Начало XXI в. в России характеризуется повышением внимания к качеству образования, интенсивным поиском путей повышения эффективности управления образовательной системой. Современные реформы, пронизывающие все уровни образовательной системы и предполагающие глубокий анализ тенденций в изменении, направлены в первую очередь на оценивание достижений обучающихся и повышение качества образования. Стремление привести качество отечественного образования в соответствие с требованиями международных стандартов логически влечет за собой необходимость привлечения зарубежного опыта по его оценке и управлению по результатам. В зарубежной практике, оценке учебных достижений обучающихся, уделяется очень большое внимание, ключевой деятельностью в данном направлении уже на протяжении нескольких десятилетий выступает эвалюация образования, выводящая процессы анализа и оценки качества образования на качественно новый уровень [1]. Эвалюация в образовании, являясь сложным комплексным исследованием, носит многофункциональный характер и представляет собой вид оценочно-аналитической деятельности. В образовании она охватывает спектр теоретико-методологических и практических работ по систематическому исследованию ценности и позитивности качеств обучающихся на основе единой методологии и сочетания количественных и качественных методов изменений. Отдавая должное важной роли педагогических измерений и теории принятия решений, следует отметить, что до сих пор не сформирован четкий, целостный механизм реализации эвалюации в системе управления качеством обучения в системе отечественного образования.
История развития эвалюации может быть представлена четырьмя основными этапами. Первый из них охватывает временной промежуток с начала 60-х до конца 70-х годов ХХ века, когда в оценочных процессах преобладали методы стандартизированного тестирования обучающихся и соотнесения их результатов с нормами выполнения тестов [2].
Второй этап от начала 80-х до начала 90-х годов ХХ века, когда наряду с классической теорией измерений начала активно использоваться современная теория тестов Items Response Theory (IRT), позволяющая благодаря специальному математическому аппарату и вероятностным моделям строить квазиинтервальную шкалу оценок педагогического измерения.
К третьему промежутку следует отнести этап с начала 90-х годов ХХ века до начала XXI в. Он характеризуется активным использованием тестов на различных уровнях: в школьных контрольно-оценочных системах, на национальных экзаменах и в системах мониторинга качества образования. В педагогических измерениях этого этапа доминировала теория конструирования и применения тестов IRT, позволяющая строить уровневые шкалы.
Четвертый этап развития образовательной эвалюации начался с 2000 г. Его отличает не смена философских парадигм, а расширенное использование методологических основ теории управления и принятия решений. Для него характерно становление бипарадигмальной методологии эвалюации, базирующейся на сочетании качественных и количественных оценок [6].
Во всем мире в сфере образования утверждается парадигма теории управления, включающая системный подход, приоритет стратегического управления развитием социально-экономических систем, мониторинг и бенчмаркинг, что позволяет планировать эффекты нововведений, управлять качеством образования, оценивать риски принятия управленческих решений, эффективно распределять человеческие ресурсы и внедрять новые информационные технологии в образование. В этом плане эвалюация предоставляет широкие возможности. Согласно современной трактовке, она не связывается лишь с процессом получения оценок, а понимается гораздо шире – как интегративная категория оценочно-аналитической деятельности в управлении качеством образования. Рассматривается как совокупность мер по подготовке и проведению контрольно-оценочной деятельности, получению валидной образовательной информации о состоянии объектов, накоплению и анализу данных о достижениях (портфолио), прогнозированию развития образовательных систем и субъектов образовательного процесса [4]. Эвалюация в образовании рассматривается как интегрированная контрольно-оценочная и оценочно-аналитическая система, обеспечивающая получение надежной информации о состоянии исследуемых объектов [3]. Она охватывает широкий спектр теоретико-методологических и практических работ по систематическому исследованию ценности и позитивности качеств обучающихся, анализируемых на основе единой методологии, сочетания количественных и качественных методов для отслеживания характера и динамики изменений в обучении [7, 8].
Таким образом, эвалюация в образовании включает все направления оценочно-аналитической деятельности: постановка целей, определение методологического подхода (как правило, с опорой на динамические методы анализа изменений характеристик обучаемых); разработка логических или математических моделей; выбор методов сбора и анализа информации (с преимущественной опорой на теорию педагогических измерений и статистические методы, которые не исключают широкого применения качественных экспертных оценок); разработка дизайна исследования; определение методов обработки и интерпретации данных в процессе анализа для принятия управленческих решений в целях повышения качества образования.
