Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ЭВАЛЮАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

Усатая И.Е. 1 Давыдова М.А. 1
1 Донской государственный технический университет
Эвалюация в образовании, являясь сложным комплексным исследованием, носит многофункциональный характер и представляет собой вид оценочно-аналитической деятельности. В образовании она охватывает спектр теоретико-методологических и практических работ по систематическому исследованию ценности и позитивности качеств обучающихся на основе единой методологии и сочетания количественных и качественных методов изменений. История развития эвалюации представлена четырьмя основными этапами. Объектами эвалюации в последнее время становятся: результаты образовательного процесса. Отличительными особенностями эвалюации являются объективность, высокая информативность и прогностичность.В целом эвалюация является необходимым слагаемым современных образовательных систем, без нее не могут быть решены многие современные проблемы образования. Становление эвалюации в образовании является сегодня неизбежным следствием глобальных процессов, охватывающих все сферы общественной жизни.
валидность.
надежность
методологический подход
бенчмаркинг
системный подход
мониторинг качества образования
стандартизированное тестирование
оценочные процессы
педагогические измерения
управление качеством
методология
эвалюация образования
качество образования
1. Гуськова М. В., Звонников В. И. Этапы развития эвалюации в образовании / Экономика образования. № 4, 2011. – С. 8-12.
2. Гуськова М.В. Эвалюация в управлении качеством образования в условиях его модернизации. Дисс. на соискание ученой степени доктора пед. наук. - Великий Новгород . 2014. – С. 26-51.
3. Ефремова Н.Ф. Обеспечение качества оценочной деятельности вузов на основе стандартов эвалюации // Проблемы качества образования: материалы XXIII Всерос. науч.- метод. конф., 24-30 мая 2013 / УГАТУ.-Уфа. 2013. - С. 3-9.
4. Ефремова Н.Ф. Эвалюация как информационная основа управления качеством обучения // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-7. – С. 1489-1493.
5. Ефремова Н.Ф., Звонников В.И., Челышкова М.Б. Педагогические измерения в образовании. // Педагогика. - 2006. № 2. – С. 14-22.
6. Звонников, В.И. Современные средства оценивания результатов обучения : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / В.И. Звонников, М.Б.Челышкова. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 224 с.
7. Найденова, Н.Н. Эвалюация – новый подход к качеству образования. Образование в изменяющемся мире / А.П. Лиферов, В.А. Мясников, Н.Н. Найденова, И.А. Тагунова. – М.: Элит-Полиграф, 2005. – С. 351-636.
8. Пальмова Е.А. Эвалюация как неотьемлемая составляющая современного образования / Российский психологический журнал. Психология образования. - 2011. Т. 8 № 2. – С. 19-32.

Начало XXI в. в России характеризуется повышением внимания к качеству образования, интенсивным поиском путей повышения эффективности управления образовательной системой. Современные реформы, пронизывающие все уровни образовательной системы и предполагающие глубокий анализ тенденций в изменении, направлены в первую очередь на оценивание достижений обучающихся и повышение качества образования. Стремление привести качество отечественного образования в соответствие с требованиями международных стандартов логически влечет за собой необходимость привлечения зарубежного опыта по его оценке и управлению по результатам. В зарубежной практике, оценке учебных достижений обучающихся, уделяется очень большое внимание, ключевой деятельностью в данном направлении уже на протяжении нескольких десятилетий выступает эвалюация образования, выводящая процессы анализа и оценки качества образования на качественно новый уровень [1]. Эвалюация в образовании, являясь сложным комплексным исследованием, носит многофункциональный характер и представляет собой вид оценочно-аналитической деятельности. В образовании она охваты­вает спектр теоретико-методологических и практических работ по систематическому исследованию ценности и позитивности качеств обучающихся на основе единой методологии и соче­тания количественных и качественных методов изменений. Отдавая должное важной роли педагогических измерений и теории принятия решений, следует отметить, что до сих пор не сформирован четкий, целостный механизм реализации эвалюации в системе управления качеством обучения в системе отечественного образования.

