли (ГАФТА). Но и она не функционирует эффективно. На сегодняшний день подписано только три двусторонних соглашения о торговле между Египтом, Тунисом и Марокко. Рост доли внутриарабского экспорта не увеличился, и показатели темпов его роста в 2010 г. ничем не отличались от тех, что существовали с момента подписания договора [7].
Таким образом, попытка Евросоюза стимулировать интеграционные процессы в Северной Африке и Южном Средиземноморье на региональном уровне не увенчались успехом, даже несмотря на значительное финансирование данной инициативы. Только на реализацию одного Агадирского соглашения ЕС выделил 8 млн. евро на период 2004 – 2012 гг. Европейский союз не учел серьезные факторы, которые усложняют сближение североафриканских стран. Страны региона оказались не готовы к либерализации внешнеэкономических отношений с соседями из-за однотипности их хозяйственных структур, наличия внешнеполитических противоречий, нестабильной политической ситуации, низкого уровня развития региональной инфраструктуры, а также замкнутого характера большинства режимов стран региона, стремящихся к независимости и самостоятельности [1].
Вывод
На сегодняшний день южносредиземноморские страны, включая Северную Африку, являются одним из наименее интегрированных в мире региональных рынков. Если во взаимной торговле товарами достигнут немалый прогресс, то в торговле услугами и инвестициях этого нет. Объем торговли между южносредиземноморскими партнерами составляет всего 6 % от общего объема торгового оборота стран региона, что является очень низким показателем. В таких условиях процесс создания евро-средиземноморской торговли продвигается крайне медленно. ЗСТ не была сформирована к 2012 г., и непонятно, предвидится ли реализация проекта. Мировой экономический кризис 2008 г., а позже события Арабской весны заставили страны ЕС значительно сократить финансирование. И в свете событий, происходящих сегодня в Европе, интенсификация сотрудничества представляется маловероятной. Европа разбирается со своими внутренними проблемами, поэтому пока средиземноморское сотрудничество отходит на дальний план. И все же, на мой взгляд, региональная интеграция стран Северной Африки при правильном подходе могла бы стать решением многих проблем не только самого региона, но и Европейского союза, которому в условиях современного миграционного кризиса необходимо остановить поток мигрантов из стран Северной Африки, что невозможно сделать без улучшения в этих странах социально-экономической ситуации. Для этого необходимо выработать более последовательную и грамотную концепцию интеграции североафриканских стран.