Это совокупность мер по подготовке и проведению системной и преемственной деятельности по получению надежной и валидной информации о состоянии оцениваемых объектов, накоплению эмпирических данных для прогнозирования дальнейшего развития субъектов образовательного процесса и достижения ими планируемых результатов. Кроме того, эвалюация направлена, с одной стороны, на сопоставление результатов обучения с соответствующими национальными и международными нормами, следствием чего является выражение своеобразного вердикта доверия; с другой, на выявление потенциальных возможностей для улучшения качества, следствием чего является определение краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных планов совершенствования как образовательной системы, так и каждого субъекта образовательного процесса.
Объектами эвалюации в последнее время становятся: результаты образовательного процесса (успеваемость обучающихся, удовлетворенность участников образовательного процесса, результативность мероприятий, внешняя оценка, экспертиза учебных планов, программ и др.); органы управления образованием и образовательные учреждения; инновационность образовательного процесса (новые технологии обучения и формы контроля, современные методы управления качеством и др.); соотношение затрат и достижений; удовлетворенность потребителей качеством образовательных услуг (условия образовательного процесса, комфортность пребывания в образовательном учреждении и др.); эффективность социального партнерства (субъект-субъектные отношения педагога и обучающегося, участие родителей и работодателей в организации учебной деятельности, расширение возможностей дополнительного образования и др.) [4].
Отличительными особенностями эвалюации являются объективность, высокая информативность и прогностичность, что достигается путем перехода к использованию аппарата педагогических измерений и мониторинга [5]. С этой же целью широко используются процедуры сравнительных обследований международного, федерального и регионального уровней и др., которые обеспечивают надежную обратную связь между обучающимися и педагогами, образовательными системами и органами управления образованием, а также создают условия для самоконтроля, самоаттестации и самоидентификации.
Работа эвалюатора состоит в планировании исследования, выявлении, оценке и обосновании степени соответствия наблюдаемых величин, полученных в проекте или программе, требованиям стандартов на основе методологии сочетания количественных и качественных методов в эвалюации.
В целом эвалюация является необходимым слагаемым современных образовательных систем, без нее не могут быть решены многие современные проблемы образования. Процесс управления качеством образования предполагает целенаправленную деятельность по реализации целей и координации действий всех составляющих образовательной системы, его субъектов для достижения планируемых результатов обучения. Результаты педагогического измерения являются научной основой для распознавания, анализа, функционирования, развития, прогнозирования и совершенствования систем управления качеством образования.
Реализация комплексного подхода к использованию результатов эвалюации в управлении качеством образования должна включать динамический, сравнительный, дифференцирующий и прогностический анализ данных измерений и регламентироваться рядом научных требований к характеристикам информационной базы, учету смещающих факторов, процедурам сбора, обработки, анализа и интерпретации данных измерения. К этим требованиям следует отнести применение в осмыслении результатов измерения базисной методологии управления качеством, высокую надежность и валидность результатов измерения, широкое использование динамического подхода при оценивании качества обучения, учет всех факторов, влияющих на качество результатов обучения и обеспечение сопоставимости оценок качества образования.
К основным формам эвалюации относятся: международные программы оценивания, примерами которых выступают исследования PISA, TIMSS; национальные программы оценивания, основная цель которых заключается в установлении уровня знаний, умений и навыков обучающихся по основным дисциплинам; отчеты о деятельности образовательных организаций; системы мониторинга образовательных достижений, относящихся к микроуровням образовательной системы; внутренняя эвалюация и совокупность внешних оценок; система различных видов контроля и экзаменов.
Заключение. Таким образом, сегодня качество становится основным фактором, определяющим приоритеты прогресса в высокоразвитых странах мира во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в образовании, являющемся источником развития производительных сил общества и формирования человеческого капитала государства. Актуальность проблем повышения качества образования носит вечный характер, поскольку именно ему отводится ведущая роль в обеспечении воспроизводства необходимой квалификации населения, уровень образованности которого – залог успешного развития общества и экономики, повышения национальной безопасности и общего потенциала каждой страны.
Эвалюация дает надежные сопоставимые данные, характеризует образовательный процесс в динамике и обладает прогностическими свойствами. Она, организованная специализированной структурой, высвобождает время педагога для усиления работы с обучающимися. Такие структуры проводят весь цикл эвалюации: разработку оценочного инструментария по целям и задачам образования, методик проведения оценочных процедур; обработку материалов, проверку результатов, подготовку протоколов и рекомендаций.
Очевидно, что становление эвалюации в образовании является сегодня неизбежным следствием глобальных процессов, охватывающих все сферы общественной жизни. Необходимым условием успешности и эффективности эвалюации выступает ее принятие педагогами, которым важно помнить, что задача эвалюатора состоит не в контроле, проверке или оценке его деятельности, а в помощи ему и поддержке. Результаты эвалюации носят рекомендательный характер, ее процесс всегда предполагает диалог сопричастных лиц. Основным в эвалюации является установка на информирование, поддержку и улучшение.