История развития эвалюации может быть представлена четырьмя основными этапами. Первый из них охватывает временной промежуток с начала 60-х до конца 70-х годов ХХ века, когда в оценочных процессах преобладали методы стандартизированного тестирования обучающихся и соотнесения их результатов с нормами выполнения тестов [2].

Второй этап от начала 80-х до начала 90-х годов ХХ века, когда наряду с классической теорией измерений начала активно использоваться современная теория тестов Items Response Theory (IRT), позволяющая благодаря специальному математическому аппарату и вероятностным моделям строить квазиинтервальную шкалу оценок педагогического измерения.

К третьему промежутку следует отнести этап с начала 90-х годов ХХ века до начала XXI в. Он характеризуется активным использованием тестов на раз­личных уровнях: в школьных контрольно-оценочных системах, на национальных экзаменах и в системах мониторинга качества образования. В педагогических измерениях этого этапа доминировала теория конструирования и применения тестов IRT, позволяющая строить уровневые шкалы.

Четвертый этап развития образовательной эвалюации начался с 2000 г. Его отличает не смена философских парадигм, а расширенное использование методологических основ теории управления и принятия решений. Для него характерно становление бипарадигмальной методологии эвалюации, базирующейся на сочетании качественных и количественных оценок [6].

Во всем мире в сфере образования утверждается парадигма теории управления, включающая системный подход, приоритет стратегического уп­равления развитием социально-экономических систем, монито­ринг и бенчмаркинг, что позволяет планировать эффекты ново­введений, управлять качеством образования, оценивать риски при­нятия управленческих решений, эффективно распределять чело­веческие ресурсы и внедрять новые информационные техноло­гии в образование. В этом плане эвалюация предоставляет широкие возможности. Согласно современной трак­товке, она не связывается лишь с процессом по­лучения оценок, а понимается гораздо шире – как интегративная категория оценочно-аналитической деятельности в управ­лении качеством образования. Рассматривается как совокупность мер по подготовке и проведению контрольно-оценочной деятельности, получению валидной образовательной информации о состоянии объектов, накоплению и анализу данных о достижениях (портфолио), прогнозированию развития образовательных систем и субъектов образовательного процесса [4]. Эвалюация в образовании рассматривается как интегрированная контрольно-оценочная и оценочно-аналитическая система, обеспечивающая получение надежной информации о состоянии исследуемых объектов [3]. Она охваты­вает широкий спектр теоретико-методологических и практических работ по систематическому исследованию ценности и позитивности качеств обучающихся, анализируемых на основе единой методологии, соче­тания количественных и качественных методов для отслеживания характера и динамики изменений в обучении [7, 8].

Таким образом, эвалюация в образовании включает все направления оценочно-аналитической деятельности: постановка целей, определение методологического подхода (как правило, с опорой на динамические методы анализа измене­ний характеристик обучаемых); разработка логических или математических моделей; выбор методов сбора и анализа информации (с преимуще­ственной опорой на теорию педагогических измерений и стати­стические методы, которые не исключают широкого применения качественных экспертных оценок); разработка дизайна исследования; определение методов обработки и интерпретации данных в процессе анализа для принятия управленческих решений в целях повышения качества образования.

Это совокупность мер по подготовке и проведению системной и преемственной деятельности по получению надежной и валидной информации о состоянии оцениваемых объектов, накоплению эмпирических данных для прогнозирования дальнейшего развития субъектов образовательного процесса и достижения ими планируемых результатов. Кроме того, эвалюация направлена, с одной стороны, на сопоставление результатов обучения с соответствующими национальными и международными нормами, следствием чего является выражение своеобразного вердикта доверия; с другой, на выявление потенциальных возможностей для улучшения качества, следствием чего является определение краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных планов совершенствования как образовательной системы, так и каждого субъекта образовательного процесса.

Объектами эвалюации в последнее время становятся: результаты образовательного процесса (успеваемость обучающихся, удовлетворенность участников образовательного процесса, результативность мероприятий, внешняя оценка, экспертиза учебных планов, программ и др.); органы управления образованием и образовательные учреждения; инновационность образовательного процесса (новые технологии обучения и формы контроля, современные методы управления качеством и др.); соотношение затрат и достижений; удовлетворенность потребителей качеством образовательных услуг (условия образовательного процесса, комфортность пребывания в образовательном учреждении и др.); эффективность социального партнерства (субъект-субъектные отношения педагога и обучающегося, участие родителей и работодателей в организации учебной деятельности, расширение возможностей дополнительного образования и др.) [4].

Отличительными особенностями эвалюации являются объективность, высокая информативность и прогностичность, что достигается путем перехода к использованию аппарата педагогических измерений и мониторинга [5]. С этой же целью широко используются процедуры сравнительных обследований международного, федерального и регионального уровней и др., которые обеспечивают надежную обратную связь между обучающимися и педагогами, образовательными системами и органами управления образованием, а также создают условия для самоконтроля, самоаттестации и самоидентификации.

Работа эвалюатора состоит в планировании исследования, выявлении, оценке и обосновании степени соответствия наблюдаемых величин, полученных в проекте или программе, требованиям стандартов на основе методологии сочетания количественных и качественных методов в эвалюации.

В целом эвалюация является необходимым слагаемым современных образовательных систем, без нее не могут быть решены многие современные про­блемы образования. Процесс управления качеством образования предполагает целенаправленную деятельность по реализации целей и координации действий всех составляющих образовательной системы, его субъектов для достижения планируемых результатов обучения. Результаты педагогического измерения являются научной основой для распознавания, анализа, функционирования, развития, прогнозирования и совершенствования систем управления качеством образования.

Реализация комплексного подхода к использованию результатов эвалюации в управлении качеством образования должна включать динамический, сравнительный, дифференцирующий и прогностический анализ данных измерений и регламентироваться рядом научных требований к характеристикам информационной базы, учету смещающих факторов, процедурам сбора, обработки, анализа и интерпретации данных измерения. К этим требованиям следует отнести применение в осмыслении результатов измерения базисной методологии управления качеством, высокую надежность и валидность результатов измерения, широкое использование динамического подхода при оценивании качества обучения, учет всех факторов, влияющих на качество результатов обучения и обеспечение сопоставимости оценок качества образования.

К основным формам эвалюации относятся: международные программы оценивания, примерами которых выступают исследования PISA, TIMSS; национальные программы оценивания, основная цель которых заключается в установлении уровня знаний, умений и навыков обучающихся по основным дисциплинам; отчеты о деятельности образовательных организаций; системы мониторинга образовательных достижений, относящихся к микроуровням образовательной системы; внутренняя эвалюация и совокупность внешних оценок; система различных видов контроля и экзаменов.

Заключение. Таким образом, сегодня качество становится основным фактором, определяющим приоритеты прогресса в высокоразвитых странах мира во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в образовании, являющемся источником развития производительных сил общества и формирования человеческого капитала государства. Актуальность проблем повышения качества образования носит вечный характер, поскольку именно ему отводится ведущая роль в обеспечении воспроизводства необходимой квалификации населения, уровень образованности которого – залог успешного развития общества и экономики, повышения национальной безопасности и общего потенциала каждой страны.

Эвалюация дает надежные сопоставимые данные, характеризует образовательный процесс в динамике и обладает прогностическими свойствами. Она, организованная специализированной структурой, высвобождает время педагога для усиления работы с обучающимися. Такие структуры проводят весь цикл эвалюации: разработку оценочного инструментария по целям и задачам образования, методик проведения оценочных процедур; обработку материалов, проверку результатов, подготовку протоколов и рекомендаций.

Очевидно, что становление эвалюации в образовании является сегодня неизбежным следствием глобальных процессов, охватывающих все сферы общественной жизни. Необходимым условием успешности и эффективности эвалюации выступает ее принятие педагогами, которым важно помнить, что задача эвалюатора состоит не в контроле, проверке или оценке его деятельности, а в помощи ему и поддержке. Результаты эвалюации носят рекомендательный характер, ее процесс всегда предполагает диалог сопричастных лиц. Основным в эвалюации является установка на информирование, поддержку и улучшение.


Библиографическая ссылка

Усатая И.Е., Давыдова М.А. ЭВАЛЮАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=14357 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674